Выдержка из текста работы
Поскольку сбор налогов — дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
В связи с отменой большинства региональных и местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Объектом исследования в данной работе выступают налоги.
Предметом исследования является совокупность показателей, характеристик и определений раскрывающих сущность, роль и значение
налогов как основы государственных доходов.
Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.
Информационной базой при написании данной работы послужили нормативные и законодательные акты, а также труды таких авторов как: Колчин С.П. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Лысов Е.А. Никтьенко И.Д. Пансков В.Г. Пансков В.Г. Романовский М.В.Свиридов Т.О. Тимофеев О.Ш.Фомин П.Р .Яковлев П.Г. и др.
1 Теоретические основы налогов
1.1 Исторические аспекты зарождения налогов
Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному [9,с.15] .
История свидетельствует, что налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались » auxilia» ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство.» [20,с.44]………..
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Задача правительства — создать такую налоговую систему, которая обеспечит своевременный сбор налоговых поступлений, необходимых для финансирования расходов государства, и в то же время создаст благоприятные условия для развития производства и роста благосостояния россиян.
1. Репрессивная сущность действующей налоговой системы
Действующая в настоящее время налоговая система оказывает разрушительное влияние на экономику России.
На сегодняшний день единственной задачей, которую ставит перед собой налоговая система, является максимально возможное пополнение доходной части бюджета. Налогообложение направлено исключительно на сиюминутное увеличение поступлений средств в бюджет, что приводит к неоправданному уровню совокупного налогового бремени.
Крайняя сложность и неопределенность налогового законодательства вызывает большие проблемы как у налоговых инспекций, так и у налогоплательщиков. Сложность российского налогового законодательства, его непрерывные изменения приводит к большому количеству споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, на содержание которых расходуются большие объемы бюджетных средств, и значительно ухудшает инвестиционный климат России.
Частые изменения в налоговом законодательстве, не оправданные экономическими потребностями, не позволяют хозяйствующим субъектам планировать свою деятельность, сдерживают развитие предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку именно эти предприятия наиболее чувствительны к каким-либо изменениям условий хозяйствования.
Слабость доходной базы муниципальных бюджетов делает невозможным для многих органов местного самоуправления проведение самостоятельной, рациональной и ответственной бюджетной политики, удовлетворяющей потребностям той или иной территории. Главным направлением реформирования налоговой системы российского государства должно быть изменение ее целевой направленности. Налогообложение необходимо построить так, чтобы и предприниматели, и наемные работники были заинтересованы в увеличении легальных объемов производства, легализации и росте заработной платы.
Налоговые поступления должны увеличиться за счет роста объемов производства и доходов граждан, легализации российского бизнеса, а не в результате увеличения налоговых ставок и введения новых налогов.
В свою очередь федеральный бюджет должен быть инструментом государственной политики в области экономического развития, обороны, социальной сферы, а не средством для латания финансовых прорех.
Необходимо:
сократить количество взимаемых налогов;
значительно упростить налоговую систему. Постепенно отказаться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать и перенести акцент на те из них, которые легче поддаются контролю;
осуществить дальнейшее снижение ставок налога на прибыль. Разрешить предприятиям вычитать из прибыли все документально подтвержденные затраты, связанные с производством и продвижением товаров на рынок;
окончательно поставить барьер на пути всякого рода подзаконных актов по налогообложению.
Основные направления налоговой реформы
поэтапно снизить налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей, стимулируя тем самым производство и одновременно делая невыгодным уклонение от налогов. Отменить малоэффективные налоги и снизить ставки налогов на бизнес, которые угнетают реальный сектор экономики;
переместить акценты с налогообложения бизнеса на налогообложению земли, недвижимости, транспортных средств и иных объектов собственности;
снизить максимальную ставку подоходного налога до 30%, сократить количество ставок налогообложения, поднять их верхние границы;
повысить эффективность работы налоговых органов;
исключить практику постоянного изменения налогового законодательства.
исключить практику изменения налогооблагаемой базы федеральных налогов и предоставления дополнительных налоговых льгот со стороны органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
разработать механизм компенсации потерь бюджетов территорий в связи с предоставлением налоговых льгот органами власти более высокого уровня по налогам, являющимся источниками доходов субъектов РФ;
провести реформу межбюджетных отношений и обеспечить нормальное пополнение муниципальных бюджетов;
постепенно отказаться от практики поддержки отстающих регионов при помощи средств федерального бюджета. Вместо этого Центр должен обеспечить финансирование на законодательно установленном минимальном уровне сфер здравоохранения, образования, культуры в масштабах всей страны. Это исключит не целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета;
Меры по реформированию налоговой системы
В ближайшее время нужно пересмотреть существующую систему налогов с целью исключения из нее плохо собираемых и трудно контролируемых налогов. Вводить практику перевода предприятий, чья деятельность с трудом подлежит эффективному контролю со стороны налоговых органов, на систему фиксированных платежей.
Реформирование налоговой системы предусматривает последовательное снижение ставок налогов, и, прежде всего, тех, которые в наибольшей степени угнетают производственный сектор и хуже всего собираются. Снижение налогового бремени в отношении доходов хозяйствующих субъектов должно сопровождаться переходом к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и иного имущества.
Список использованных источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002
2. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г.)
3. Федеральный закон от 16.05.2010 № 76-ФЗ «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 № 288-р.
5. Федеральный закон от 24.07.2010 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 19.07.2010 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
7. Федеральный закон от 30.04.2008 № 55-ФЗ.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118
9. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
10. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2008.
11. Колчин С.П. Налогообложение. М., 2009.
12. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2008.
13. Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2009. — № 8
14. Никтьенко И.Д. Налоги их сущность,роль и начение // Налоговый вестник. 2010.- № 11
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2008.
16. Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник. 2008, № 12
17. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2010
18. Региональные и местные налоги и сборы. М., 2008
19. Романовский М.В. Бюджетная система РФ. М., 2009
20. Рыков Д.П. алоги в Оренбургской области // Вечерний Оренбург. 2010.№14
21. Свиридов Т.О. Общие проблемы налоговой системы РФ // Государство и право -2010 — №1.
22. Тимофеев О.Ш. Совершенствование налоговой системы России // ЭКО — 2010- № 2.
23. Уточкин Л.О Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс // Российский экономический журнал — 2008 — № 5-6.
24. Удотов Р.Ж. Особенности национальной налоговой системы в пореформенный период // Эксперт — 2009 — №1.
25. Фомин П.Р Налоговую систему России необходимо совершенствовать // Финансы — 2009 — № 7.
26. Яковлев П.Г. Пути совершенствования налоговой системы // Проблемы теории и практики управления -2008- № 5.