Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример шпаргалки по философии: 63 вопроса — подготовка к экзамену.

Раздел: Шпаргалка

Выдержка из текста работы

01. Сущность и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифическое, религиозное, философское. Философское мировоззрение и естественнонаучная картина мира.

02. Предмет и структура философии, их изменение в ходе исторического развития. Специфика философского знания и основные проблемы философии.

03. Философия в системе культуры, ее основные функции и роль в обществе. 04. Философия и наука.

05. Исторические условия возникновения, становления и развития античной философии, ее характерные черты и основные проблемы. От мифа к логосу.

06. Ионийская философия древней Греции: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит эфесский.

07. Италийская философия древней Греции: Пифагор и пифагорейцы; элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).

08. Софисты и Сократ: от космоса к человеку и обществу. Учение о добродетели. Познание и обучение. Диалектика.

09. Античный атомизм и детерминизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Философия Платона: теория идей; теория познания; социально-политические взгляды (учение о государстве).

10.Философия Аристотеля: определение предмета философии; учение о материи и форме; социально-политические взгляды. 11.Эллинистически-римская философия: сущность и общие черты

эллинизма; Эпикур и эпикуреизм; стоицизм; скептицизм. 12.Средневековая философия: теоцентризм и креационизм; христианское

откровение; эсхатология. Проблемы соотношения веры и разума,

сущности и существования. Номинализм и реализм. Схоластика как

рациональное обоснование теологии. Теодицея.

13.Философия эпохи Возрождения: секуляризация; антропоцентризм,

гуманизм и проблема гармоничной личности; натурфилософский

пантеизм и гелиоцентризм (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г.

Галилей); социально-политические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. 14.Основные черты философии Нового времени, ее связь с наукой,

естественнонаучным знанием и практикой. Критика схоластики.

Механицизм.

15.Философия Ф. Бэкона: проблемы материализма, сознания, познания и

метода; учение об идолах (призраках), искажающих знание. Эмпиризм и

индуктивный метод.

16.Философия Р. Декарта: дуализм философии Декарта, учение о

субстанциях и атрибутах; рационализм и дедуктивный метод; проблема

методологического сомнения и интуиции.

17.Учение Т. Гоббса о природе и человеке. Договорная теория государства

(«Левиафан»).

18.Сенсуалистическая теория познания Д. Локка. Учение о «первичных» и

«вторичных» качествах. Социологические и политические воззрения

Локка.

19.Философия Б. Спинозы: пантеизм; учение о субстанции, атрибутах и

модусах. Теория познания, рационализм.

20.Монадология Г. Лейбница (учение о множественности субстанций).

Теория познания как компромисс между декартовским рационализмом и

локковским эмпиризмом и сенсуализмом. Понятие абсолютного

тождества и основные идеи вероятностной логики.

21.Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли, его критика материи

как субстанции. Агностицизм Д. Юма, его концепция причинности и

науки.

22.Философия Просвещения XVIII века: философские взгляды Вольтера;

социально-политическая теория Руссо.

23. Французский материализм XVIII в.: учения о природе, материи,

движении, о человеке, сознании, обществе (Ламетри, Дидро, Гельвеции,

Гольбах).

24.Основные черты и характерные особенности немецкой классической

философии (XVIII XIX вв.) как «духовной квинтэссенции своего

времени»; противоречивость и системный характер философских учений,

их многообразие и взаимосвязь.

25.Естественнонаучные и философские взгляды И. Канта, его теория

познания, априоризм и агностицизм; социально-политическая теория,

этика и эстетика.

26.Философская система Г. Гегеля: тождество мышления и бытия; логика,

философия природы, философия духа. Сущность диалектического метода

Гегеля. Гегелевская философия истории.

27. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Анализ религии.

Этические взгляды, теория познания.

28.Формирование и развитие марксистской философии, ее основные черты:

диалектико-материалистическая теория природы, человека и общества,

сознания и познания; проблемы отчуждения, насилия и свободы в

развитии общества.

29.Современная западная философия, ее основные черты и особенности:

критический пересмотр принципов и традиций классической философии;

сциентизм и антисциентизм; многообразие философских направлений и

концепций. 30.Неопозитивизм и его разновидности как отражение и интерпретация

философско-методологических проблем современной науки.

31. Экзистенциализм (философия существования), ее основные черты:

проблема человека, соотношение существования и сущности, свободы и

ответственности; универсальность и неизбежность отчуждения как

неподлинного существования, кризисный и конфликтный характер

человеческого сознания и существования.

32.Неотомизм как наиболее типичная форма религиозной философии:

тождество бога и бытия, «аналогия сущего» — основа обретения знания о

боге; принцип «гармонии» веры и разума; персонализм как неразрывная

связь личности с божеством.

33.Современная западная философия истории. Футурологические модели

общества (технократические, технофобские, информационные). 34.Основные черты и проблемы русской философии XIX XX вв., ее

религиозный характер и обоснование исторической судьбы России. Идеи

гармонии разума и природы в философии «русского космизма» (Н.

Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). Идея всеединства в философии

B.C. Соловьева. Проблема личности, творчества, свободы в философии

Н.А. Бердяева.

35.Бытие как исходная категория философии. Проблема субстанции в

философии. Основные формы и диалектика бытия. Бытие человека и

общества как единство объективной и субъективной реальности. 36.Становление и развитие философской категории «материя». Диалектико-

материалистическое определение материи, его мировоззренческий и

методологический смысл. Современная наука и философия о строении и

свойствах материи.

37. Движение как способ существования материи. Основные типы и формы

движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и

развитие.

38. Пространство и время как всеобщие атрибуты материи. Субстанциальная

и реляционная концепции пространства и времени. Качественное

многообразие пространственно-временных структур. Особенности

биологического, социального и «психологического» пространства-времени.

39. Проблема единства и многообразия мира в философии и современной

науке.

40. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии. Взаимосвязь

диалектики, кибернетики и синергетики. Метафизическая концепция

развития.

41. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и

теории познания.

42. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени

развития познания.

43. Единичное, особенное и общее.

44. Сущность и явление, содержание и форма как категории диалектики. 45.Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип системности и системный подход.

46. Причинность, необходимость и случайность; возможность и

действительность. Концепция детерминизма. Соотношение динамических

и статических закономерностей.

47.Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и

качественных изменений в процессе развития.

48.Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и

борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма

развития.

49.Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика

направленности основных фаз развития.

50. Методологическое значение и эвристическая функция законов и

категорий диалектики. Несостоятельность методологических основ

софистики, эклектики, догматизма и релятивизма.

51.Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности

человека. Структура практической деятельности и ее основные формы.

Техника и техническая деятельность как одна из форм практики. 52.Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания и

его роль в человеческой деятельности. Сознание, самосознание и

бессознательное. Моделирование сознания и проблема искусственного

интеллекта.

53.Генезис сознания. Природа отражения и его развитие как генетическая

предпосылка сознания. Идеальность сознания. Сознание как субъективная

реальность. Отражение, информация, управление.

54.Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная

природа. Сознание и язык. Индивидуальное и общественное сознание;

уровни и формы общественного сознания.

55.Проблема познаваемости мира, философский скептицизм и агностицизм.

Познание как активное отражение действительности. Субъект и объект

познания. Роль практики в познании.

56.Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

57.Проблема истины в философии и науке. Объективная истина. Диалектика

абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Истина и

заблуждение.

58.Научное познание, его специфические признаки. Научное и обыденное

познание. Критерии научности. Специфика и многообразие вненаучного

знания и познания.

59.Понятие науки, ее основные функции и закономерности развития. Наука и

нравственность. Структура научного знания и дисциплинарное строение

науки.

60. Эмпирический и теоретический уровни знания, их взаимосвязь.

Современные дискуссии о рациональности.

61.Понятие метода и методологии. Соотношение научных методов в

познавательной деятельности. Формы, методы и средства познания. 62.Методы эмпирического познания.

63.Методы теоретического познания. Гипотеза и теория. Гипотетико-

дедуктивный метод.

64.Особенности социального познания.

65.Природа и общество. Концепция ноосферного развития.

66.Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-

гуманитарные аспекты.

67.Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его

истории. Роль субъективного фактора в истории.

68.Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от

законов природы. Соотношение исторической необходимости, свободы и

ответственности в общественном развитии.

69.Общество как саморазвивающаяся система. Способ производства как

материальная основа целостности общества, его конкретно-исторической определенности и развития.

70.Научно-техническая революция: ее сущность, основные направления,

проблемы и перспективы.

71.Развитие общества как естественноисторический процесс смены

общественно-экономических формаций. Формация и реальное общество.

Единство и многообразие мировой истории.

72.Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

73.Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,

классы, нации, личности.

74.Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность»,

«личность». Социализация личности и ее социальные роли в обществе.

Нравственные основы личности.

75. Становление человека и общества. Проблема антропосоциогенеза.

Соотношение биологического и социального в человеке.

Несостоятельность биологизаторских и социологизаторских трактовок

человека.

76.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как

ценность.

77.Противоречивый и целостный характер современного мира. Соотношение

научно-технического, социального и духовного прогресса в современную

эпоху.

78.Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества. Научные основы

предвидения и методы социального прогнозирования.

Похожие работы

  • шпаргалка  Ответы на вопросы (для подготовки к экзамену) - 120 вопросов.
  • шпаргалка  30 вопросов для подготовки к экзамену
  • курсовая  ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
  • контрольная  Ответы на представленные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине ТГП.
  • шпаргалка  Шпаргалки по культурологии для подготовки к экзамену
  • шпаргалка  Ответы для подготовки к экзамену/зачету по социологии

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка