Выдержка из текста работы
01. Сущность и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифическое, религиозное, философское. Философское мировоззрение и естественнонаучная картина мира.
02. Предмет и структура философии, их изменение в ходе исторического развития. Специфика философского знания и основные проблемы философии.
03. Философия в системе культуры, ее основные функции и роль в обществе. 04. Философия и наука.
05. Исторические условия возникновения, становления и развития античной философии, ее характерные черты и основные проблемы. От мифа к логосу.
06. Ионийская философия древней Греции: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит эфесский.
07. Италийская философия древней Греции: Пифагор и пифагорейцы; элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
08. Софисты и Сократ: от космоса к человеку и обществу. Учение о добродетели. Познание и обучение. Диалектика.
09. Античный атомизм и детерминизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур).
Философия Платона: теория идей; теория познания; социально-политические взгляды (учение о государстве).
10.Философия Аристотеля: определение предмета философии; учение о материи и форме; социально-политические взгляды. 11.Эллинистически-римская философия: сущность и общие черты
эллинизма; Эпикур и эпикуреизм; стоицизм; скептицизм. 12.Средневековая философия: теоцентризм и креационизм; христианское
откровение; эсхатология. Проблемы соотношения веры и разума,
сущности и существования. Номинализм и реализм. Схоластика как
рациональное обоснование теологии. Теодицея.
13.Философия эпохи Возрождения: секуляризация; антропоцентризм,
гуманизм и проблема гармоничной личности; натурфилософский
пантеизм и гелиоцентризм (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г.
Галилей); социально-политические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. 14.Основные черты философии Нового времени, ее связь с наукой,
естественнонаучным знанием и практикой. Критика схоластики.
Механицизм.
15.Философия Ф. Бэкона: проблемы материализма, сознания, познания и
метода; учение об идолах (призраках), искажающих знание. Эмпиризм и
индуктивный метод.
16.Философия Р. Декарта: дуализм философии Декарта, учение о
субстанциях и атрибутах; рационализм и дедуктивный метод; проблема
методологического сомнения и интуиции.
17.Учение Т. Гоббса о природе и человеке. Договорная теория государства
(«Левиафан»).
18.Сенсуалистическая теория познания Д. Локка. Учение о «первичных» и
«вторичных» качествах. Социологические и политические воззрения
Локка.
19.Философия Б. Спинозы: пантеизм; учение о субстанции, атрибутах и
модусах. Теория познания, рационализм.
20.Монадология Г. Лейбница (учение о множественности субстанций).
Теория познания как компромисс между декартовским рационализмом и
локковским эмпиризмом и сенсуализмом. Понятие абсолютного
тождества и основные идеи вероятностной логики.
21.Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли, его критика материи
как субстанции. Агностицизм Д. Юма, его концепция причинности и
науки.
22.Философия Просвещения XVIII века: философские взгляды Вольтера;
социально-политическая теория Руссо.
23. Французский материализм XVIII в.: учения о природе, материи,
движении, о человеке, сознании, обществе (Ламетри, Дидро, Гельвеции,
Гольбах).
24.Основные черты и характерные особенности немецкой классической
философии (XVIII XIX вв.) как «духовной квинтэссенции своего
времени»; противоречивость и системный характер философских учений,
их многообразие и взаимосвязь.
25.Естественнонаучные и философские взгляды И. Канта, его теория
познания, априоризм и агностицизм; социально-политическая теория,
этика и эстетика.
26.Философская система Г. Гегеля: тождество мышления и бытия; логика,
философия природы, философия духа. Сущность диалектического метода
Гегеля. Гегелевская философия истории.
27. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Анализ религии.
Этические взгляды, теория познания.
28.Формирование и развитие марксистской философии, ее основные черты:
диалектико-материалистическая теория природы, человека и общества,
сознания и познания; проблемы отчуждения, насилия и свободы в
развитии общества.
29.Современная западная философия, ее основные черты и особенности:
критический пересмотр принципов и традиций классической философии;
сциентизм и антисциентизм; многообразие философских направлений и
концепций. 30.Неопозитивизм и его разновидности как отражение и интерпретация
философско-методологических проблем современной науки.
31. Экзистенциализм (философия существования), ее основные черты:
проблема человека, соотношение существования и сущности, свободы и
ответственности; универсальность и неизбежность отчуждения как
неподлинного существования, кризисный и конфликтный характер
человеческого сознания и существования.
32.Неотомизм как наиболее типичная форма религиозной философии:
тождество бога и бытия, «аналогия сущего» — основа обретения знания о
боге; принцип «гармонии» веры и разума; персонализм как неразрывная
связь личности с божеством.
33.Современная западная философия истории. Футурологические модели
общества (технократические, технофобские, информационные). 34.Основные черты и проблемы русской философии XIX XX вв., ее
религиозный характер и обоснование исторической судьбы России. Идеи
гармонии разума и природы в философии «русского космизма» (Н.
Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). Идея всеединства в философии
B.C. Соловьева. Проблема личности, творчества, свободы в философии
Н.А. Бердяева.
35.Бытие как исходная категория философии. Проблема субстанции в
философии. Основные формы и диалектика бытия. Бытие человека и
общества как единство объективной и субъективной реальности. 36.Становление и развитие философской категории «материя». Диалектико-
материалистическое определение материи, его мировоззренческий и
методологический смысл. Современная наука и философия о строении и
свойствах материи.
37. Движение как способ существования материи. Основные типы и формы
движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и
развитие.
38. Пространство и время как всеобщие атрибуты материи. Субстанциальная
и реляционная концепции пространства и времени. Качественное
многообразие пространственно-временных структур. Особенности
биологического, социального и «психологического» пространства-времени.
39. Проблема единства и многообразия мира в философии и современной
науке.
40. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии. Взаимосвязь
диалектики, кибернетики и синергетики. Метафизическая концепция
развития.
41. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и
теории познания.
42. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени
развития познания.
43. Единичное, особенное и общее.
44. Сущность и явление, содержание и форма как категории диалектики. 45.Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип системности и системный подход.
46. Причинность, необходимость и случайность; возможность и
действительность. Концепция детерминизма. Соотношение динамических
и статических закономерностей.
47.Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и
качественных изменений в процессе развития.
48.Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и
борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма
развития.
49.Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика
направленности основных фаз развития.
50. Методологическое значение и эвристическая функция законов и
категорий диалектики. Несостоятельность методологических основ
софистики, эклектики, догматизма и релятивизма.
51.Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности
человека. Структура практической деятельности и ее основные формы.
Техника и техническая деятельность как одна из форм практики. 52.Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания и
его роль в человеческой деятельности. Сознание, самосознание и
бессознательное. Моделирование сознания и проблема искусственного
интеллекта.
53.Генезис сознания. Природа отражения и его развитие как генетическая
предпосылка сознания. Идеальность сознания. Сознание как субъективная
реальность. Отражение, информация, управление.
54.Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная
природа. Сознание и язык. Индивидуальное и общественное сознание;
уровни и формы общественного сознания.
55.Проблема познаваемости мира, философский скептицизм и агностицизм.
Познание как активное отражение действительности. Субъект и объект
познания. Роль практики в познании.
56.Структура знания. Чувственное и рациональное познание.
57.Проблема истины в философии и науке. Объективная истина. Диалектика
абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Истина и
заблуждение.
58.Научное познание, его специфические признаки. Научное и обыденное
познание. Критерии научности. Специфика и многообразие вненаучного
знания и познания.
59.Понятие науки, ее основные функции и закономерности развития. Наука и
нравственность. Структура научного знания и дисциплинарное строение
науки.
60. Эмпирический и теоретический уровни знания, их взаимосвязь.
Современные дискуссии о рациональности.
61.Понятие метода и методологии. Соотношение научных методов в
познавательной деятельности. Формы, методы и средства познания. 62.Методы эмпирического познания.
63.Методы теоретического познания. Гипотеза и теория. Гипотетико-
дедуктивный метод.
64.Особенности социального познания.
65.Природа и общество. Концепция ноосферного развития.
66.Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-
гуманитарные аспекты.
67.Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его
истории. Роль субъективного фактора в истории.
68.Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от
законов природы. Соотношение исторической необходимости, свободы и
ответственности в общественном развитии.
69.Общество как саморазвивающаяся система. Способ производства как
материальная основа целостности общества, его конкретно-исторической определенности и развития.
70.Научно-техническая революция: ее сущность, основные направления,
проблемы и перспективы.
71.Развитие общества как естественноисторический процесс смены
общественно-экономических формаций. Формация и реальное общество.
Единство и многообразие мировой истории.
72.Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.
73.Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,
классы, нации, личности.
74.Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». Социализация личности и ее социальные роли в обществе.
Нравственные основы личности.
75. Становление человека и общества. Проблема антропосоциогенеза.
Соотношение биологического и социального в человеке.
Несостоятельность биологизаторских и социологизаторских трактовок
человека.
76.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как
ценность.
77.Противоречивый и целостный характер современного мира. Соотношение
научно-технического, социального и духовного прогресса в современную
эпоху.
78.Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества. Научные основы
предвидения и методы социального прогнозирования.