Выдержка из текста работы
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности.
Философия- это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Функции:
- мировоззренческая — с помощью философии у человека формируется мировоззрение.
- Теоретико-познавательная — философия познает мир, вырабатывает новые знания.
- Ценностно-ориентационная — философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.
- Интегративная — философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.
- Критическая — критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)
- Прогностическая — философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую
- аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.
- методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.
Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят:
- теоретическая философия (систематическая философия);
- социальная философия;
- этика;
- эстетика;
- логика;
- история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
- онтология — учение о бытии;
- гносеология — учение о познании;
- диалектика — учение о развитии
- аксиология (теория ценностей);
- герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
Цели:
- Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность.
- Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов.
- Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного.
№ 2. Понятие материи в истории: основные подходы.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу)[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
Понятие материи в философииначало складываться в древности. Еще древнегреческим философом Демокритом было замечено, что при помощи сведений о происхождения одного вещества совершенно невозможно объяснить происхождение другого.
Материя в философии
Знания человека со временем совершенствовались, улучшались представления о строении тел. Учеными было установлено, что тела состоят из атомов, которые представляют собой нечто вроде очень маленьких «кирпичей». Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века – тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.
Чуть позже были открыты совершенно новые сведения об атомах. Важно то, что они являются не простыми частицами (был открыт электрон), а очень сложены в своем строении. Также отметим, что появились новые сведения, давшие возможность иначе рассмотреть понятие поля. Напомним, что первоначально поле воспринималось как пространство, окружающее какой-либо объект. Это не противоречило знанию, что материя является веществом, так как поле воспринималось чем-то вроде атрибута вещества.
Позже было доказано, что это поле – это не только атрибут предмета, но еще и некая самостоятельная реальность. Совместно с веществом поле становится особым видом материи. В этом ее виде континуальность, а не дискретность становится основным свойством.
Характерные черты материи:
- самоорганизация;
- наличие движения;
- способность к отражению;
- размещенность во времени и пространстве.
К элементам структуры материи традиционно относят:
- живую природу;
- общество;
- неживую природу.
Проблема материи в философии
Ленин дал определение материи, исходя из ее соотношения с сознанием. Он воспринимал материю как категорию, которая существует в отношениях, ощущения отображает, но при всем этом существует совершенно независимо от них.
Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в диалектическом материализме. В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении.
В диалектическом материализме присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии:
- не все проявления материи даны в ощущениях;
- материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание.
В защиту диалектического материализма:
- в ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности;
- материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании.
Понятие материи как некой объективной реальности в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.
История понятия
В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.
В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.
Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности.
По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе.
Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует.
В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.
Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям». Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм.
Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, определяет материю как имеющую атомарное и субатомарное строение субстанцию, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, материя не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства ее существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах.
№ 3. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
Материя обладает неотъемлемыми свойствами — атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.
Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.
Всякое изменение вообще — есть движение.
Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение — есть способ существования материальных систем.
Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.
Если движение — это способ существования материи, то пространство и время — это формы существования материи.
Движение материипроисходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.
Пространство — это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.
Время— это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Пространство и время — это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.
Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.
С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.
На перцептуальном уровне — человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.
Концептуальное пространство и время— выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.
Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
Реляционная концепция — рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.
Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.
Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.
С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.
С возникновением общества возникают социальные пространство и время.
Социальное пространство- то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.
Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы — символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме — в ритме машин. Времени стало не хватать — его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.
№ 4. Диалектика как раздел философского знания.
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1][2] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друг.
В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
- искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);
- метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
- учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
- всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель);
- учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин)
Диалектика— это учение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).
Примечание. Человеческий род состоит из противоположных половин: мужской и женской, «борьба» которых приводит к постоянному обновлению рода посредством рождения детей, внешне и внутренне отличающихся от своих родителей. Альтернативой этому процессу является почкование, т. е. постоянное воспроизведение тождественных родителю потомков однополыми существами.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.
Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести к ее превращению в пар; старение человека рано или поздно приводит к его смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение денежных накоплений рано или поздно приводит к их превращению в самовозрастающую стоимость или в капитал.
Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые были присущи вещи как до, так и после исходного изменения.
Примечание. Октябрьская революция в России (1917) — отрицание российского самодержавия; перестройка в СССР — отрицание Октябрьской революции; однако перестройка не привела к реставрации самодержавия, способствовав установлению нового, невиданного для России строя — президентской республики (1990), сочетающей элементы советской власти с элементами самодержавия.
№ 5. Проблема детерменизма в истории философии и науки.
Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении) или явлениями природы (космологический детерминизм) или специально человеческой[уточнить] волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.
Пьер-Симон Лаплас был приверженцем абсолютного детерминизма. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положения и скорости всех частиц в мире в некий момент, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Такое гипотетическое существо впоследствии было названо демоном Лапласа.
Шпоры по ОТП — Стр 2
Представления учения детерминизма о взаимообусловленности явлений и процессов, происходящих в мире, входят в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении.
На принципе детерминизма построена классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Обычно детерминизм не подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица не обязательно придёт в исходное состояние, если обратить время. Это происходит из-за того, что траектория не всегда однозначно определяется конечными условиями.
Принцип детерминизма является одним из фундаментальных принципов философского учения о бытии. Он содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или Неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые 2, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на 2 направления: детерминизм и индетерминизм.
Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детерминация» происходит от лат. determinare, означающего “определять”, «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое (вменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание этих явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Именно это обьективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.
Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития
Исходной категорией детерминизмаоказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи[2].
Индетерминизм
Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.
В современной западной философии распространен «номологический детерминизм» (от греч. «nomos» – закон), сторонники которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности. Фактически эта доктрина является скрытой формой индетерминизма, поскольку с исключением принципа причинности отношения обусловливания тем самым лишаются субстанциальной основы.
Детерминизм Пьера Лапласа (1749–1827)
Широко распространено употребление термина «детерминизм» для обозначения одной из исторических форм детерминизма – лапласовского детерминизма, в котором детерминированность явлений отождествляется с их однозначной предсказуемостью. (Соответственно те философы, которые отрицают лапласовский детерминизм, должны именоваться «индетерминистами», хотя отрицание лапласовского детерминизма не связано однозначно с отрицанием принципа всеобщей обусловленности, причинности, закономерности и, следовательно, не обязательно ведет к доктрине философского индетерминизма).
№ 6. Философские проблемы сознания: сущность, структура, основные детерминанты.
1 . Проблема сознания в философии
Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.
Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)
Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).
Как же решается проблема сознания?
Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.
Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.
Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.
Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.
Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.
Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.
Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания.
Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.
В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д.
2. Проблема происхождения сознания
В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.
То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.
Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.
Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях — зафиксированных в слове. Слово — это знак понятия.
Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (со-знание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.
В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же — речь и мышление — или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д.
3. Структура сознания
В сознании выделяют следующие уровни:
— чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);
— мышление (понятие, суждение, умозаключение).
Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?
Мышление невозможно без языка. Естественный язык — способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.
Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?
К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.
Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).
В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:
- бессознательное — биологические потребности, инстинкты;
- подсознание — все то, что было или может быть осознано;
- сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.
№ 7. Философская картина мира: многообразие, единство, взаимосвязь бытия.
Картина мира – термин неточный; его дословное понимание может привести к иллюзии, будто речь идёт обо всём мире и картина строится в образной форме; философия строит понятийный образ мира, точнее, досягаемые, доступные познанию части мира.
Осн.элементы картины мира:
- Фундаментальные элементы или субстанциальные начала, лежащие в основе всего мира, всей реальности.
- Многообразие типов реальностей, производных (от базиса) элементов мира.
- Характер взаимодействия между элементами мира.
- Пространственно-временная структура мира (конечен или бесконечен мир в пр-ве и времени).
Галилео Галилей (16 век) обнаружил единство земного и небесного.
Начиная с 19 века, естествознание стало обнаруживать точки соприкосновения, взаимодействия между тем, что прежде казалось разъединённым. (далее конкретные научные примеры).
- 1839 год – биологи Шлейден и Шванн обнаружили клеточное строение живых организмов, т.е. единую подоснову всего живого.
- Чарльз Дарвин получил первые данные о биологич. эволюции. Труд опубликован через 20 лет (в 1859 году). Дарвин отметил единство человека со всей живой природой.
- 1842 год – сформулирован закон сохранения и превращения энергии.
- 1869 год – периодический закон Д.И. Менделеева, объединяет многообразие хим.элементов.
- Радиоактивный распад доказал превращение хим.эл-тов друг в друга.
Единство мира проявляется:
- Генетически: более сложные модусы (бытия) происходят от более простых;
- В системном аспекте (всякий объект характеризуется как ансамбль взаимосвзанных элементов.
- В плане взаимодействия: нет изолированных вещей;
- В онтологическом аспекте: всякая реальность есть воплощение единой субстанции (материализм: материя; идеализм: Бог, дух).
№ 8. Развитие гносеологической проблематики в истории философии.
В начале ответа лучше всего обозначить термины, кот. будут использоваться, типа: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм,
· Рассматривается в связи с узловой мировоззренческой идеей каждой эпохи.
· В Античности – космоцентризм, направленность на познание устройства космоса; понимание человека – человек как микрокосм. Нравственное содержание знания.
· Аристотель: систематизация наук, осн. работы «Метафизика», «Логика» — правильное мышление.
· VS софисты, которым «Нет дела до истины, важна только убедительность».
· Неразделённость онтологии и гносеологии в Античности.
(Узловые идеи культуры каждой эпохи).
· Средневековье: теоцентризм. Истина есть Бог.
· Античность: аргументирующая функция речи. Характер познание изменяется.
· Платон: познание как припоминание.
· Средние века. Патристика. Схоластика. Проблема соотношения веры и знания.
· Двойственность истины. Фома Аквинский.
· Возрождение: двойственная оценка эпохи в литературе: а) переходная эпоха; б) самостоят. эпоха.
· Антропоцентризм. Познание как творчество. Индивидуальность, выразительность. Восстановление авторитета античных ценностей; эпоха гуманизма.
· (Роль софистов, Протагор: «Человек есть мера всех вещей»)..
· Человек понимается как высшая ценность в эпоху Возрождения.
· Возрождение школы скептицизма (?).
· Новое время: идея научного познания (принцип «Знание – сила»). До этого: Логика играла ключевую роль в средние века, поэтому концепция «знание – умение», ранее у Сократа: знание – добродетель.
· Направления, по-разному оценивающие оценивающие роль науки в культуре: сциентизм и антисциентизм (в Новое время: Бэкон и Руссо. У Фр. Бэкона – идея эксперимента, концепция «знание – сила», Руссо даёт негативную оценку научному знанию, см. работа «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?»).
· Идеалом становится именно научное знание. В эпоху Нового времени формируется классическая рациональность. Осн.критерии: объективность, системность, доказательность, логическая непротиворечивость.
· Истина в Новое время отождествлялась с достоверностью знания. Естествознание(главное).
· Можно обозначить также значение знания и незнания:
· Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».
· Николай Кузанский: Учёное незнание.
· Мишель Монтень…
№ 9. Основные подходы к понятию «знание». Многообразие форм знания.
По М.Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, — такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия (Sosein) и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание — знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления — практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия»
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу.
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытиём, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.). Носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное — знание, основанное на рациональности. Характеризуется объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания.
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания объединяются общим понятием — эзотеризм.
№ 10. Гносеологический «оптимизм» и агностицизм: их основные аргументы.
Гносеологический оптимизм– направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.
Агностицизм (от др.-греч. — непознаваемый, непознанный) — философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин. Проще говоря, агностицизм отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления. Возник в конце 19 в., как антитеза идеям метафизики.
В научной философии агностицизм подвергает сомнению истинность и отрицает возможность доказательства или опровержения утверждений, основанных полностью на субъективных посылках.
В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая ее некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения.
В теории познания агностицизм существует как принцип, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.
История Агностицизм
Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению, агностик — это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или не существование бога невозможно. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.
Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».
Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.
Отношение к религиям
Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь допускает возможность его существования, зная, что может ошибаться, т.к. считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.
Шпоры по ОТП — Стр 3
В то же время, некоторые религии изначально не имеют персонифицированного Бога, это прежде всего буддизм и даосизм, что устраняет основной конфликт религии и агностики. В связи с этим, некоторые философы-теологи (среди которых, кстати, нет ни одного классического агностика) такие религии называют «агностическими». Более подробно этот вопрос описан в работах известного мистика Ошо.
Взаимосвязи с различными философскими течениями
В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с позитивизмом во всех его проявлениях.
Агностицизм полностью несовместим с любыми идеалистическими и метафизическими течениями философии, т.к. отрицает их главный тезис — главенствующую роль сознания.
Философы идеалисты, в частности Д. Юм утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных – «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов. Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием «А.», является абсолютизация относительности, то что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития. Социальные же причины современного «А.», видимо кроются в конфликте идей — попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей.
В то же время, некоторые философские школы, позиционирующие себя как материалистические, отрицают принципы агностицизма. Например, диалектический материализм прямо отрицает основное положение агностицизма — невозможность познания объективной реальности, через субъективный опыт.
Известные приверженцы агностицизма
- Иммануил Кант
- Мэтт Стоун
- Бертран Рассел
- Томас Хаксли
- Давид Юм
- Роберт Антон Уилсон Стивен Вайнберг
- Карл Саган
- Стивен Джей Гулд
- Стивен Хокинг
- Фридрих фон Хайек
- Владимир Холостин
№ 11. Проблема познания субъекта в классической европейской и современной философии.
Ответ на листочке
№ 12. Диалектика чувственного и рационального в познании.
В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (рациональное и другие виды мышления), которые находятся в тесном единстве друг с другом.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции.
Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах (ощущение, восприятие и представление), каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятия чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.
Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоение внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных.
Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление — это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций.
Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.
Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.
Исходя из древней философской традиции, восходящей к Античности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок — это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
№ 13. Истина как основная характеристика знания и познавательная ценность. Диалектика абсолютного и относительного в истине.
Он в ответах на листочках
№ 14. Проблема критериев истины в истории философии.
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль.
Собственно в этом и заключается вопрос о критериях истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет.
Так, Р. Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают.
В качестве критериев истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); прагматизм (то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху); конвенционализм (то, что соответствует условному соглашению); авторитетность (то, во что люди сильно верят, то, что соответствует мнению авторитетов) и т.д.
В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.
Критерий истины (греч. kriterion — «мерило для оценки чего-либо») — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т.п. Критерием истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.
Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем.
Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются.
Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми.
Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер.
Это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.
Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.
№ 15. Социально-культурная детерминация познания.
Ответ на листочках