Выдержка из текста работы
Из всех общественно-гуманитарных наук история содержит важные социальные функции. Истинность исторического знания в современной исторической науке основана на понимании, что историк полностью зависит от исторических источников, собирая и фиксируя события прошлого, воссоздает как «оно было на самом деле» Вспомогательные исторические дисциплины:
История исторической науки, ее становления и развития называется историографией
Наука, изучающая памятники древней письменности называется палеография
Наука, изучающая происхождение, историю и связи родов и семей называется генеалогия
Наука, изучающая гербы геральдика
Наука, изучающая меры длины, площади, объёма, веса метрология
Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:
Социальная память — способ идентификации и ориентации общества, личности. Составляющие функции социальной памяти, присущей историческому знанию, заключаются в том, что история является средством передачи социальнозначимой исторической информации из поколения в поколение, сохранение духовного наследия.
Прогностическая функция — предвидение будущего. Составляющие прогностической функции исторического знания заключаются в том, что история позволяет строить прогнозы на будущее, обосновывать перспективы развития тех или иных процессов современности
Воспитательная функция — формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
Познавательная функция — выявление закономерностей исторического развития. Составляющие познавательной функции исторического знания заключаются в том, что история дает возможность анализировать и оценивать современную правовую систему, дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого. Практически-рекомендательная функция — выработка научно обоснованного политического курса, связано с тем, что марксизм рассматривал историческую науку с партийной точки зрения.
Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:
Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо называется методом. Идеографический — описание исторических событий и явлений.
Проблемно-хронологический — изучение последовательности исторических событий во времени Ретроспективный — последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события.
Синхронный — изучение исторических событий, происходивших в одно и то же время.
Системный — раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития. Нацелен на анализ развития исторического события, выявление его причинно-следственных связей.
Сравнительный — сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени. Метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим. Сравнительно-историческим методом сопоставляются одновременные или разновременные явления, что получило название синхронное и диахронное сравнение. Типологический — классификация исторических явлений, событий, объектов исторических явлений, объектов.
«Повесть временных лет» Нестора является яркой иллюстрацией историко-генетического метода исторического исследования.
Метод движения мысли от частного к общему (к выводам) и наоборот получил название дедукции и индукции.
Метод мысленного разделения объекта на части и соединения в единое целое ранее расчлененных элементов получил название анализа и синтеза.
Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название субъективизм.
Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название эволюционизм.
Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название географический детерминизм.
Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития — это рационализм. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для теологического подхода (объективизма).
Основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись Фома Аквинский и Аврелий Августин (Блаженный). Положениями теологического подхода к изучению истории являются идеи о божественном характере государства, историческом процессе как результате проявления божественной воли.
Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название марксизм. Формационному подходу к изучению и изложению истории соответствуют утверждения: единство человеческой истории, прогрессивность исторического развития, прохождение всеми странами одних и тех же ступеней развития. Одно из основных понятий материалистического (формационного) направления — классовая борьба. Создатели формационной теории — К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская теория возникла в XIX веке. Маркс разрабатывал теорию общественно-экономической формации в своих произведениях: «Капитал», «Манифест Коммунистической партии». После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен марксизм. Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был марксистский подход. На советскую историческую науку оказывал влияние диктат марксизма-ленинизма. В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественноэкономической формации к другой осуществляется через социальную революцию. Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией марксистского подхода. Марксистский подход в истории человеческого общества определяет пять общественно-экономических формаций. В качестве основания для классификации человеческих сообществ концепция общественно-экономической формации использовала способ производства материальных благ, называемый базисом.
Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский и А. Тойнби,О. Шпенглер. Цивилизационный подход, в отличие от формационного, утверждал существование общего пути развития человеческих обществ при существующих немногочисленных отклонениях.
Одно из основных понятий либерального направления — общечеловеческие ценности.
Основное понятие всемирно-исторической теории — прогресс.