Выдержка из текста работы
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений.
Особенности психологии как науки.
· Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.
· Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания.
· В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания.
3. Предмет психологии.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин психология появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название психология отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.
4. Объект психологии.
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе.
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика (форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности) .
Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:
· часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
· те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
· собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
5. Объяснительные принципы психологии.
Принципы объяснения — основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.
Основными объяснительными принципами психологии как науки являются:
· Принцип взаимодействия и развития (Взаимодействие и развитие — два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира);
· Принцип детерминизма (Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно);
· Принцип целостности
· Принцип активности (В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий);
· Принцип субъектности (Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром);
· Принцип реконструкции (Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению).
6. Методы исследования психологии.
7. Научные направления психологии.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
· Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
· Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
· Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста.
· Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности.
· Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.
· Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности.
· Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.
· Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).
8. Основные теории, научные школы и концепции современной психологии.
9. Бихевиоризм как одно из ведущих направлений психологии. Необихевиоризм.
Необихевиоризм — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма.
10. З. Фрейд и психоанализ.
11. Методы объяснительной психологии.
Методами объяснительной (естественнонаучной) психологии являются объективные методы.
Основное требование естественнонаучной парадигмы в науке — объективность исследования, т. е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных. Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими.
Наш жизненный опыт, знания житейской психологии говорят о том, что мы можем по внешним проявлениям поведения человека — жестам, мимике, походке, интонациям, особенностям дыхания, действиям, поступкам и т. п. судить о внутренних причинах, их вызвавших, о психологических состояниях, намерениях.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.
12. Методы практической психологии.
13. Психотерапия, психологическая консультация – методы практической психологии.
Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений).
Психологическая консультация – это получение специальной информации в области психологии: о
себе, о людях, о взаимоотношениях, о жизненных возможностях, перспективах и рисках выбора и т.п. Консультация нужна Вам, если Вы в этом не можете разобраться сами или не уверены в правильности результатов своих размышлений. Тогда нужен психолог-консультант, т.е. специалист, который поможет разобраться в себе и своих отношениях с людьми, подскажет правильный выбор или правильный поступок. Иногда от этого зависит вся последующая жизнь человека.
14. Проблема личности в психологии.
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.
Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д.
Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности.
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
· Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
· Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору.
Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми.
15. Сознание человека.
Сознание в психологии — это целостная форма доступного в данный момент времени содержания психики.
Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
· Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
· Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
· Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
· Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
· Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
· Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
16. Сознание и бессознательное.
17. Понятие личности. Формирование и развитие личности.