Выдержка из текста работы
На основе физиологических реакций организма физиологи труда определяют те оптимальные характеристики рабочего процесса, которые обеспечивают эффективность трудовой деятельности. Анализ литературы и собственные исследования позволяют сформировать набор функциональных показателей, которые отражают основные процессы, происходящие в организме работающего. О состоянии возбудительных и тормозных процессов в ЦНС свидетельствуют сенсомоторные реакции. Они характеризуют не какую-то искусственную реакцию какой-то возбудимой системы организма, а целостную реакцию, выполненную одним морфологическим образованием — рефлекторной дугой.
Объективные методы оценки работоспособности по психофизиологическим показателям:
Среди объективных методов оценки работоспособности наиболее распространен тест на определение максимального потребления кислорода — МПК. Установить физическую работоспособность с дозированной физической нагрузкой (степ-тест) в производственных условиях трудно, так как слишком выражено изменение состояния исследуемых.
Применение ЭКГ для оценки психофизиологических и психоэмоциональных изменений у человека описано многократно, однако сделать какие-либо конкретные выводы трудно из-за неоднозначности данных.
Более информативными физиологическими показателями считают но порядку: состояние сердечно-сосудистой системы, статическую выносливость, максимальный темп движений, координацию движений, оперативную память и скрытый период зрительно-моторной реакции.
В рабочей обстановке целесообразно исследовать длительность сенсомоторных реакций, критическую частоту слияния мельканий, координацию движений, артериальное давление, частоту сердечных сокращений минутный объем кровообращения, память, внимание и мышление.
Используя оптические и акустические раздражители, можно оценить силу нервных процессов. Известно, что по характеру воздействия на нервную систему все цвета делятся на нейтральные, возбуждающие и тормозящие. Из основных цветов белый относится к нейтральным, красный — к возбуждающим, зеленый -к слабо тормозящим. Что касается слуховых сигналов, то по сравнению с интенсивностью звука более информативна частота. В пределах границ оптимальной силы раздражителей проявляется закон силовых отношений, когда более сильный раздражитель вызывает более быстрый ответ. Следует иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной силе раздражителей.
Результаты изучения артериального давления и частоты сердечных сокращений свидетельствуют о разнонаправленности изменений при умственной работе. Мыслительные операции успешно выполняются лишь при незначительном повышении частоты пульса, если пульс участился более чем на 20%, качество умственной деятельности ухудшается.
Оценка познавательных процессов:
Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психических функций: памяти, внимания и мышления. Умственная работоспособность во многом определяется быстротой выполнения мыслительных операций. Ее можно установить по скорости выполнения арифметических действий. Внимание рассматривают как направленность и сосредоточенность психической деятельности, имеющие избирательный характер. Чтобы оценить внимание, в физиологии и психологии труда широко используют разнообразные буквенные и цифровые тесты (таблицы Иванова-Смоленского, Коновалова, Шульте, кольца Ландольта).
Оценка эмоционального напряжения:
При моделировании психоэмоционального напряжения использовали две группы тестов: 1) различные модификации счетной деятельности (решение арифметических задач на сложение, деление и вычитание целых чисел, 2) тесты на необходимость значительно повышать функцию внимания (корректурная проба, проба «часы»).
Полезный материал для характеристики работоспособности могут представить данные о субъективном состоянии человека и процессе труда (тест «САН»). Однако считать субъективное состояние критерием рабочего напряжения нет оснований.
В комплексное психофизиологическое исследованиебыли включены время сенсомоторных реакций на оптические и акустические раздражители, критическая частота слияния мельканий, координация движений, скорость произвольных сокращений мышц (теппинг-тест), артериальное давление и частота сердечных сокращений с последующим определением расчетным путем систолического и минутного объемов кровообращения, объем кратковременной памяти, концентрация и переключение внимания, скорость выполнения мыслительных операций.
По возможности подсчитывалась почасовая выработка, частота движений рук, длительность отдельных операций, осуществлялся общий хронометраж. Санитарно-гигиенические условия труда определялись согласно общеизвестным методикам, принятым в гигиенической практике. Для исследований было разработано математическое обеспечение, при этом наряду с общепринятой статистической обработкой выполнялось математическое моделирование психофизиологических функций и корреляционный анализ.
Профессиография- практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.
лат.Professio — специальность + Grapho — писать
Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограммы. Профессиограмма — характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требованияния, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
название профессии;
значение и место профессии в экономике;
вид труда: ручной, механизированный, автоматизированный;
предмет и продукт труда;
знания, умения, необходимые для выполнения работы;
условия работы, рабочее место;
режим труда (сменность, монотонность и т. п.) и отдыха;
медицинские противопоказания;
требования к волевым, деловым и другим качествам личности;
влияние профессии на личность: на формирование общего культурного уровня, развитие умственных способностей, характера и т. п.;
пути получения профессии, характеристика учебных заведений и условия поступления в них;
перспективы профессионального роста;
родственные профессии.
Схема анализа деятельности
Виды профессиограмм, их структура и кратка характеристика основных разделов
Профессиограммыразличаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему.
По цели составления:
Информационная— предназначена для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии — предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.
Диагностическая— производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. — обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.
Прогностическая — применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.
По мере общности:
Общая— описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.
Групповая —исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.
Монографическая — описывает одну определенную профессию.
Следовательно, профессиографическое описание— это попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда.
Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала. Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека — от психических процессов до свойств личности.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму— портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.
Схема описания профессии
Модульный подход в профессиографии
Профессиографический анализ — метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям. Основными инструментами профессиографического анализа являются
— наблюдение за работником с помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени;
— построение социометрических матриц взаимодействия работников;
— анализ информационных потоков.
Методика составления профессиограмм
- Календарь
- Мероприятия
- Мониторинг СМИ
- Аналитика
09.03.2007
Требования предъявляемые действительностью к формированию максимально действенной системы функционирования персонала в организации, вынуждают руководителей создавать высокопрофессиональные кадровые службы на предприятии (при этом с включением в их состав профессиональных психологов), либо обращаться к рекрутинговым агентствам. И это стало реальным путем достижения высоких позиций в своей отрасли и усиление конкурентоспособности на рынке.
Вполне закономерен вопрос со стороны руководителей: «По каким принципам и какими методами производится отбор кандидатов на вакантные позиции? Что лежит в основе показателей определяющих потенциал эффективной деятельности неофита на предприятии? В конце концов каким инструментарием оперируют специалисты по подбору персонала?
На все эти и многие другие родственные вопросы есть ответ — это создание профессиограммы, под конкретную профессию, под конкретные требования заказчика к кандидату на вакантное место, под организацию и ее корпоративную среду.
Соответственно встает другой вопрос, насколько эффективно собственная кадрово-психологическая служба или кадровое агентство может реализовать предъявляемые к вакансии требования. Для этого необходимо потребовать у этих служб эту самую профессиограмму, а также, ее детальную доработку под нужды и особенности компании-заказчика. Ведь профессиограмма, это документ, которым оперирует специалист-рекрут проводя отбор и подготовку кандидатов для вас.
Помимо этого профессиограмма предъявляет качественные требования и к самому рекрутеру, на предмет способности проведения профотбора. Современному профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного и адекватного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий того или иного города, региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом.
В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии).
1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.
2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.
Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
2. Комплексность изучения.
3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
6. Использование качественно-количественных характеристик.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
o — общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
o — содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
o — средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).
В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.
Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):
1. Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
3. Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
4. Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
5. Диагностические.
Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:
· — типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
o человек – природа
o человек – техника
o человек – человек
o человек – знаковые системы
o человек – художественный образ;
· — классы (цель труда);
· — отделы (использование средств деятельности);
· — группы (преимущественные условия труда).
Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.
При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
2. Как человек делает? (анализ действий).
3. Для чего человек делает?
4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).