Выдержка из текста работы
Психология как наука и как практическая деятельность. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики.
Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.
Методы психологии
Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования.
Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов.
Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.
История развития психологических знаний
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.
Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.
Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.
Развитие психики и происхождение сознания
Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогенетическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведение и его виды.
Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Развитие сознания.
Понятие «сознание». Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. «Я-концепция». Сознание и самосознание.
Неосознаваемые механизмы и действия. Классификация неосознаваемых
процессов. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Измененные состояния сознания.
Раздел 2. Основы психологии личности
Познавательная сфера личности
Ощущения. Понятие «ощущения». Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Виды ощущений. По взаимодействию рецепторов с раздражителями: контактные и дистантные ощущения. По расположению рецепторов: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприоцептивные ощущения. По ведущему анализатору: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и др. Характеристика основных видов ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.
Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.
Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.
Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация.
Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности. Восприятие человека человеком.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия. Понятие апперцепции.
Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.
Память. Понятие «память». Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти (ассоциативная, смысловая, биохимическая и др.).
Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.
Виды памяти, критерии их выделения. Виды памяти в зависимости от продолжительности хранения материала: мгновенная (ультракороткая), кратковременная, долговременная, оперативная. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная (моторная), образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная), эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. Понятия иконической и эхонической памяти.
Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Тренировка и развитие памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.
Мышление. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в жизни и деятельности человека.
Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.
Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.
Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога.
Воображение. Понятие «воображение». Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования реальности. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве. Роль воображения в деятельности педагога.
Внимание. Понятие «внимание». Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания.
Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в учебной деятельности. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.
Развитие внимания в онтогенезе. Способы тренировки и коррекции внимания. Методы исследования внимания. Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога.