Выдержка из текста работы
Поведение – совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей со средой (Фабри, 1976). Близко к нему и определение из более современного учебника Г.Г. Филипповой (2005) по зоопсихологии и сравнительной психологии: Поведение – вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций
Проблема поведения включает в себя множество аспектов, но наиболее важными считаются четыре из них:
• Психологический
• Физиологический
• Экологический
• Эволюционно-генетический.
Психика выражается в способности живых существ отражать своим состоянием окружающий мир. Считается, что в органическом мире она возникла с появлением животных. Т.о. психика – форма отражения, позволяющая животным адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам окружающей среды. Это свойство высокоорганизованной материи – нервной ткани.
Психическое состояние особи корректирует и направляет ее внешнюю активность. В то же время верно и обратное утверждение: изменение поведения влияет на психику, изменяет психическое состояние.
Сущность диалектического единства психики и поведения отражается в понятии «психическая деятельность», под которым понимается весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного.
Поведение – Психическая деятельность – Психика
Психическая деятельность – предмет зоопсихологии, изучающей психологический аспект поведения.
Зоопсихология – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животных, о происхождении и развитии психических процессов в онто- и филогенезе, и о предыстории и предпосылках человеческого сознания.
Физиологический аспект поведения – прерогатива физиологии высшей нервной деятельности. Она изучает работу центральной нервной системы как материального субстрата поведения
Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) было введено И.П. Павловым, который отождествлял его с понятием психической деятельности.
В настоящее время предметом физиологии ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, обучения и памяти. Исследования, как правило, реализуются на основе комплексного подхода – использования нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов.
Психофизиология – пограничная область психологии, граничащая с физиологией ВНД. Она устанавливает корреляции между психическими явлениями (о которых узнают по словесному отчету или другой произвольной реакции субъекта) и физиологическими процессами (которые регистрируют объективными методами).
Экологический и эволюционно-генетический аспекты поведения являются ведущими для этологии. Термин «этология» впервые был введен Жоффруа де Сент-Илером (1859), который определил эту науку как изучение признаков поведения животного в естественной для него среде (ethos (греч.) – нрав, характер, манера вести себя). В классическом понимании этология – наука о врожденных (генетически закрепленных) видоспецифических формах поведения, их механизмах, закономерностях их проявления в онтогенезе, зарождения и изменения в филогенезе, а также о поведении как экологическом факторе, т.е. его адаптивной роли. Однако в последнее время наблюдается тенденция использовать этот термин в более широком смысле и называть так практические любые исследования поведения. Нередко, впрочем, употребляют другое название – нейробиология, объединяющее широкий комплекс наук (границы которого установить пока еще трудно), нацеленный на вскрытие общебиологических закономерностей поведения.
Генетическим аспектом поведения занимается также генетика поведения – наука, изучающая генетические механизмы поведения, в частности, закономерности наследования когнитивных способностей животных и человека.