Выдержка из текста работы
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.
Большие возможности в развитии творчества заложены в изобразительной деятельности в целом и в аппликации в частности. Занимаясь аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Творчество доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляет чувство успеха.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий аппликацией для умственного, эстетического и творческого развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе аппликации выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий и аппликацией.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема поиска методов и приемов развития художественного творчества, воображения, чувства формы и цвета у детей младшего дошкольного возраста средствами аппликации не достаточно разработана в методической литературе.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Значение аппликации как вида художественного творчества, развивающего цветовую чувствительность, воображение, чувство формы у детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации как вида художественного творчества.
Объект исследования – процесс творческого развития детей младшего дошкольного возраста в аппликации.
Предмет исследования – методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: процесс творческого развития детей младшего дошкольного возраста в аппликации будет эффективным, если в непосредственно образовательной деятельности по аппликации будут использоваться различные методы и приемы, направленные на формирование цветовой чувствительности, воображения и чувства формы.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. На основе изучения научно-педагогической и методической литературы выявить особенности обучения детей дошкольного возраста аппликации.
2. Выявить значение аппликации в развитии цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности методики обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации.
4. Выявить уровень развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы детей младшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть методы и приемы развития цветовой чувствительности, воображения и чувства формы у детей младшего дошкольного возраста в аппликации.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: теоретических (изучение и анализ педагогической и методической литературы, обобщение); эмпирических (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, беседа, эксперимент).
База исследования: Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №147 «Сказка».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Проблема обучения детей дошкольного возраста аппликации в педагогической литературе
Аппликация как вид художественного творчества использовалась в детских учреждениях дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначальному воспитанию детей), где широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Занятия по аппликации были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А.С. Симонович в 1887 году.
Для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков» (в 4 книжках, 1907 г.), Ю.И. Фаусек «Бумажное царство» (1912 г.), Е.Коротковой «Как вырезать из цветной бумаги» (1913 г.) и др. Из переведенных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913 г.), Л. Плестед «Ручной труд и его место в воспитании раннего детства» (1915 г.). В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету.
Многие рекомендации предусматривают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппли…….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аппликация: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.Г. Толкачева, Л.П. Руденко, В.П. Ежелева, И.В. Барановская. – Минск: Новое знание, 2010. – 64 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]: кн. для учителя / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение. 1991. — 93 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебн. пособие для студентов средн. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 1997. — 272с.
6. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. — М.: Просвещение, 1987. – 289 с.
7. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду [Текст] / И.Л. Гусарова. — М.: Просвещение, 1968. – 64 с.
8. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.
9. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
10. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
11. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум [Текст]: учебн. пособие для студентов пед. институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
12. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
13. Малышева, А.Н. Аппликация [Текст] / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 144 с.
14. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. — М.: Знание, 1981. — 96с.
15. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Н.Н. Палагина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
16. Петрова, И.М. Объемная аппликация: учебно-метод. пособие [Текст] / И.М. Петрова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 48 с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
18. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий: тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 136.
19. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
20. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.