Выдержка из текста работы
Персона, личина – то, что обращено к другим людям, или что защищает, отграничивает внутреннее пространство индивидуума от внешнего мира на раннем этапе возникновения сознания и культуры (К.-Г.Юнг). Именно отличение личного опыта от опыта жизнедеятельности племени, закрепленного в ритуальных действиях, ознаменовалось применением этой маски (персоны) как указания на то, что отмеченный ею индивидуум отделялся от сферы коллективной психики.
Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека(впрочем, К.А. Абульханова-Славская использует понятие «социальный индивид», чтобы отделить конкретного субъекта от социальной группы). Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению.
Личность же (согласно определению А.Н. Леонтьева) – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанностиА.Н.Леонтьев: основа личности — это соподчиненная система (иерархия) мотивов, побуждающих человека к различным видам деятельности.
У. Джемс: личность — «хозяин» психических функций («Я физическое» (предметы, принадлежащие человеку), «Я психологическое» (мысли, чувства, ощущения) и «Я социальное» (привязанности к родным и знакомым))
И. Сарнофф: личность как совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других. + изменчивость этих характеристик (Д. Бирн).
Марксистская традиция: личность не есть «абстракт, присущий отдельному индивиду», но есть совокупность общественных отношений.
Психологические словари:
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности
устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества
В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков: Личность! Таинственный избыток индивидуальности!
Википедия: Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
По логике этого определения, не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, не имеющих телесной оболочки, но при этом обладающих вполне определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. Тынянова, Несуществующий рыцарь Агилульф из романа И. Кальвино) (Асмолов А.Г., 1984; Леонтьев А.Н., 1982; Русалов В.М., 1986). Понимание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело – это судьба, З. Фрейд биологическому фундаменту личности отводил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь индивидом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осознавалось сторонниками психофизиологического крыла психологии индивидуальных различий.
Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, В.С. Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические, физиологические, социально-групповые и общественно-исторические. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.
Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связаны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявления оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции – то есть, несколько огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профессии, а цели и ценности могут оказаться связанными с психотипом (характерологическими особенностями). И, несмотря на то, что тканевый состав человека обновляется (внутренние изменения), а жизнь ставит новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» – условие целостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепляясь, прийти к саморазрушению
Субъект – это человек, обладающий пристрастным отношением к бытию, в котором он существует и частью которого оказывается сам. Он может пользоваться сознанием или более простыми формами психического отражения, может проявлять свои предпочтения в осознанном или интуитивном выборе. Субъект считает своими собственными тело, мысли, переживания, поступки, он обладает чувством авторства по отношению к собственной жизни и способен принимать на себя ответственность. Субъект «прозрачен» (естествен) в стабильном состоянии и проявляет себя при столкновении с объектом, который распознается им как «иное». Между субъектом и «иным» (объектом) проходят границы, которые подвижны, могут изменяться и заявляют о себе наличием проблемных или конфликтных ситуаций. Разрешение этих ситуаций вносит определенность: объект либо интериоризируется и становится внутренним достоянием, либо остается чуждым по отношению к субъекту. Субъектность может проявляться опосредствованно, символически, и подразумевает возможность отношения к другим людям также как к субъектам или объектам. Если человек относится как к объекту к самому себе, самотождественность нарушается, и переживается отчуждение. Субъектность принимает разное содержание в ходе онтогенеза и личностного развития человека, обладает стадиальностью и сензитивными периодами становления, и представляет собой основное условие существования в подлинно человеческом качестве как осмысленного и духовного существа. Пристрастность, активность, осознанность, внутренняя детерминированность.
В настоящий момент не все психологи считают, что личность и индивидуальность – понятия, имеющие право на существование. Время от времени высказываются сомнения в том, что личность стабильно. R.Roe, J.Asendorph: бывает, что внутриличностная динамика выше, чем межличностная. Однако пока исследования свидетельствуют, что все «личность» и «индивидуальность» — конструктивные понятия.
Резюме:
Индивид — физический носитель психологических характеристик человека.
Личность — системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития.
Интегральная индивидуальность — Саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная,
уникальная и неповторимая биосоциальная система.
Включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические, физиологические,
социально-групповые и общественно-исторические.
Форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.
Субъект — это человек, обладающий свойствами пристрастности, активности, осознанности, внутренней детерминированности.