Содержание
1.Представительные органы местного самоуправления РФ (правовой статус, полномочия, особенности формирования, порядок осуществления деятельности). Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления.
2.Общая характеристика муниципальных систем зарубежных стран (англо-американская, континентальная). Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах.
3.Глава муниципального образования (правовой статус, полномочия, особенности избрания).
4.Теории местного самоуправления. Проблемы теоретических концепций местного самоуправления в России и зарубежных странах.
5.Источники муниципального права РФ. Система источников, юридическая сила, иерархия.
6.Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
7.Финансовые основы местного самоуправления.
8.Территориальные основы местного самоуправления. Понятия «муниципальное образование», «население муниципального образования». Территориальное общественное самоуправление. Союзы и ассоциации муниципальных образований.
9.Муниципальное право как отрасль права. Особенности муниципальных правоотношений.
10.Структура и полномочия органов местного самоуправления.
11.Советы народных депутатов как органы местного самоуправления РСФСР.
12.Правовое регулирование муниципальной службы.
13.Муниципальные выборы (правовая база, порядок проведения).
14.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Последствия принятия незаконных правовых актов.
15.Полномочия органов государственной власти РФ в области местного самоуправления.
16.Местные бюджеты (правовая база, источники наполнения, взаимоотношения с бюджетами различных уровней).
17.Статус депутата представительного органа местного самоуправления.
18.Деятельность органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий.
19.Правовой статус муниципальных служащих.
20.Гарантии местного самоуправления в РФ (конституционные нормы о местном самоуправлении, закрепленные доходы).
21.Исторические традиции местного самоуправления в РФ.
22.Правовые акты органов местного самоуправления. Требования к правовым актам, право на принятие, процедура принятия, порядок опубликования).
23.Устав муниципального образования. Его правовое значение, содержание, процедура принятия, регистрация, порядок изменения.
24.Формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления (собрания, петиции, референдум).
25.Обжалование действий и решений органов и должностных лиц местного самоуправления.
26.Полномочия органов государственной власти субъектов федерации в области местного самоуправления.
27.Основные направления и принципы государственной политики в области развития местного самоуправления.
28.Общая характеристика и правовое значение Европейской Хартии местного самоуправления.
29.Органы местного самоуправления как участники налоговых правоотношений.
30.Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Протесты и представления.
Выдержка из текста работы
1) Финансовую систему Е.Ю. Грачева определяет как совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства. В финансовую систему включает следующие финансовые структуры (группы экономических отношений):
— государственные финансы;
— финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
— кредитование;
— страхование.
При этом государственные финансы объединяют бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит; а институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
2) предмет финансового права — это общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу:
А)мобилизации Б) распределения (перераспределения) В) использования
денежных фондов государством и органами местного самоуправления для достижения стоящих перед ним целей и задач.
3) Нарушение бюджетного законодательства в бюджетном законодательстве РФ правонарушение, состоящее в неисполнении либо ненадлежащем исполнении установленного БК РФ* порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, влекущее применение к нарушителю мер принуждения (ст. 281 БК РФ). Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями), которые в порядке, установленном БК РФ и иными федеральными законами, имеют право: списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в др. случаях, предусмотренных в части 4-й БК РФ; списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до 1 месяца.
4) Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:
• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.
. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
6) Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.
Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.
7) Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
8) Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
9) Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности[1])
Первый этап бюджетного процесса — составление проектов бюджетов. Он начинается с бюджетного послания Президента РФ, которое включает:
- основные показатели социально-экономического развития РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу;
- сводный финансовый баланс в целом по территории РФ;
- оценку результатов исполнения федерального и консолидированного бюджетов за предыдущий год и истекший период, предшествующий планируемому;
- основные направления бюджетной и налоговой политики;
- показатели консолидированного бюджета;
- проект федерального бюджета;
- другие показатели, характеризующие стратегию и объемы федерального бюджета на очередной год.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственно составлением проекта федерального бюджета занимается Министерство финансов РФ. В субъектах Федерации эту работу выполняют финансовые органы субъектов Федерации, а в муниципальных образованиях — финансовые органы муниципалитетов. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление бюджета опирается на:
- Бюджетное послание Президента РФ;
- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующих территорий на очередной финансовый год.
При составлении проектов бюджетов финансовые органы должны располагать, как минимум, следующими сведениями:
- действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство;
- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- предполагаемый объем финансовой помощи, предоставляемый из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- виды и объем расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
- нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
10) Правовой режим Фонда социального страхования РФ (ФСС) определен: БК РФ, федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ.
Средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками образования фонда являются:
— налоговые доходы (часть единого с/х налога, единого налога на вмененный доход, единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения)
— страховые взносы по установленным тарифам
— доходы от размещения части временно-свободных средств фонда
— средства федерального бюджета
— безвозмездные перечисления
— прочие доходы, не запрещенные законодательством.
Тариф страховых взносов по обязательному социальному страхованию 2,9% от фонда оплаты труда + страховые взносы по установленным тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний.