Выдержка из текста работы
Сведения о славянах появляются из энцык.Нестора.Существуют много племен, которые начинают объединяться. Появляется понятие светлый князь.10-9 в объединение народов, племен. Славяне — языческие племена. У власти владимир ясное солнышко.
Пантэо — совокупность богов той или иной религии.
Перун, верес, стрибог, дажбог, сварог, макошь, семаркл.
Двоеверие — языческие традиция привязанная к христианству
4. Классификация жанров:
1) сюжет есть, стихотворность есть:
былина
балллада (истор. песня)
скоморошина (партийное содержание)
2) сюжет есть, стихотворность нет:
народная проза: сказки
несказочная проза ( легенда, придания,быличка)
3) сюжета нет, стихотворность есть:
песни(обрядовая, необрядовая, частушки, причитания)
4) сюжета нет, стихотворность нет:
пословицы, поговорки, загадки, приговоры, заговоры.
5. народный календарь существовал календарь устно. Помнили приметы. Способы отчета. Со временем научились фиксировать эти календарные дни, что бы знать когда занимать тем или иным делом. Календарь у каждого народа свой от климатических условий. Праздники были со смещением. Они выщитовались. Первое весеннее полнолуние день равноденствия.
Бытовые обряды: календарный цикл, семейному-бытовой
2 цикла:
1.подготовки урожая
×этап зимний (от покрова до масленицы)
×весеннее летний (…. До петра дня.)
Связки, масленница, встреча весны, русальная неделя, Ивано Купало
2. Получение урожая
Праздник урожая, праздник окончания жать.
6. Обрядовая поэзия — словесные жанры, устные, которые входят в состав обряда.
Святки — 12 деней с Рождества до крещения. Веселый праздник, детишки играют, поют песни, посиделки. Гадают. сон вещий, зеркала, слуховое, жребий.
Обряды сопровождались песнями — подблюдная песня.
Колядки. ~коло — вращение, хорс — хор- круг-колесо. 3раза каледовать: рождественская, васильевском, крещенская.
Структура: × введение (упоминание праздника)
× величание (описание двора)
× требует. Подарка (в шуточной форме)
× пожелание хозяину
7.масленница (сжигание куклы), встреча весны, русальная неделя (троицко-синицкая, 7 неделя после пасхи, гостейка, Ивано Купало.
8 масленница — встреча. Неделя подготовки к посту. Первый блин на пол — умершим родственникам. Проп сделали вывод, что во всех праздниках есть погребальный мотив.
На святках потребительский мотив выражает кутья ( еда священная для богов напр.пшеница) зерно символ смерти и возрождение природы.
Масленница — первый блин предкам.
После пасхи праздник раданица
Русальная неделя проходят на улицах кладбища.
Фарсовые похороны.
9.семейно бытовые обряды: 1) родильно крестильные обряды – смысл обрядов обеспечить безопасность новорожденного и роженицы. 2) похоронно обрядовая поэзия – расстование души с телом. 4) причитания – на все праздники.свадебные и рекрутские. И.А.Федосова 5)свадебно обрядовая поэзия —
10. сказка — в др.Руси значение «документ» в 17 в. 1649г указ против языческих игрищ. Значение приближенно к басне (фол. Александр Исакович Никифоров)
жанрыимеющие связь со сказкой, но не сказка:
×миф — рассказы первобытных народов.
а) этиологический
б) многобожее посвященное др Богам.
×быль, быличка — рассказы религиозного содержания.(померанская)
× легенда — близка к быличке но с христианской или мусульманской верой.
× сказания — рассказ котор. выдаются за историческую истину и могут быть связаны с реал. персонажами
история собирания.
В 19в пушкин
1 сборник -1830-40 «русские народные сказки»
2 сборник — сахаров «русские народные сказки»
Афанасьев «сборник русских сказок» 1850-64 первый научный сборник сказок
Иван Александрович Кудяков «Великорусскиеусские сказки»
Садовников Д. Н. 1889 «сказки и придания самарского края»
Гефельдинков «сборник блин»
11. Волшебная сказка — обладает характерными чертами, мотивами, сюжетами
«Аленький цветочек» «морозно»
12. Бытовая сказка — описывается быт. Герои простые люди. (имеет эффект анекдота) могут быть превращения.
Реалестическая сказка — поэтической функцией не изображение действительности, а развлечение , все невероятные описания, как будто это описывается в действительности.
Сюжет: 1. Сказка о мудрых девушках «семилетка»
2. О ловких отгатчиков
3. Сказка о хозяине и работнике «сказка о попе и о разбойнике балке»
4. О ловких ворах
5. О попах
6. О глубцах. «Иван Дурак»
7. Сказка о злых женах. «жена хуже черта»
Сказка о животных — гл. действующие лица животные «волк и семеро козлят»
признаки: 1. Животные главные герои, люди второстепенные
2. Если сказка похоже на басню то это сказка о животных.
13. Эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющие в гармоничном единстве нейкий этический мир и героев-богатырей.
формации: архаическая(древние отросли первобытного верования) и классическая(ближе к истории)
смежные жанры: духовный стих,песни баладного характера,исторические песни,сказка.
былина — веден И.П. Сахаров позаимствовал его в «слова о полку игорем» Возникли в переод киевской руси. Проп сказал:»былины пытается дать идеал будущего через описание прошлого, а не описать реальность»
Сохранились с 17 века. С 17 — 20 в сущ. записывал различных былины.
Кирилл Данилов «древние российские стихи»
П.В.Кириевский «Песни собранные п.в.кириевским»
Языков » былины собранные В.И.Даля
Гельфендинг использовал новый тип собирания былин.
14. Архаические герои русского эпоса: волхв всеславович – русский былинный богатырь, происходит от княжны и Змея Горыноча, Мог привращаться в различ. Зверей.
Святогор – богатырь русского былевого эпоса. Является огромным великаном. Живет на высоких святых горах. (Микула селянинович)
15. былина: киевский цикл, некиевский цикл: 1) былины до образования киевской руси-архаический 2)былины полусказочного характера 3) Лакальные былины с ярко выраженным месным происхождением (былины о Садко) Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного веселого застолья к другому.
16. Героический эпический жанр русского фольклора. Былины «Киевского цикла», повествующие о подвигах богатырей, отражают исторические события древнерусской истории времени правления Владимира
Илья муромец. Из мурума. Есть ряд архаических сюжетов, которые имеют архаическое происхождение. ( …и соловей разбойник, …святогор, …и Калин Царь,…в ссоре с князем Владимиром.)
Добрыня Никитич. Из Радовита. Миллер утверждает что он родст. Владимиру, упоминается в летописе, как его сподвижник. (Добрыня Никитич и змей горыныч)
Алеша попович – молодой богатырь. Легкомысленен, безрассуден, хромой,смелый и хитрый. Шутник посмеевается над другими(….Тугарин змей)