Содержание
1.Объект и предмет социологии. Социология в системе обществознания
3 Структура социологического знания и его основные характеристики.
4. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии
5. Позитивистская социология О. Конта.
6. Органистская социология Г. Спенсера.
7. Теория социального реализма Э. Дюркгейма.
8. Социология М. Вебера. (1864-1920)
9. Социология К. Маркса.
10. Социология П. Сорокина.
11. Теория элит Г. Моски и В. Парето
12. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
13. Социология конфликта Л.Козера и Р. Дарендорфа.
14. Символический интеракционизм
15. Основные виды, этапы и методы социологических исследований.
16. Понятие, система и основные элементы культуры
17. Культура и цивилизация
18. Функции социальных конфликтов в обществе. Способы предотвращения и разрешения конфликтов
19. Ролевая и статусная концепция личности.
20. Социальные движения. Понятие. Причины возникновения и функции в обществе
21. Социальные изменения: причины, классификация и функции
22. Девиации: природа, причины. Теории девиации.
23. Социальное взаимодействие. Виды и формы.
24. Типология обществ
25. Бюрократия и организация. Теории бюрократии.
26. Социальная структура и социальная стратификация.
27. Концепции социальной мобильности.
29. Социальная связь, социальное действие, социальное взаимодействие.
30. Социализация личности
31. Структура и иерархия общества как социальной системы.
32. Социальные процессы. Формы и уровни
33. Сущность, типология и функции семьи как социального института
34. Социальные организации: понятие, структура, типология.
35. Структура и социальные функции культуры.
36. Социальный контроль: функции, структура, разновидности.
39. Конфликт. Источники и причины. Типология конфликтов.
40. Революция как форма социальных изменений. Теории революции
41. Социальный институт: сущность, типология, основные тенденции эволюции социальных институтов.
42. Основные принципы функционирования социальных институтов. Их явные и латентные функции.
43. Типология социальных движений. Теории социальных движений.
44. Теории социального прогресса.
Выдержка из текста работы
7. Семья из четырех человек (родители и дети-школьники) за несколько лет сумела купить 4-х комнатную квартиру, мебель, съездила дважды по турпутевкам в круиз по Волге, дети посещают платные курсы по информатике. К какому социальному классу ее можно отнести:
а) среднему — высшему
б) среднему — среднему
в) предпринимательскому
г) низшему
8. Результаты инженерной деятельности больше всего влияют на:
а) политическую систему общества
б) межгосударственные отношения
в) профессиональный состав общества
г) внутрисемейные отношения
д) функциональную структуру предприятия
9. Что, из ниже перечисленного не относится к элементам культуры:
а) городская свалка
б) программа политической партии
в) полезные ископаемые и сибирская тайга
г) танцы, спорт, свадьбы
д) теория относительности
10. Собирая материал для своей будущей книги, исследователь изучал архивы, подшивки старых газет и журналов, смотрел кинохронику. Каким методом он пользовался:
а) математическим моделированием
б) экспериментом
в) опросом
г) изучение документов (контент-анализ)
11. Понятия:
а) социальная структура (1)
б) престиж (3)
в) класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу
г) социальная стратификация — иерархическая система неравенства
д) социальная роль (2)
е) этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры на основе собственной; вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами
Определения:
1) определенный порядок взаимосвязей между элементами социума;
2) ожидаемое поведение в типических обстоятельствах;
3) степень уважения определенного статуса.
Задание: связать определения с понятиями и написать недостающие.
12. Что из нижеприведенного можно отнести к социальным процессам, идущим в крупных городах:
а) ремонт дорог и тротуаров
б) решение администрации городов о запрете на выгул собак без намордников
в) формирование финансово-промышленных групп в сфере городского хозяйства
г) приватизация земли промышленными предприятиями и учреждениями
13. Это то, что дает возможность:
а) структурировать время
б) ощущать себя полезным человеком
в) вступать в разнообразные связи и отношения
г) получать деньги
д) создавать различные блага
е) занимать определенный статус.
О чем идет речь? (трудовая деятельность, работа)
14. Студент Иванов И.И. пришел в гости к сокурсникам — узбекам. Ради гостя они приготовили плов и пригласили к трапезе. Узбеки ели плов руками. Иванов подумал: «Какие отсталые, даже столовыми приборами не умеют пользоваться». Как можно охарактеризовать его позицию:
а) культурный релятивизм
б) этноцентризм
15. Выйдя замуж, молодая женщина взяла фамилию мужа, но жить стали у её родителей, не желая идти в общежитие. Свой бюджет, питание, покупку других товаров вели отдельно от ее родителей. С позиции социологии семьи дайте характеристику данной супружеской паре.
Патриархат, т.к. она взяла фамилию мужа; матрилокальная семья, так как супружеская пара живет с родителями жены. С одной стороны, это нуклеарная семья, т.к. живут вместе два поколения, с другой стороны, дети не зависят от родителей и являются новообразованной (прокреационной) семьей, значит, имеем расширенную семью
16. Среди факторов, влияющих на формирование личностных свойств индивида, социальными являются:
а) климат и ландшафт данного региона
б) знак Зодиака, под которым родился ребенок
в) генетический код родителей
г) расширенная форма семьи
д) большой выбор мультиков в домашней фильмотеке
17. Законодательное собрание Пермской области приняло решение — обратиться к ректорам пермских вузов, чтобы они приняли на льготных основаниях в вузы выпускников коми-пермяцких школ. Какая форма межнациональных отношений нашла выражение в этом решении:
а) амальгамизация
б) этническое преследование
в) ассимиляция
г) защита прав этнического меньшинства
18. Что из ниже перечисленного не относится к характеристикам села:
а) постоянное проживание в нем жителей
б) расширенный выпуск тканей
в) местное самоуправление
г) развитое многообразие культурных стилей
19. Какие из ниже перечисленных групп входили в социальную структуру дореволюционного российского общества:
а) купцы II гильдии
б) каста неприкасаемых
в) разночинцы — народники
г) муллы и священники
д) атеисты
20. Нижеследующие утверждения соотнесите с типами общества:
а) известный политик В.В.Ж., славящийся своей эксцентричностью в Гос. Думе, в быту был тихим и мирным человеком гезельшафт
б) «Братки» решили не жадничать и вложили деньги на создание своей политической организации «Наша Пермь» гезельшафт
в) Участковый милиционер не реагировал на жалобы женщин, к которым приставали его дружки гемайншафт
21. Как Вы думаете, какое общество менее стабильно:
а) общество «закрытого типа»
б) многоэтническое общество
в) общество, в котором имеются видимые социально-экономические различия между группами
г) общество «открытого типа»
д) общество с авторитарной властью
22. Традиционное общество характеризуется:
а) наличием многопартийной политической системы
б) преобладанием профессий умственного труда
в) удовлетворением многообразных потребностей через деятельность специализированных институтов
г)различиями прав социальных общностей
23. Неформальный социальный контроль более всего распространен:
а) на крупном промышленном предприятии
б) на стадионе во время футбольного матча
в) в небольшом селе
г) в областной клинической больнице
24. В какие периоды общественного развития выше интенсивность и всеобщность социальной мобильности (необходимо кратко обосновать свой ответ):
в период бурного экономического роста (восходящая вертикальная мобильность) и в кризисное время (нисходящая мобильность), т.е. в переходные периоды, когда теряется стабильность в обществе и возникает потребность или необходимость изменять социальный статус (также во время войн и революций).
25. Термин социология впервые был применен: (нет ответа – правильный Конт)
а) Платоном
б) Парсонсом
в) Э. Дюркгеймом
г) М. Ломоносовым
д) М. Вебером
26. Студент пермского вуза перевелся учиться по своей специальности в столичный вуз. Рассмотрите данный факт с позиции социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная, статус):
горизонтальная – смена территории; статус остался тот же – студент.
27. Более 80% своего бюджета семья из 4-х человек (работающие муж и жена, дети-школьники) ежемесячно тратила на проживание и покупку товаров первой необходимости. К какой социальной группе можно ее отнести:
а) состоятельные
б) средний – средний класс
в) бедные (относительно бедные)
г) предпринимательская
28. Социальная структура советского общества выражалась в формуле (2+1). Расшифруйте содержание формулы и покажите ее социологическую некорректность.
Два класса+интеллигенция (рабочие, крестьяне + интеллегенция)
Сущ-ла многоклассовая с-ма: номенклатура (большие права), интел-я, переходный класс м-ду интел-й и раб-ми, собственно крестьяне и рабочие и переходный м-ду крест-ми и раб-ми
29. Как можно объяснить с помощью теории «гезельшафта» кризисное состояние современного российского общества (дайте краткое объяснение)
Рынок как система взаимодействий выступает не только в экономике, но и в др. сферах ж. (политике, образовании, здравоохранении, …)
Сложная система управления, недостаточная согласованность в разделении полномочий между центром и регионами.
Установки типа «цель оправдывает средства» и отсутствие конкретных правил и предписаний приводит к эрозии морали и права.
Рациональное индивидуализированное критическое сознание приводит к несоблюдению правовых норм
30. Семья «Х» заготовила на зиму со своего огорода овощи, фрукты, варенья, соленья и довольствовалась небольшой заработной платой мужа, которой хватало на покупку хлеба, сахара, чая и т.д. «Главное — душевный покой, всех денег не заработаешь» — гак отвечал «X» на замечание соседа, что можно побольше вкалывать?Традиционный (работать столько, сколько необходимо для удовлетворения минимальных потребностей)
Семья «У» только и была озабочена поиском дополнительного заработка и доходов, хотя жила в большой и благоустроенной квартире, имела две машины и полный достаток. Рыночный (иметь больше, больше работать)
Студент «Z» сумел сдать на «4» и «5» сессию умело, использовав шпаргалки своих товарищей и халатность преподавателей, хотя на лекции и лабораторные занятия не ходил вовсе.псевдорыночный (иметь больше, меньше работать)
Какие социокультурные типы здесь представлены?
31. Как называются виды брака:
Одна женщина, несколько мужчин – полиандрия
Один мужчина несколько женщин — полигиния
Несколько мужчин, несколько женщин — групповой брак
32. Иванов женился на девушке из горного аула, он — выпускник вуза, она имеет среднее образование. Какой это брак эндогамный или экзогамный? экзогамный