Выдержка из текста работы
2. Способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы.
3. Способностью участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленностью на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации, осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников.
Модуль 1.
Семинар 1. Введение в психологию. История психологии.
Цель: Студенты должны усвоить предмет и задачи современной отечественной психологии, ее основные отрасли, основные этапы развития психологии как науки, сущность основных современных психологических концепций
Вопросы для обсуждения:
1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук.
Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и субъекта.
3. Понятие психики. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психически свойства. Функции психики. Психика и организм.
4. Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитидуальный), эмпирические (анкета, опрос, беседа, наблюдение, библиографический, интервьирование, эксперимент лабораторный и естественный, тесты, социометрия, контент- аниализ), статистической обработки, интерпретации. Надежность, стандартизация и валидность методологии и методики исследования. Проблема репрезентативности.
Основная литература
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
Дополнительная литература
1. Абульханова- Славская К А Психология и сознание личности // Избр. психол. тр. М.; Воронеж , 1999.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1988.
7. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.,1994.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.,1996.
9. Выготский Л.С. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Собр. соч : В 6 т. М.,1983. Т.3.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 2-х т. М.,1982. Т.2.
11. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. М.,1995.
12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М..1998.
13. Леонтьев А.. Основы психолингвистики. М.,1997.
14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1998
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// Избр психол. пр.: В 2-х т. М., 1983. Т.2.
16. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
19. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996.
20. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.
21. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.
22. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Рн/Д., 1996
23. Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
25. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.
28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
Семинар 2-3.
Семинар 5. Проблема сознания и самосознания в психологии.
Цель: студенты должны усвоить сущность сознания, его психологическую структуру, усвоить сущность самосознания, рефлексии, самопознания, самооценки.
Вопросы для обсуждения:
1. Философско-психологический анализ сущности сознания. Сознание и бытие. Гипотеза о происхождении сознания в совместной разделенной деятельности. Сознание и труд. Сознание и деятельность.
2. Психологическая структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко)
3. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания ( И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин).
4. Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный аспекты самосознания.
5. Самосознание и Я-концепция. Сущность и структура Я-концепции (Р. Бернс). Самооценка и уровень притязаний.
6. Динамика самосознания и личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика ( С.Л. Рубинштейн). Личность и время. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. — 2000
4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.
Дополнительная литература
1. Психология и сознание личности. М.; Воронеж, 1999. С.66-85
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
6. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
7. Кон И.С. Открытие « Я» М., 1978.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2009. С. 23-33.
9. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1, 1998.
10. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,1989. Т. 1. С. 156-190.
12. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.
13. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6-123.
15. Франк С.Л. Смысл жизни. Минск, 1992.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1995.
Семинар 6.Направленность человека и ее психологические проявления.
Деятельность. Общение
Цель: студенты должны усвоить сущность понятий «направленность», «потребность», «мотив», «смысл». «деятельность», «общение»
Обсуждение вопросов
1. Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий «направленность личности» и «направленность деятельности».
2. Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации (А. Маслоу, Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен).
3. Понятие мотива. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности ( А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М, Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский) Понятие об иерархии смыслов. Мотив и переживание. Мотив и сознание. Мотив как личностное образование. Соотношение мотива и цели, возможности и феноменология их совпадения. Понятие о задаче, ее связях с целью и мотивом. Иерархия целей и задач в структуре направленности человека.
4. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий активность –деятельность – действие – операция. Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения, привычки в структуре деятельности и личности. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.
5. Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Взаимоотношения и взаимодействие (В.Н. Мясищев). Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. О продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема типологии общения. Общение и деятельность
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. — 2000
4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.
Дополнительная литература.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Деятельность установка. М., 1979.
3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. С. 225-245
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 56-99
5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.
6. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., 1987. С. 122-163.
7. Квасков В.Д. Общение и деятельность. М., 1997.
8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. М., 1988.
9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1998.
10. Ломов Б.В. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы общей психологии. М., 1975.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995
12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
13. Смирнов М.И. Психология деятельности и отношений. Киров, 1994.
14. Хекхаузен Г. Мотивация и деятельность. М., 1986.
15. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.,1994.
16. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991
РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Модуль 2
Семинар 8. Классические компоненты психического облика личности как индивидуальности.
Цель: студенты должны усвоить сущность понятий «способность», «одаренность», «темперамент», «характер», «волевое действие», их месте в психологической структуре личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Способность как динамическое понятие (Б.М. Теплов). Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности. Общая характеристика задатков и способностей.
2. Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы ( школа И.П. Павлова).
3. Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов). Структура и проявление характера. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования. Характер и природа волевого действия. Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников). Волевые качества личности, пути их самовоспитания (В.И. Селиванов, А.И. Высоцкий).
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. — 2000
4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.
Дополнительная литература.
1. Акимов И. Клименко В. О природе таланта. « О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». М.,1994.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2 т. Т.2. Характер С. 52-81. Проблемы формирования характера. С. 52-103.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
4. Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей. М., 1995.
5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
6. Кречмер Э. Гениальные люди / Пер. с нем. СПб., 1999.
7. Крутецкий В.А. Психология. М., 2003.
8. Лейтес П.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,1984С.3-12, 54-59.
9. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2000. ( Свойства темперамента и свойства личности С. 86-110)
11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь,1990.
12. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.
13. Селиванов В.И. Воля, ее развитие и воспитание. //Избранные психологические произведения. Рязань: РГПУ, 1992.
14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982
15. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий// Избр. труды В 2 т. М., 1985. Т. 2
16. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. М., 1990.
Семинар 9. Особенности психических процессов и состояний в
психологической структуре личности.
Цель: Студенты должны усвоить сущность понятий «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление», «воображение», «творчество», «речь», «эмоции», основные характеристики психических процессов и состояний.
Вопросы для обсуждения:
1. Психология сенсорных и перцептивных процессов.
1.1. Общее понятие об ощущениях и их видах.
1.2. Восприятие и его основные свойства.
2. Сущность, функции и сферы внимания. Внимание как интериоризированная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).
3.Сущность и процессы памяти.
3.1. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность.
3.2. Произвольная память и направления ее развития. Закономерности забывания.
4. Мышление и воображение.
4.1. Понятие о мышлении и этапах его протекания. Основные операции мышления. Виды мышления. Формы мышления.
4.2.Основные психологические закономерности творческого мышления.
4.3. Виды, функции и основные процессы воображения. Личностная сущность воображения.
5. Мышление и речь.
5.1. Язык и речь. Психологические функции речи.
5.2. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.
5.3. Основные виды речи и варианты их индивидуальных различий.
6. Эмоции в структуре личности.
6.1. Функции и сущность эмоций.
6.2. Основные виды эмоций. Эмоции и чувства. Характеристика высших чувств.
Связь эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика личности.
6.4. Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры. Проблемы воспитания культуры чувств.
6.5. Характеристика психических состояний.
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. — 2000
4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.
Дополнительная литература.
1. Акимов И. Клименко В. О природе таланта. « О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». М., 1994.
2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр.соч. В 6 т. М., 1982. Т.2.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 2-х т. М., 1982. Т.2.
4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 1996.
5. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 1996.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания М.: МГУ, 1974.
7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. М., 1988.
8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
9. Крутецкий В.А. Психология. М., 2000
10. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
12. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.
13. .Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия Часть 1. Отечественные теории учения. М., 2005.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005
3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. — 2000
4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антропология. М., 1995.
Дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., ЧеРо, 2001.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». М.: Смысл, 2003.
8. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: Российское психологическое общество, 1998.
9. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М.: УМК «Психология», 2005.
10. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.2.: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
11. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.3.: Память / В.В. Нуркова – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
12. Общая психология: в 7 Т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.4.: Внимание / М.В. Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
13. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. М.: ЧеРо, 2002.
14. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 200
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(экзамен/зачёт)
1. Психология как наука. Предмет и задачи современной отечественной психологии. Методы, структура, отрасли современной психологии.
2. Психология как самостоятельная экспериментальная наука (70-е г. ХI Х — 10-е г. ХХ )
3. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: бихевиоризм, психоанализ ( З. Фрейд).
4. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: гештальтпсихология, описательная психология (В. Дильтей).
5. Кризис психологии (30-е г.г. ХХ в.- до наших дней): появление психологических теорий: генетическая эпистемология Ж. Пиаже, культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский).
6. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: необихевиоризм, неофрейдизм (К. Хорни).
7. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: эпигенетическая теория (Э.Эриксон), когнитивная психология
8. Основные современные концепции зарубежной и отечественной психологии: персонология, гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), психологическая антропология (В.И. Слободчиков).
9. Проблема человека в психологии. Сущность и соотношение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура индивидуальности (К.К. Платонов, В.С. Мерлин ).
10. Понятие личности в отечественной психологии. Общее понятие о психологической структуре личности. Показатели психического облика личности по схеме С.Л. Рубинштейна.
11. Сущность и составляющие динамической функциональной психологической структуры личности (К.К. Платонов). Сущность и составляющие трехмерной структуры личности А.В. Петровского.
12. Философско-психологический анализ сущности сознания. Сознание и бытие. Гипотеза о происхождении сознания в совместной разделенной деятельности. Сознание и труд. Сознание и деятельность. Методологическая триада «деятельность – сознание – личность» (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.
13. Психологическая структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко)
14. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин).
15. Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный аспекты самосознания.
16. Самосознание и Я-концепция. Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина). Динамика самосознания и личности.
17. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн). Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
18. Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий «направленность личности» и «направленность деятельности».
19. Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации (А. Маслоу, Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен)
20. Понятие мотива. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М, Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский). Понятие об иерархии смыслов.
21. Мотив и переживание. Мотив и сознание. Мотив как личностное образование.
22. Соотношение мотива и цели, возможности и феноменология их совпадения. Понятие о задаче, ее связях с целью и мотивом. Иерархия целей и задач в структуре направленности человека.
23. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий активность – деятельность – действие – операция.
24. Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения, привычки в структуре деятельности и личности. Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.
25. Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Взаимоотношения и взаимодействие (В.Н. Мясищев).
26. Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. О продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема типологии общения. Общение и деятельность
27. Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общая характеристика задатков и способностей. Способность как динамическое понятие (Б.М. Теплов).
28. Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.
29. Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).
30. Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность ( К.К. Платонов).
31. Структура и проявление характера. Анализ черт характера, связанных с отношением человека к обществу и людям, труду, к самому себе. Характер, его роль в жизнедеятельности человека.
32. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.
33. Понятие воли. Различные подходы к определению сущности воли в психическом мире человека. Роль В.И. Селиванова в учении о воле. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания (В.И. Селиванов, А.И. Высоцкий).
34. Природа волевого действия, структура волевых действий, их анализ. Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников).
35. Сенсорные процессы в психологической структуре личности. Общее понятие об ощущениях и их видах. Чувствительность и е измерение. Динамика чувствительности. Личностная организация ощущений.
36. Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности.
37. Восприятие и его основные свойства. Виды восприятий и их характеристика. Восприятие пространства и времени. Иллюзии при восприятии. Роль, место и значение восприятий в познании.
38. Сходство и различие ощущений и восприятий. Личностные особенности восприятий.
39. Сущность, функции, сферы внимания. Внимание как интериоризированная деятельность контроля (П.Я. Гальперин). Виды внимания и их личностная обусловленность. Внимание и направленность человека.
40. Сущность и процессы памяти. Общая характеристика памяти. Типы и виды памяти. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность. Произвольная память и направления ее развития. Виды запоминания и воспроизведения, их характеристика. Закономерности забывания.
41. Понятие о мышлении и этапах его протекания. Мышление и деятельность. Основные операции мышления. Виды мышления и его индивидуальные особенности.
42. Формы мышления. Основные психологические закономерности творческого мышления.
43. Виды, функции и основные процессы воображения. Воображение и творчество. Соотношение мышления и воображения, Личностная обусловленность воображения.
44. Мышление и речь. Язык и речь. Психологические функции речи. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.
45. Характеристика высших чувств. Основные виды речи и варианты их индивидуальных различий.
46. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций. Основные виды эмоций. Связь эмоций с потребностями и деятельностью. Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры.