Выдержка из текста работы
6. Принципы и методырегионального управления, его задачи.
К основным принципам регионального менеджментаотносятся:
децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, атакже принцип выделенной компетенции.
1) Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений отцентральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничиваетмонополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическуюсвободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятиярешений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
2) Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархическойсоподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектоврегионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равныхпартнеров.
3) Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов подзаранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте черезформирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целяхобеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всегонаселения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
4) Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системырегионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этотпринцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной иорганизационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектамуправления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиямфункционирования.
5)Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций)состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, авнутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функцийсубъектов федерального, регионального и муниципального управления, а такжересурсное обеспечение реализации каждой функции.
Методы регионального менеджмента также обусловлены системойрыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принятопонимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъектырегиона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода:методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методыопосредованного воздействия.Первые из них в большеймере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторыепо всем другим объектам
Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловленыособенностями переходного периода.
В число основных задач регионального менеджмента входят:
— обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населениярегиона, высокого уровня и качества жизни;
— экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозированиеи программирование регионального развития;
— оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепленияэкономической базы региона и муниципальных образований;
— обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
— формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-техническойполитики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
9.Цели, критерии и методы управления региональным социально-экономическимразвитием.
В качестве целей социально-экономического развития регионаиспользуются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания издравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды,равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев(характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотряна некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целяхразвития, международные организации оценивают степень развития стран и регионовпо некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателейявляется индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развитияООН. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
— ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
— интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняяпродолжительность обучения);
— величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и сниженияпредельной полезности дохода.
Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерииэкономического развития страны. Среди долгосрочных целей- становление иразвитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшейквалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны,включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качествекраткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижениеконкретных величин прироста ВВП в следующем году, квартале, месяце и пр.
Науровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие импоказатели социально-экономического развития:
ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этихпоказателей;
— средний уровень доходов населения; — продолжительность жизни, уровеньфизического и психического здоровья людей; уровень образования;
— уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья,телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительногопользования;
— уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками,диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемыхмедицинских услуг);
— состояние окружающей среды; — равенство возможностей людей, развитие малогобизнеса; обогащение культурной жизни людей.
Методы управления региональным развитием
Все возможные методы воздействиярегиональной администрации на ход экономического развития можно сформулироватьтак:
— создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловойактивности;
регулирование деловой активности;
— прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
— создание благоприятных общих условийдля развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночнуюинфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новыхвидов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисноехозяйство и др.
— традиционными являются активныедействия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой длявсех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр.
10. Организационно-экономические факторы.
Социально-экономическоеразвитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главныхфакторов.
1. Рыночное взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков.Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешнейторговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем врезультате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентное усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особеннонеценовой конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственный постепенный переход от фордизма к постфордизму как способуорганизации производства, что подразумевает: замену массового производствамелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкойиндивидуальной ответственности соучастием индивида в производственном процессе.
Факторы, благоприятные сегодня дляразмещения на территории предприятий, завтра означают дополнительныевозможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения другихназревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиямиуспешного социально-экономического развития регионов в будущем.
Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений наконкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Как и всякаяэкономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которыевзаимодействуют. Эти связи могут быть прямого и косвенного воздействия.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней средыдостаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
производственно-ресурсный потенциал региона; структуру регионального рынка;
кадровый потенциал региона; региональный бюджет; стратегию развития региона.
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
внешними поставщиками товаров и услуг; внешними потребителями;регионами-конкурентами; финансовыми организациями; транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы фактороввлияния: общеэкономические; общеполитические; научно-технические; природно-экологические; демографические.
11. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
Традиционнов отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторовразмещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько инойстандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группыфакторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а)ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б)ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров покооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в)установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии ипрограммы поддержки). Если между отечественными и жесткими факторами еще можнопровести параллели, то мягкие факторы в число отечественных пока не включенывообще. Они касаются прежде всего количественно трудноизменяемых категорий:уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно таквыразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всегоупоминают: стабильность политической ситуации; стабильность общественногоклимата; квалификацию занятых по найму; региональную структуру экономики иотдельных предприятий; качество системы образования и профессиональнойподготовки кадров; оснащение региона вузами, технологическими центрами,исследовательскими организациями; наличие факторов, ориентированных напроизводство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзовпредпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональныхадминистраций, политиков); качество жизни в регионе (качество жилья,экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).
15. Сущность организации управления экономикой региона
Организационная структура управления является социально-экономическойкатегорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управленияи существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие икоординацию элементов внутри данной системы. Структура отражает составэлементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда какорганизационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурныхсвязей.
Организационныеструктуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческуюи общественную. Государственная сфера имеет три уровня: федеральный,региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управленияохватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников)управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различныхорганизационных формах. Это кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественнаясфера — общественными структурами являются как представительные и судебныеорганы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так иструктуры попечительского характера и вспомоществования, политические движенияи партии.
Такая типизацияорганизационных структур обусловливает и соответствующие организационные формыуправления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерныеобщества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки,фонды и т.д.
Элементыорганизационной структуры в совокупности образуют организационное единство дляреализации общей цели.
Каждый элементнаделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций безих субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определеннойструктуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, еслименяются функции ее отдельных компонентов.
Формированиерыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений иструктур управления.
Во-первых,характерным становится перераспределение функций между различнымиорганами государственного, коммерческого и общественного управления,делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Во-вторых, современем происходит моральное старение структуры управления, следствиемчего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизоватьорганизационные резервы.
Множество типоворганизационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации.Среди них можно выделить общие, особенные и частные.
К общим критериямотносятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабыпроизводства, к особенным — формы собственности, принципыорганизации управления, характер связей, к частным — формыорганизации производства и управления.
По признакувоспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивныеорганизационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанноготипа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности —государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные; по принципаморганизации производства и управления — отраслевые(межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферамдеятельности — государственные, общественные, коммерческие; по методамхозяйствования — государственные, корпоративные, частные; по уровнямуправления — федеральные, региональные, муниципальные; по
формаморганизации производства — высокоспециализированные, малые, крупныепредприятия; по формам организации управления — концерны,тресты, ассоциации.
Количество икачество организационных структур имеют тенденцию к динамическому изменению.Это происходит в результате сочетания различных объективных и иныхобстоятельств, и также качественных изменений в обществе благодаря радикальнойреформе в организационных структурах управления на всех уровнях развитиярыночных отношений.
Многообразиекритериев формирования организационных структур не дает оснований для ихпротивопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему критериюэффективности ― давали высокий социальныйрезультат. Мобильность организационных структур, их адаптивность к месту ивремени, разнообразие форм их организации возможно и целесообразнорегламентировать с учетом исторических особенностей развития государственного,коммерческого и общественного управления.
Организационныеструктуры призваны быть гибкими, создаваемыми под определенные цели и перестраиваемымипо мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативныеправила не только создания, функционирования организационных структур, но ирасформирования организации.
Приформировании организационных структур управления необходимо тщательно продуматьсоотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не исключает,однако, использования принципа прямой подчиненности. В организационнойструктуре управления каждый исполнитель должен иметь только одного непосредственногоруководителя. Когда практикуют двойное подчинение или вышестоящий руководительпередав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то темсамым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательностии возникает стремление уйти ответственности.
4. Теория образования региональных комплексов
Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил ипроблеме экономического районирования. Обосновывается позиция, что правильноеразделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будетспособствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации), усилитпроцесс специализации в ее экономике. Возлагаются также надежды на то, чтообщее экономическое районирование сможет компенсировать недостаткиконсервативного административно-территориальногоделения страны и в перспективе даст возможность перейти к государственномууправлению по крупным экономическим районам.
Н.Н. Колосовскийразработал концепцию экономического районирования, основные положения которойсводятся к следующему.
Вся территория страны делится на экономические районы, образованные попроизводственным признакам и представляющие в совокупности законченную системурегиональных сочетаний производительных сил.
Для каждого экономического районаустанавливаются три категории производств:
— районного значения (продукция потребляется внутри экономическогорайона);
— межрайонного значения (для группы экономических районов);
— поддержание производствана еще жизнеспособных действующих предприятиях,
— обеспечение регулируемогосвертывания экономически бесперспективных производств
— организация работы посанации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной иинвестиционной деятельности региона;
— организация рациональныххозяйственных связей предприятий региона в интересах последнего путем возможнойинтеграции усилий предприятий различных территориальных образований
— обеспечение устойчивостифункционирования основных систем жизнеобеспечения;
— недопущениетехнологических и экологических катастроф,
— изменение рыночнойструктуры путем поддержки предпринимательства,
— поиск потенциальныхинвесторов, организация получения и эффективного использования иностранныхкредитов
— формирование региональнойсистемы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способныхсобрать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;
— активное продвижение назарубежные рынки товаров местных экспортеров
— создание налоговойсистемы, учитывающей ее трехуровневую организацию.
При возрастающемзначении региональных организационных форм и функций управления в субъектахФедерации и их региональных центрах необходимо обновлять структуру органов управленияв соответствии с происходящими изменениями. Это касается всей системы органовуправления, занимающейся региональной политикой. Очевидно, что аппаратПрезидента РФ является центром этой работы. В то же время необходимо иметьспециальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и долженсистематически осуществлять региональную политику. Таким органом в настоящеевремя является Министерство по делам национальностей и федеративных отношений.Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельностиминистерства будет стратегическая работа по налаживанию федеративных основвзаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как повертикали, так и по горизонтали).
В России дляобеспечения действенности принципов управления по вертикали и горизонтали нужнасистема органов представительной и исполнительной властей: от президентской домуниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должнонайти отражение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областныхструктурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления(муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплекснымподходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.
7.«Разделение функций» и «принцип выделенной компетенции».
Функциирегионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические,социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можнодифференцировать по назначению и содержанию. Многообразие функций региональногоменеджмента опосредуется широким кругом его задач. При этом выделяют следующиеосновные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научногопрогнозирования социально-экономического развития региона и разработкойрегиональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социальноориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий,обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функцияцелеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформациихозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Функциярегулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов,относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а такжеобъектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. Вреализации функции регулирования могут использоваться методы прямого иопосредованного воздействия. В условиях перевода хозяйства регионов на рыночныеотношения особое место в региональном менеджменте отводится функциистимулирования. Это связано, прежде всего, с ограниченностью использования врегиональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладномхозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самымразным формам и видам собственности федеральной, региональной, муниципальной,коллективной, частной и др. Но методы непосредственного воздействия региональногоменеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности.Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованноговоздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектовхозяйствования.
Сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействиисубъекта управления на социально-экономические процессы региона черезопосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территориирегиона. Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента,следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функцийсубъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.Перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управленияосуществляется на основе принципа выделенной компетенции.
Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точноочерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом дляреализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов иих источники.
Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, чтоесли в российской практике разграничение функций осуществляется междуразличными сферами деятельности и между различными отраслями хозяйства, то взарубежной каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией всфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства.
Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловленаограничивающими факторами рыночного регулирования регионального имуниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себене гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняютдифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальныхобразований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним изэффективных инструментов реализации государственной региональнойсоциально-экономической политики.
8. Многоаспектность регионального развития,социально-экономическое развитие
Развитие региона многомерный и многоаспектный процесс, которыйобычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных иэкономических целей. Социально-экономическое развитие включает в себя такиеаспекты, как:
— рост производства и доходов;
— перемены в институциональной, социальной и административной структурахобщества;
— перемены в общественном сознании;
— перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мираи их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесссоциально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
— повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня егообразования;
— создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результатеформирования социальной, политической, экономической и институциональнойсистем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
— увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы
13. Проблема размещения производительных сил в региональнойэкономике
Дляколичественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбраннойстратегии и установления возможных результатов выбора той или иной стратегиикаждым из одиннадцати экономических районов России использубтсясоответствующие экономико-математические модели.
1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии.С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукциикаждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешнихэкономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и сдругими регионами России.
Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отраслиприравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввозапродукции по каждой из отраслей также равно нулю.
2. Модель поведения региона в соответствии со стратегиейрегионального фритредерства. С ее помощью определяются объем производствапродукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта региона исальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентнымвнешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем,но и с остальными регионами России. В соответствии с требованиемэквивалентности суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу внего.
Вместес тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегиюрегионального фритредерства привлекательной, а следовательно, объективновозможной для целого ряда экономических районов России в первую очередь дляПоволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии уних происходит даже некоторое увеличение внутреннего продукта, прежде всего засчет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотряна существенный спад производства из-за "кувейтизации"экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерствапредставляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, таккак спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше,чем в случае второй.
Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегиюрегионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, сконкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке.
16.воспроизводственный процесс в регионе
Процессрегионального воспроизводства производственных ресурсов имеет три стадии:производство, распределение (перераспределение, обмен) и потребление(использование).
Региональноевоспроизводство, исследуемое с позиций производительных сил как основыобщественного развития, выступает в виде циклического процесса переходапроизводственных ресурсов региона от одной стадии движения к другой. Поэтомудля выявления внутренней структуры процесса регионального воспроизводствацелесообразно разделить его на ряд звеньев, каждое из которых отражало бы однуиз стадий (фаз) движения производственных ресурсов: потребление, распределениеи перераспределение (обмен, собственно воспроизводство).
Первая фазатождественна процессу производства общественного продукта. Расходованиересурсов рабочей силы, средств и предметов труда составляет основное содержаниепроизводственного потребления и выражается в осуществлении затрат живого иовеществленного труда, направленных на получение полезной обществу продукции(материальных благ и услуг).
Данный процессполностью локализуется в рамках территории региона. Его структуру условно можнопредставить в виде двух стадий. На первой стадии происходит трансформацияпроизводственных ресурсов в затраты общественного труда, которые на второйстадии непосредственно воплощаются в готовую продукцию определенной меновойстоимости. Обе стадии протекают одновременно и составляют единый процесспроизводственного потребления.
Личное потреблениевыступает составной частью процесса регионального воспроизводствапроизводственных ресурсов. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов врегионе подкрепляется всей его социальной инфраструктурой, в том числе и ранеесозданными фондами непроизводственной сферы.
Потреблениенаселением материальных и духовных благ и услуг может отчасти осуществляться иза пределами региона.
Наряду с трудовымиресурсами определенной квалификации результатом регионального воспроизводстваявляются средства и предметы труда. В число последних необходимо включать лишьте виды, которые используются (потребляются) в рассматриваемом регионе.
Региональноевоспроизводство подавляющего большинства основных видов производственныхресурсов обеспечивается затратами труда и расходом ресурсов всего общества. Вменьшей степени это относится к природным ресурсам.
Значительно ширеобласть применения затратного способа оценки воспроизводственных расходов в техслучаях, когда результат процесса воспроизводства выражается в натуральныхвеличинах: численности занятых, весовом объеме потребляемых материальныхресурсов и т.п.
Последний этапдвижения производственных ресурсов завершается созданием и поддержанием нанеобходимом уровне потенциала их расширенного воспроизводства в регионе. Здесьречь идет о пяти важнейших предпосылках дальнейшего экономического ростарегиона: населении, природных ресурсах, основных производственных инепроизводственных фондах, финансовых ресурсах, производственных запасах.
Реализация региональногопотенциала расширенного воспроизводства производственных ресурсов протекает вусловиях возможного межрайонного перераспределения населения и трудовыхресурсов, временного использования производственных мощностей строительных итранспортных организаций одной республики на территории другой и т.п.
Следующий этапвоспроизводства производственных ресурсов связан уже с их использованием впроцессе производства. Его внутреннюю структуру можно представить в виденескольких стадий. На первой и второй стадиях в ходе производственногопотребления в регионе создается общественный продукт. Затем он распределяется иперераспределяется (обменивается) согласно потребностям.
Среди стадий воспроизводства исходным моментомявляется производство. На этой стадии создается продукция, формируются состав иструктура общественного продукта. Целью производства является удовлетворениепотребностей общества в определенных видах продукции.
На стадиираспределения регионы активно участвуют как в распределении факторов производства,так и в распределении его результатов. В первом случае путем созданияблагоприятных условий для привлечения рабочей силы, стимулированияприоритетных, по мнению местных органов власти, производств регионы стремятсяполучить дополнительные трудовые ресурсы и капитал. Во втором случае регионыучаствуют в распределении и перераспределении общественного продукта,национального дохода, а также формируют свои бюджеты.
В сфере обмена наоснове внутрирегионального разделения труда и егокооперации складываются региональный и локальный рынки. Они включают в себярынки: потребительский, средств производства, финансовый, рабочей силы,информации.
В сфере потреблениятерриториальные границы являются решающим фактором удовлетворения потребностейи завершения процесса воспроизводства. Потребление может вообще рассматриватьсякак специфическая функция регионального воспроизводства.
Результатамирегионального воспроизводства выступают валовой общественный продукт, конечныйпродукт, произведенный, распределенный и использованный национальный доходрегиона. Важным показателем является рост национального богатства региона…
Выделяется такжевоспроизводство ресурсного потенциала региона, под которым понимаютсявоспроизводимые и невоспроизводимые природныересурсы, трудовые ресурсы, овеществленные и неовеществленные(здания, информация) ресурсы.
Относительноеобособление в пределах региона части хозяйственных и социальных связей повоспроизводству факторов производства, его фаз и результатов позволяет говоритьне только о существовании единого регионального воспроизводственного цикла, нои о функционировании в его составе ряда локальных воспроизводственных циклов. Кним необходимо отнести следующие:
использование природныхресурсов; использование трудовых ресурсов; топливно-энергетический цикл;
химико-лесной цикл; инвестиционно-строительный цикл; агропромышленный цикл;денежно-финансовый цикл; цикл производственной инфраструктуры;
циклинституционально-информационной инфраструктуры; цикл производстванепродо