Выдержка из текста работы
— госфинконтроль (внешний финансовый контроль). Представлен следующими организациями: 1) Счетная палата РФ; 2) Росфиннадзор; 3) Министерство РФ по налогам и сборам; 4) Министерство финансов; 5) Федеральное казначейство; 6) Федеральная ТС; 7) ЦБ РФ.
— ведомственный контроль, проводится внутри отдельных государственных министерств и ведомств. Для этой цели предусмотрены соответствующие контрольные органы внутри отдельных министерств и ведомств.
— смешанная форма контроля (иногда).
Общественный контроль – контроль, реализуемый на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию заинтересованным юридическим и физическим лицам. В организации общественного контроля значительную роль играют СМИ, которые выражают интересы общественности, в том числе партий, организаций и различных общественных структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, органами Госфинконтроля, предоставляющими прежде всего финансовую информацию.
Независимый контроль представлен аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
2. Задачи и функции системы Госфинконтроля |
Правовую основу Госфинконтроля составляют ГК РФ, НК РФ, БК РФ, ТК РФ, ФЗ «О счетной палате», иные законы и нормативные акты, издаваемые органами-участниками бюджетного процесса. По принадлежности выделяют три группы органов Госфинконтроля:
1) органы ГФК законодательных органов власти (Федеральная Счетная Палата, Контрольно-счетная палата Кр Кр, Контрольные счетные палаты на уровне городов)
2) органы ГФК органов исполнительной власти (Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ЦБ РФ, органы ФТС)
3) контрольно-ревизионные органы и подразделения внутреннего контроля исполнительных органов власти.
Виды государственного финансового контроля:
1) предварительный контроль, который осуществляется до совершения финансовых операций (Федеральное казначейство – оценка эффективного и целевого расходования средств с единого счета Федерального бюджета);
2) текущий контроль, осуществляется МинФином, Казначейством, ЦБ РФ на стадии совершения финансовых операций (формальная оценка документального оформления операций);
3) последующий контроль, осуществляется после совершения финансово-хозяйственных операций налоговыми органами, Счетной палатой и РосФинНадзором.
Финкции государственного финансового контроля:
1) контроль за целевым и эффективным расходованием денежных средств, а также за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Счетная Палата, РосФинНадзор)
2) контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга (МинФин);
3) контроль за организацией денежного обращения (ЦБ РФ);
4) контроль за использованием кредитных ресурсов (ЦБ РФ, МинФин);
5) контроль за состоянием государственных резервов (ЦБ РФ, МинФин);
6) контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ (Налоговая, МинФин).
Задачи госфинконтроля (напрямую вытекают из функций):
1) контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов (формирование доходов и расходов);
2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, кредитной, бюджетной, налоговой, денежной и валютной политики;
3) контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.
3. Понятие аудиторской деятельности. Общая классификация |
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерской финансовой отчетности и бухгалтерского учета организаций и ИП.
Аудиторская деятельность |
||||||
Аудит |
Сопутствующие услуги |
|||||
Внутренний |
Внешний |
|
||||
|
Обязательный |
Инициативный |
По специальным аудиторским заданиям |
|
Сопутствующие аудиту услуги:
1) консультации по учету, налогообложению, составлению отчетности и другие;
2) ведение бухгалтерского учета;
3) восстановление бухгалтерского учета;
4) анализ хозяйственной деятельности предприятий;
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
В отечественной практике признается следующая система классификации аудита (упрощенная):
1) внешний аудит, который проводится на договорной основе специализированными аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов;
2) внутренний аудит представляет собой деятельность по проверке и оценке работы предприятия и осуществляется в целях доведения информации до руководителей и учредителей. Цель внутреннего аудита – практическая помощь сотрудникам в эффективном выполнении возложенных функций;
3) инициативный аудит проводится по инициативе руководителя предприятия либо учредителей. Основная цель – выявить недостатки в работе предприятия, ошибки в ведении учета и составлении отчетности, налогообложении, а также оказание практической помощи в разработке направлений перспективного развития предприятий;
4) обязательный аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону проведение аудита является обязательным для отдельных организаций и предприятий, которые разделяют по финансовому критерию, организационно-правовой форме и виду деятельности.
С точки зрения развития аудита в научной литературе выделяют три функции аудита:
1) системно-ориентированная – такая функция предусматривает наблюдение систем, контролирующих операцию. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу и делать выводы на основании функционирования систем внутреннего контроля (СВК). При достаточности работы СВК облегчается проведение внешнего аудита.
2) функция, базирующаяся на риске – аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно, в основном по критическим точкам работы предприятия.
3) подтверждающая – характеризуется тем, что при проведении аудита, аудитор характеризует и подтверждает практически каждую операцию и параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.
В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита:
1) финансовый;
2) операционный;
3) аудит на соответствие.
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности. В качестве критериев информации обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит обычно осуществляется независимыми аудиторами, результатами работы которых является заключение о достоверности финансовой отчетности.
Аудит на соответствие – предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных норм, правил, инструкций, законов, которые оказывают влияние на результаты финансовой деятельности и отчетность. В процессе проверки устанавливают, соответствуют ли те или иные процессы прописанным нормам. Например, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли расходуются средства на оплату труда, правильно ли производится начисление и уплата налогов, соответствует ли порядок списания материальных ценностей утвержденным инструкциям и так далее.
Операционный аудит – используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Такой вид аудита можно использовать для оценки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и так далее. Иногда этот вид аудита называют аудитом эффективности.
По периодичности осуществления аудиторских проверок различают:
1) первоначальный аудит;
2) повторяющийся аудит.
Первоначальный аудит – это вид аудита, проводимый данной аудиторской фирмой в конкретной организации впервые.
Повторяющийся аудит базируется на длительных договорных отношениях.
4. Отличие аудита от других форм финансового контроля |
Ревизия |
Судебно-бухгалтерская экспертиза |
Аудит |
— это составная часть системы государственного финансового контроля, которая призвана устанавливать законность, достоверность, целесообразность и эффективность осуществления отдельных финансово-хозяйственных операций. |
— это метод осуществления контроля с целью получения источников доказательств и заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области бухгалтерии. |
— это метод осуществления независимого вневедомственного финансового контроля, основанного на договорных отношениях. |
Цели |
||
— выявляет недостатки, фиксирует нарушения, злоупотребления и способствует наказанию виновных лиц.. |
— проводится с целью объяснения уже установленных фактов либо проверки возражений обвиняемых против фактов, зафиксированных в материалах проверок и ревизий. |
— выявляет и фиксирует недостатки в работе предприятия. |
По правовому регулированию |
||
— отношения регулируются административным правом, то есть на основании законов, регламентов, приказов и нормативных документов в системе госфинконтроля. |
— отношения регулируются процессуальным действием, а назначение экспертизы регламентируется законом. |
— отношения регулируются гражданским правом, то есть на основании договоров, заключенных в соответствии с ГК. |
Объекты контроля |
||
— действия, нарушающие законодательство РФ, учетную политику, а также наносящие ущерб государственным интересам, предприятиям и 3-им лицам. |
— служебная деятельность должностных и материально-ответственных лиц, связанных с управлением, с вверенными им материальными ценностями, которая нашла отражение в материалах проверок и ревизий. |
— то, что ухудшает финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и влияет на достоверность показателей финансовой отчетности. |
Решаемы практические задачи |
||
— направлена на сохранность денежных средств и материальных ценностей, на профилактику и устранение различных злоупотреблений. |
— проводится с целью объяснения и исследования выводов, содержащихся в материалах проверок и ревизий. |
— способствует увеличению платежеспособности, поиску методов эффективности функционирования предприятия и оптимизации существующих финансовых процессов. |
5. Цели и задачи аудита |
В ФЗ «Об аудиторской деятельности» сформулировано, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствие ведение бухгалтерского учета законодательству РФ. В соответствии с законом, аудиторы вправе самостоятельно определять приемы и методы своей работы за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, составления заключения, требования к оформлению которых установлены федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (П(С)АД).
С учетом утвержденных П(С)АД можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита:
1) формулирования принципов подготовки программы и рабочего плана аудита;
2) организация подготовки и составления плана и программы аудита;
3) формулирование принципов документирования аудита;
4) формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита;
5) определение порядка составления и хранения рабочей документации;
6) определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
7) по результатам проведенных исследований выразить мнение о достоверности финансово-бухгалтерской отчетности аудируемой организации.
В ходе проведения аудита аудитор должен проверить правильно ли составлен отчет о прибылях и убытках, баланс, достоверно ли отражены данные в главной книге; все ли активы и пассивы отражены в отчете; все ли финансово-хозяйственные операции отражены в учетных регистрах; соответствует ли состав имущества данным, отраженным в бухгалтерской отчетности; в полной ли мере учтены данные о наличии кредиторской и дебиторской задолженности; в полной ли мере соблюдаются положения, принятые учетной политикой; правильно ли отражены в отчетности данные о доходах и расходах отчетного периода; правильно ли разграничены в учете текущие затраты на производство и на капитальные вложения; обеспечена ли тождественность данных аналитического учета оборотом по счетам на каждое 1-е число месяца.
По завершении проверки аудитор обязан выразить мнение по следующим вопросам:
— общая приемлемость отчетности, то есть, соответствует ли отчетность в целом всем предъявляемым требованиям и не содержит ли противоречивой информации;
— обоснованность, то есть, соответствуют ли требованиям включенные в состав отчетности показатели и существуют ли основания для включения в отчетность указанных сумм;
— законченность, то есть, включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;
— оценка, то есть все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
— классификация, то есть, есть ли основания относить сумму на то счет, на который она записана;
— аккуратность, то есть, соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в соответствующих книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы и соответствуют ли итоговые суммы данным, включенным в главную книгу;
— раскрытие, то есть все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли они отражены в отчетности и в приложениях к ней.
6. Принципы аудита |
Помимо определения целей и задач аудита необходимо установить принципы аудита, которые позволяют дать точные сведения об объекте аудита, выявит недостатки в ведении бухгалтерского учета, составления отчетности, а также провести анализ финансового состояния объекта аудита.
К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся:
— независимость и объективность при проведении аудита;
— конфиденциальность;
— профессиональная компетентность;
— добросовестность;
— использование методов статистики и экономического анализа;
— применение новых информационных технологий;
— умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;
— доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;
— ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудита;
— содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственных органов, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не имеет на проверяемых организациях никаких имущественных и личных интересов.
В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 12), независимость аудиторов формулируется следующим образом:
1) аудит не может осуществляться:
— аудиторами, являющимися учредителями либо участниками проверяемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за бухгалтерский учет и составление финансово-бухгалтерской отчетности;
— аудиторами, состоящими с учредителями либо участниками проверяемых организаций, с их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, в близком родстве (супруги, родители, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
— аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями либо участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами либо иными лицами, ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
— аудиторскими организациями, руководители и должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями либо участниками аудируемых лиц, с их должностными лицами, бухгалтерами и либо иными лицами, ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
— аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, участниками, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, участниками, в отношении дочерних организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей и участников;
— аудиторскими организациями и индивидуальными аудитрами, оказывающими в течение 3-х лет, непосредственно предшествующим проведению аудита услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению бухгалтерской финансовой отчетности у аудируемых лиц.
-2) орядок выплаты и размер денежного вознаграждения а организациям и индивидуальным а за проведение аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг определяется договорами на оказание услуг по проведению аудита и не могут быть поставлены в прямую зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц, о содержании выводов по итогам аудита.
-3) конфиденциальность – это важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу и хозяйствующему субъекту о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. За разглашение тайн своих клиентов аудитор несет соответствующую ответственность, предусмотренную законодательством, в том числе УК.
-4) аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, поддерживать ее на должном уровне и соблюдать требования нормативных документов.
-5) аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых он не имеет достаточных знаний.
-6) использование методов статистики и экономического анализа обязательно при проведении аудита, так как позволяет провести проверку на соответствующем уровне, то есть владеть всеми методами проведения экономического анализа.
-7) при проведении аудита необходимо применение новых форм информационных технологий, использование вычислительной техники, знание основных программных продуктов в области бухгалтерского учета.
-8) ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение и рекомендации, которые дает по результатам аудита.
7. Понятие и виды сопутствующих аудиту услуг |
Перечислить услуги.
Сопутствующие аудиту услуги по своему содержанию могут быть разделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
Услуги действия – услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, то есть аудируемым лицом.
Услуги контроля – услуги по проверки документов на предмет их соответствия критериям, установленным и согласованным экономическим субъектом с аудиторской фирмой.
Информационные услуги – услуги по подготовке устных и письменных консультаций, проведения обучения, семинаров, круглых столов и так далее.
К услугам, не совместимым с проведением обязательного аудита, относятся услуги по ведению учета, восстановлению учета, составлению отчетности и составлению налоговых деклараций.
Регулирование оказания сопутствующих аудиту услу осуществляется в соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Целью данного стандарта является установление видов услуг, которые могут оказывать аудиторы экономическим субъектам, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения. Для выполнения данной цели далжны быть решены следующие задачи:
1) определены и классифицированы сопутствующие аудиту услуги;
2) определен состав и общий характер работ и услуг, сопутствующих аудиту;
3) определены особенности оказания сопутствующих аудиту услуг и порядок их оформления;
4) выявлены особенности распределения ответственности между аудиторскими фирмами и экономическими субъектами при оказании сопутствующих аудиту услуг.
Все перечисленные задачи находят решение в указанном выше аудиторском стандарте.
8. Обязательный и инициативный аудит |
Инициативный аудит – это аудит, который проводится в любое время и в объемах, установленных решением органов управления экономического субъекта.
Цель проведения инициативного аудита – выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, а также проведение анализа финансового состояния предприятия.
Причинами проведения инициативного аудита могут являться:
— отсутствие ведомственного контроля в организациях, реорганизованных в АО;
— текучесть бухгалтерских кадров;
— низкая квалификация бухгалтерских кадров;
— слабая правовая база регулирования финансовой деятельности организации.
Инициативный аудит может быть:
— комплексным, то есть это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности;
Основы аудита — Стр 2
— тематическим , то есть контролю подвергаются отдельные участки бухгалтерского учета.
При инициативном аудите объемы проверки могут быть различными, то есть:
1) полная или сплошная проверка данных учета;
2) выборочная проверка учетных данных;
3) проверка данных, содержащихся только в учетных регистрах и отчетностях.
Первичные документы (кассовая книга, счета-фактуры, заявления под выдачу денег, объявление на взнос наличными) –> учетные регистры (журнал операций по кассе, главная книга) –> отчетные формы (отчет).
Обязательный аудит в отношении отдельных хозяйствующих субъектов установлен законом об аудиторской деятельности. Существует ряд причин, обосновывающих необходимость проведения обязательного аудита:
1) субъекты обязательного аудита работают, как правило, с денежными средствами населения. Это банки негосударственные внебюджетные фонды, инвестиционные фонды. Население не всегда умеет квалифицированно читать финансовую отчетность. В этом случае аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованными лицами.
2) устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, государство в лице аудиторских фирм контролирует деятельность таких организаций как крупных налогоплательщиков.
Обязательный аудит проводится на основе следующих критериев:
1) ОПФ: обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, образованные в форме ОАО не зависимо от числа акционеров.
2) Вид деятельности: обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, то есть инвестиционные фонды и холдинговые компании, а также внебюджетные фонды (государственные и негосударственные).
3) Финансовые показатели деятельности: экономические субъекты (за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверки при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
— Вписать
Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора
1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Этика аудиторской деятельности.
ВЫПИСАТЬ: СРО И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИРУЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ.
АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.