Выдержка из текста работы
Деятельность— это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Психика человека познается и проявляется в деятельности. Без деятельности невозможна человеческая жизнь: человек познает окружающий мир, преобразовывает его, создает материальные ценности (еду, одежду, жилье), духовные продукты.
Деятельность— категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность.
Деятельность человека отличается от поведения животных:
- носит сознательный характер ( цель и способы ее достижения, мотивы)
- изготовление, употребление орудий труда
- общественный характер ( в коллективе и для коллектива)
- систематичность (отдельные движения—еще не деятельность)
- формируется личность, ее способности, психические процессы.
- Структура деятельности, этапы.
Любая деятельность человека представляет собой сложную структуру.
Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.
Цель— это то, ради чего действует человек.
Мотив— это то, почему действует человек.
Целимогут бытьблизкими, средними(промежуточные) идалекими (по временнымзатратам на ее реализацию).
Выделяют также личные и общественные цели ( по значимости для человека и общества).
У двух людей может совпасть цель, но будут разные мотивы деятельности.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, трудовой операции или движения речевого аппарата.
Движения— это физиологическая функция организма, наблюдаемая уже во внутриутробном развитии (сосание). Движения могут быть врожденными (безусловнорефлекторными : крик, моргание) и приобретенными (условнорефлекторными). Большинство движений человека— условнорефлекторные.
Систему движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называют действием.
Действие— это отдельный акт деятельности, единица анализа в деятельности.
В отличии от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.
Действия еще не деятельность. Только совокупность действий, объединенных одной целью можно назвать деятельностью.
Различают действия сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (действия памяти), внешние предметные (действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания) (по Л. Столяренко)
Различают действия осознанные (когда понимается цель, предполагаются результаты) и импульсивные (малоосознанные, возникающие под влиянием сильного, внезапного раздражителя). Выделяют действия практические ( действия с предметами, конструктивные и т.п.) и умственные (действия в уме) ( по В. Крутецкому). Практические действия являются основой для умственных. Н-р, ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу, а затем наступает время, когда палочки не нужны, так как счет превращается в умственное действие.
Такой перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией (оперирование образами предметов, которые отсутствуют)
В последствии овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность готовиться и протекает на основе выполненной умственной. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Экстериоризация—процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Таким образом, мы видим, что действия человека неотделимы от речевой деятельности. Слово регулирует поведение и деятельность человека, помогает осознавать свои действия, словесно оформлять задачи, план действия. Слово — орудие перехода от внешних действий к внутренним.
Этапы деятельности:
- Этап постановки цели (осознание конкретной задачи)
- Этап планирования, выбор способа действия.
- Этап выполнения деятельности с текущим контролем и перестройкой деятельности при необходимости
- Этап проверки результатов, исправление ошибок, сопоставление результатов с целями
- Этап подведения итогов работы, ее оценка.
- Виды деятельности.
Деятельность многообразна, но можно выделит 3 основных вида деятельности: игровая,учебная, трудовая.Выделяют также общение как своеобразный вид деятельности.
У маленького ребенка основным видом деятельности является игра, для школьника — учение, а для взрослого— труд.
Виды деятельности различают по продукту деятельности (окончательный результат), по организации, по мотивации.
Игра— средство познания детьми окружающего мира, подготовки к учению и труду.
Целью игры является сама осуществляемая деятельность, а не практические результаты. То есть, игра не дает общественно значимого продукт. Главный мотив игры— интерес. Игра связана со свободной организацией. Ребенок играет в отведенное для этого время, но как хочет, когда хочет и сколько хочет. Выделяют игру-манипуляцию ( с погремушкой), игру рядом (каждый строит дом, но отдельно), ролевая игра ( врач-больной, продавец-покупатель). Ребенок учится играть по правилам. Учет правил приучает детей регулировать свое поведение в соответствии с правилами, учит выполнять принимаемые социальные роли.
Учение— это деятельность, направленная на приобретение ЗУН, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности.
Учение— подготовительный этап к будущей трудовой деятельности. Учение дает полезный продукт на определенной стадии обучения профессии. Мотивы учения разнообразны, но часто мотивом является осознание общественного долга. Учение осуществляется в специально организованной форме и в определенном месте.
Труд— деятельность, направленная на производство общественно полезных продуктов—материальных и идеальных. (творческая деятельность— создание новых оригинальных продуктов) Результат труда— определенный продукт. Мотив— осознание общественного долга. Осуществляется в специально организованной форме, в специальном месте и определенном времени.
- . Умения и навыки
Выполняя определенную деятельность, человек совершенствуется в ее выполнении. Он может все лучше и лучше организовывать ее, достигать наилучших результатов. Поэтому, рассматривая вопрос об умениях и навыках, необходимо говорить об уровнях усвоения деятельности и о процессе выработки умений и навыков.
Первый уровень— это умения.
Умения— это освоенный субъектом способ выполнения действия.
Для того, чтобы уч-ся овладел умениями писать, считать, читать, рисовать, он должен знать, как это делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности. Имея знания, ученик не всегда обладает соответствующими умениями. Учащийся могут знать правило, но писать с ошибками. Только когда он выполнит работу самостоятельно и без ошибок, можно сказать о том, что у него есть начальное умение. Начальное умение — это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Не все умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — ходьба, плавание, разговорные — вырабатываются путем упражнений, тренировки, основываясь на подражании.
Первый уровень умений обеспечивает элементарный уровень деятельности.
Естественно, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, быстрее, без ошибок. Это приводит к тому, что хорошо освоенные операции (действия) в составе деятельности начинают выполнятся автоматически, без непосредственного контроля сознания. Такое частично автоматизированное действие называют навыком. И это второй уровень овладения деятельностью.
Навык — это автоматизированное действие, сформированное путем повторения и упражнений, характеризующееся высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. ( навык ходьбы, письма, чтения)
Деятельность всегда совершается сознательно, но отдельные операции в результате тренировки становятся автоматическими. Сознание не отключается совсем, оно направлено на общее руководство деятельностью, на поиск лучших решений, а не на технику выполнения операций. Если возникнет определенная трудность при выполнении действия, то сознание тут же начнет контролировать выполнение до полного исчезновения затруднения. Физиологической основой является динамический стереотип.
Третий уровень — это сложные умения. Это достигнутая в процессе обучения возможность творчески применять знания и умения и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Эти умения дают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность. Формируются на основе нескольких навыков. Умения этого уровня позволяют безошибочно выполнять каждое действие, исключают низкое качество работы, позволяют приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. Умелый человек может заменит один материал другим, изменить структуру операций, действий, заменить орудия труда, словом, найти выход из любой ситуации. То есть, это мастерство в данном виде деятельности, основанное на знаниях и отработанных навыков.
Выделяют следующие виды умений и навыков:
По использованию в разных видах деятельности: двигательные и умственные (интеллектуальные)
По конкретным видам деятельности: учебные, игровые, спортивные, гимнастические и т. п.
Образование умений и навыков — результат упражнений — целенаправленное систематическое повторение действий.
Условия формирования навыков:
- Четкость поставленной цели ( что должно быть достигнуто в результате упражнений)
- Планирование деятельности, осознание способа выполнения ( как выполняет, какие ошибки, их причины, систематичность упражнений).
- Контроль, а затем самоконтроль ( чтобы не закрепить ошибки, необходимо сравнивать с эталоном, следить, чтобы не было переутомления, так как оно не способствует образованию навыка)
- Оценка деятельности.
Пути формирования навыка:
- Показ
- Объяснение.
- Их сочетание.
О сформированности навыка можно судить
- по качеству выполнения, уменьшения ошибок, быстрому темпу выполнения, снятия напряжения
- по объединению отдельных действий в одно целое ( плавно, без рывков, перерывов)
Различные навыки взаимодействуют друг с другом. Имеющийся навык может способствовать усвоению нового действия или мешать его усвоению.
Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называется переносом навыка.
Перенос навыка возможен, если имеется что-то общее в старой и новой деятельности.
Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыка.
Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправильный. Вот почему при выработке навыка необходим строгий контроль на первых этапах его формирования.
Навык разрушается, если долго отсутствуют упражнения в нем; теряется быстрота, точность, плавность в выполнении действий. Поэтому очень важно постоянное использование данного навыка.
- Привычки.
Навыки могут превращаться в привычки.
Привычка — это действие, выполнение которого стало потребностью. Физиологической основой является динамический стереотип.
Если навык — это возможность выполнения действий, то привычка— это побуждение их выполнять.
В отличии от навыка, привычки не возникают путем сознательных усилий, имеют моральный элемент и могут быть положительными (полезными) и отрицательными (вредными).
К полезным привычкам можно отнести трудовые привычки ( планирование деятельности, доводить до конца, действовать самостоятельно), санитарно-гигиенические (умывание, мытье рук, опрятность), культуры поведения ( быть вежливым, уступать место в транспорте, помогать пожилым, правильно и красиво говорить), умственные (привычные способы мышления, привычные рассуждения, подход к решению задач).
Если навыки и умения—гибки, то привычки — негибки и часто неразумны.
Пути формирования положительных привычек:
- строгий распорядок дня
- пример окружающих
- многократное повторение
- постоянство условий протекания деятельности
- постоянство требований.
Психология В.Крутецкий с.56-71.