Выдержка из текста работы
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Целью данного исследования является изучение системы социальной защиты и выявления её проблем в России.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
— Изучить социальную защиту в рыночной экономике
— Рассмотреть необходимость социальной защиты в условиях рынка и перспективы её развития
— Исследовать становление социального государства в зарубежных странах
— Выявить проблемы реформирования системы социальной защиты в условиях трансформации экономики
Объектом курсовой работы является система социальной защиты.
Предмет — социальная защита и её проблемы в России.
1. Необходимость формирования системы социальной защиты в рыночной экономике
1.1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
СЗН как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов.
СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан, например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д. [12.c.25]
Сложность национальной системы СЗН заключается в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:
— межстрановый (межгосударственный);
— федеральный (РФ);
— региональный (субъекты Федерации);
— межрегиональный (федеральные округа);
— отраслевой;
— межотраслевой;
— конкретных организационно-правовых структур хозяйствования;
— общественных организаций и объединений граждан;
— личностный.
Национальная система СЗН включает подсистемы социальной защиты:
— работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики;
— безработных;
— молодежи;
— пенсионеров и инвалидов;
— военнослужащих всех родов войск;
— малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д.
Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную специфику и источники финансирования.
Для повышения эффективности функционирования общенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:
— шире использовать программно-целевой метод решения социальных задач и проблем, возникающих в процессе радикальных рыночных преобразований в экономике;
— законодательно закрепить приоритетные направления СЗН с учетом региональной и отраслевой специфики, применительно к отдельным социальным слоям и социально-демографическим группам населения;
— обеспечить сопоставимость структур и форм СЗН по всем уровням управления и реализации активной социальной политики посредством разграничения задач, функций, ответственности и приоритетов. [2.c.68]
По мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделить следующие основные блоки.
1. Меры по обеспечению государственных гарантий всем социально-демографическим группам и слоям населения (минимальные социальные нормы и нормативы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат и т.д.).
2. Меры по социальной поддержке трудоспособного населения, включая создание условий для самостоятельного решения проблем повышения уровня жизни семей.
3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных членов общества.
4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложные социальные ситуации, и маргинальных групп населения…
Заключение
На основании проведенного исследования в данной работе можно сделать следующие выводы: в настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач в 2016 и 2017 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.
Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
· качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
· по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.
· государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Социальная защита населения является важным условием национальной безопасности государства, чем обуславливается необходимость ее обеспечения в интересах настоящего и будущего России.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид.лит., -2014. -64с.
2. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС,- 2014.- 124с.
3. Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. №7, — 2012.- С. 121-157.
4. В.В. Антропов Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы/. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,- 2013.- 138с.
5. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. №8, — 2012.- С. 93.
6. Дорогань В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального обеспечения населения // Региональные перспективы. №11. -2013.- С. 104-163.
7. Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС,- 2014.- 189с.
8. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. — М.: Союз,- 2012.-339с.
9. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, -2014.- 75с.
10. Колот А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. К.: КНЭУ,- 2015.- 230с.
11. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. — М.: НОРМА-ИНФРА-М,- 2016.-89с.
12. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. № 3,- 2013.- С. 25.
13. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. №1-12, -2013.-168с.
14. Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. № 17,- 2014.- С. 4-19.
15. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. №6, — 2014.- С. 34-48.
16. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,- 2015.- 192с.
17. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. Казань: Казан.гос. технол. ун-т, — 2013.- 121с.
18. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. — М.: ВШЭ,- 2014.- 367с.