Выдержка из текста работы
Познавательная деят-сть чел-ка (в том числе музыкальная) складывается из след. познавательных процессов: ощущуния, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.
Информацию о внешнем и внутр. мире чел-к получает прежде всего из ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощ. возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер.
На основе ощущений (зрительных, слуховых тактильных и др. в результате их синтеза в коре головн. мозга у чел-ка складывается целостный образ предмета или явления, в том числе музыкального. Т.о. ощущение – отправная точка любой познавательной деятельности, а ведущим процессом является восприятие. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие субъективно, т.к чел. воспринимает информацию, в зависимости от своиз способностей, жизненного опыта, интересов, потребностей.
Виды ощущения: Николаева, с. 34. Слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные, внутренние (положение тела, голод, жажда, тошнота, боль).
Свойства ощущений: Николаева с. 35. Интенсивность (от силы действующего раздражителя и состояния рецептора), продолжительность (от времени воздействия раздражителя).
Пороги ощущений: Николаева с. 35.
Ощущ. и восприятие – остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии спец. упражнений.
Подробнее об ощущ-х. Петрушин – с. 125. Для деят-сти музыканта важны слуховые звуковысотные (ритмические, темброво-динамические), тактильные, двигательные ощущ-я. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения. Двигательные ощущения связаны с памятью мышц о выполненных однажды действиях и из запечатлением в мозге виде нейронных следов. Для вокал-в, духовиков, струнников бол. значен имеют вибрационные ощ-я, влияющие на полноту звука и окраску тембра. Разные виды музыкальной деятельности и муз. слуха связаны с дифференциацией очень тонких слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения. Разные люди имеют разный порог ощущений (чувствительные и толстокожие люди). Кроме того некоторые ощущения воспринимаются на подсознательном уровне (биение сердца женщины – Петр. – 125.. Порог ощущений для слуха 1/10 (10 оркестрантов или хористов. Петр. – с. 126. + о процессе адаптации после форте не услышим РР, также как и запах в комнате через полчаса)
Взаимодействие различных видов ощущений протекает в двух основных процессах – сенсибилизации и синестезии.
Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора в процессе взаимодействия с другим (музыка-танец, световое решение сцены и декорации – в меру….Петр. – с. 127).
Синестезия – такое взаимодействие ощущений, пр и котором под влиянием раздражения одного анализатора, возникают ощущения, характерные для другого анализатора. (цветной слух: Р.-К., Скрябин, Чурленис и др. ((Петр. С. 128 о слухе Р-К). В муз педаг-ке используют сравнения для вызывания явления синестезии (хар-ки звука Петр. С. 129-130 — Тито Руффо певец.). Об абсолютном слухе – тембровый и по памяти. – на ощущуниях.Об обертонах и певческих формантах – Петр. – 130-132.
Каждый из видов слуха имеет свои специфические ощущения. Подробнее на семинаре. О зонной природе звуковысотного и ритмического слуха. (колебания до 25 центов = 1 звук). Но важнее для музыканта способность ощущать звуковысотное движение как определение жизненного содержания.
Искусство музыканта-исполнителя основано на единстве постижения художеств. образа и технического мастерства, т.е. помимо развития музыкально-слуховых представлений ему надо постоянно работать над пространственно-двигательными и тактильными ощущениями.
Внимание и контроль
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание организует психику на многообразие ощущений. С вниманием связаны познавательные процессы, продуктивность мышления, прочность памяти. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.
Функции внимания:
— отбор значимых воздействий и игнорирование несущественных;
Удержание данной деятельности и ее регуляция.
Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.
Непроизвольное в. Возникает без намерения человека что-либо увидеть или услышать, без усилий воли, без заранее поставленной цели. Вызывается неожиданностью и силой раздражителя.
Произвольное в. — целенаправленное сосредоточение сознания, связанное с волевым усилием. Пр-е внимание снижается в расстроенном, возбужденном и утомленном состоянии. От него зависит работоспособность чел-ка.
Постпроизвольное внимание наступает после произвольного, но от него отличается. При первых позитивных результатах деятельности возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, когда ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий. Имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. Например, при исполнении музыкантом с эстрады хорошо выученных произведений, игра или пение с листа, если предварительно сформированы соответствующие навыки.
По направленности на объект различают внимание интеллектуальное (направлено на работу мышления и памяти) и моторное (направлено на движение).
Сосредоточенность внимания зависит: от природных факторов (врожденные способности), от возраста и опыта работы (с годами немного повышается), от состояния нервной системы (при небольших нервно-психических напряжениях повышается – вдохновение, при высоких – понижается).
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении. Определяется разными причинами: индивидуальными свойствами нервной системы человека, психическим состоянием в данный момент (возбужденностью, заторможенностью…), мотивацией (наличием или отсутствием интереса), внешними обстоятельствами (наличие помех.. при восприятии).
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения человеком двух и более видов деятельности. В буквальном смысле виды деятельности не выполняются параллельно. Происходит быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и обратно, что называют переключаемостью внимания. Переключаемость осуществляется как на произвольной, так и на непроизвольной основе. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы (в целом она выше у молодых людей). С возрастом это свойство снижается, зато повышается устойчивость и сосредоточенность внимания.
Внимание и контроль. Произвольное внимание предполагает существование в сознании предваряющего образа действия, на основе которого происходит управление выполняемым действием. В сознании человека происходит сопоставление предваряющего образа с реальным исполнением действия, что является уже контролем (совпадает ли задуманное с тем что произошло в результате выполнения). Контроль — есть система действий, лежащих в основе произвольного внимания, направленная на сопоставление фактического действия с уже имеющимся в сознании образом действия.
В реальной деятельности музыканта-исполнителя контроль выполняется одновременно с деятельностью, и даже может опережать его (опережающий контроль).
Внимание в деятельности музыканта-исполнителя.
Внимание – необходимое условие овладения любым видом деятельности, и особенно музыкальной деятельностью, которая требует особой чуткости, отзывчивости к образным тонкостям художественного текста и нюансам мышечно-моторных движений.
Выдающиеся музыканты отличались от рядовых собратьев не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, но и боле высоким уровнем концентрации внимания и умения контролировать свою деятельность в процессе исполнения.
Исполнение музыканта, обладающего развитым вниманием и умеющего управлять им (контроль), отличается следующими особенностями.