Выдержка из текста работы
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей — издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
— более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
— определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
— установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
— исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
— точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;
— обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
В маржинальном анализе можно выделить два основных этапа:
Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) предприятия;
Маржинальный анализ результативности операционной деятельности.
Так как методика маржинального анализа, как уже было замечено, базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, то прежде рассмотрим данные понятия и возникающие между ними взаимосвязи более подробно
Приведем классификацию моделей безубыточности, отражающая различные подходы к оценке затрат и доходов. Модели объединены в группы, соответствующие тому или иному подходу (рис.1).
Анализ безубыточности однопродуктового производства
Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т.е. производства, выпускающего лишь один вид продукции. В общем случае, без учета налоговых эффектов прибыль предприятия ? за отчетный период формируется так:
Таким образом:
Точка безубыточности Q* — это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли. Точку безубыточности можно найти из уравнения:
следовательно:
Еще одной важной величиной, которая характеризует структуру затрат предприятия, является величина вклада. Вклад определяется как разница между выручкой предприятия от реализации продукции за определенный период и переменными затратами, которые понесло предприятие в процессе производства этой продукции. Различают величины полного вклада Cont = R — VC = pQ — zQ = (p-z)Q и удельного вклада на единицу продукции cont = p — z.
Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически.
Рис. 1. Классификация моделей безубыточности
Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости.
Данная зависимость показывает, что область дохода не является неограниченной — при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным. С логической точки зрения такое поведение анализируемых показателей вполне реально и оправданно. Практическое построение кривых затруднено, поскольку требует тщательного разделения издержек по видам.
Одновременно с определением уровня безубыточности обычно проводят и анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных компонентов, участвующих в формировании финансового результата.
В случае многопродуктового производства (а большинство предприятий именно такие) анализ безубыточности гораздо сложнее. Подавляющее большинство предприятий выпускают не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности и по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений……………………………