Содержание
Введение3
1 Теоретическая часть4
1.1 Нормативно-правовые основы регулирования реализации туристической продукции4
1.2 Теоретические основы организации системы продаж туристической компании7
1.3 Основные термины и понятия реализации туристической продукции12
2 Практическая часть17
2.1 Характеристика туристического предприятия и основные направления деятельности17
2.2 Характеристика организационной структуры предприятия19
2.3 Методы исследования рынка20
2.4 Анализ работы отдела продаж, методы продвижения реализации турпродукции22
2.5 Особенности общения с клиентами27
Заключение31
Библиографический список32
Приложение 1
Выдержка из текста работы
Предприятия Республики Беларусь, благодаря выгодному экономико-географическому положению, развитой промышленной инфраструктуре и высокому уровню подготовки кадров имеют большой потенциал для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности. Поэтому на современном этапе развития внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь чрезвычайно важно изучение передового мирового опыта в сфере управления ВЭД, маркетинга, методов изучения и освоения рынков, создания конкурентоспособной продукции, заключения контрактов и т.д.
Между тем, не малую роль играет развитие малого бизнеса и его конкурентоспособности. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, он способен создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь стало одним из ключевых направлений развития в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь».
Интерес для анализа заключается в конкурентном преимуществе ООО «ПитерзГарден» — уникальном программном скрипте, позволяющем осуществлять услугу — колл-трекинг.
На сегодняшний день, единственной компанией на рынке Республики Беларусь предоставляющей консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления маркетинговым бюджетом на основе уникальных данных, получаемых инструментами колл-трекинг, является ООО «ПитерзГарден».
Целью курсовой работы стало изучение понятия конкурентоспособности организации, ознакомление с особенностями работы предприятия, анализ его конкурентной позиции на рынке Республики Беларусь и на внешних рынках.
Гипотеза исследования: для совершенствования конкурентоспособности малого технологичного предприятия можно использовать концепцию бережливого производства.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Изучить методологические и теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
2) Изучить организационную структуру предприятия, динамику основных экономических показателей;
3) Проанализировать конкурентную позицию ООО «ПитерзГарден» на внутреннем и внешних рынках.
4) Изучить концепцию бережливого производства в контексте предприятия сферы услуг;
5) Определить инструменты этой концепции, применимые к рассматриваемому предприятию.
В ходе написания курсовой работы было произведено ознакомление с деятельностью предприятия, а также изучены основные партнеры и конкуренты на национальном рынке. В качестве источников были использованы работы отечественных и зарубежных экономистов, публикации в сети Интернет, а также отчетность и уставные документы изучаемого предприятия.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и ее факторы
Понятие «конкурентоспособность» дословно обозначает «быть способным к конкуренции». Поэтому данную категорию необходимо рассматривать в тесной связи с понятием «конкуренция». В свою очередь, рассмотрение понятие «конкуренция» целесообразно начать с изучения содержания ее механизма, основными составляющими которого являются: объекты, субъекты, предмет, источники конкурентного преимущества, методы конкурентной борьбы, особенности конкуренции, методы оценки конкурентной ситуации, модели конкуренции. В рамках данной работы необходимым и достаточным является определение первых трех из них.
Объекты конкуренции — это потребительский спрос, факторы производства и власть, за которые ведется конкурентная борьба, так как именно из наличие (обладание ими) обеспечивает субъектам получение прибыли (выгоды).
Субъекты конкуренции — потребители, предприятия, отрасли, регионы и страны, ведущие борьбу за объекты конкуренции.
Предметом конкуренции являются продукция, работы и услуги, выступающие в роли связующего звена между субъектами и объектами конкуренции, с помощью. которого ведется непосредственно конкурентная борьба.
Итак, «конкуренция — это борьба между субъектами (конкурентами, в качестве которых могут выступать предприятия, отрасли, регионы и даже целые страны) рынка за получение наивысшей прибыли (выгоды)» [18, с.70].
Анализ механизма конкуренции позволяет сделать вывод о том, что категория «конкурентоспособность» может быть применима как к предмету конкуренции — товару, так и к субъектам — предприятию, отрасли, региону, стране. Таким образом, в разрезе субъектов названная категория может быть рассмотрена соответственно на микро- (продукция и предприятие), мезо- (отрасль) и макроуровне (регион, страна).
Большой вклад в исследование проблемы конкурентоспособности на макро- и микроуровне внесли Э. Хекшер и Б.Т. Олин, Р.А. Познер, Л.С. Вернон, М. Портер, И.М. Лифиц, В частности, благодаря М. Портеру исследователи сфокусировали внимание на изучении проблемы конкурентоспособности не только на макро-, но и на мезоуровне, т.е. на уровне отрасли. Комплексно в системе «предприятие — отрасль — регион — страна» проблему конкурентоспособности изучал А. Фахутдинов и др.
Конкурентная среда представляет собой условия функционирования бизнеса, которые побуждают субъектов рынка добиваться конкурентоспособности с учетом действующих норм и правил, устанавливаемых государством в зависимости от целей развития. Таким образом, в конкурентной среде наряду с механизмом конкуренции на микроуровне, действует механизм экономической координации на макроуровне [20, с.8].
В трактовке В. Ойкена конкурентная среда — это совокупность конституирующих и регулирующих принципов, означающих законодательно закрепленные нормы и правила хозяйствования, изменяющиеся под воздействием результатов реализации установленных целей [8].
Современное толкование понятия конкурентоспособности как многофакторного экономического процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления — управление конкурентоспособностью предприятия.
При этом в немногочисленных источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций (рыночных субъектов), целостное системное определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» отсутствует. Только в работе Фатхутдинова Р.А. [15, с. 34] отмечается, что «составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества». Однако данная семантика явно не соответствует полной и содержательной научной трактовке. В общем случае управление — целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение задач [1, с. 11].
Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что это управление экономическими процессами и соответственно складывающимися при их осуществлении рыночными конкурентными экономическими отношениями. Соответственно объектами управления конкурентоспособностью являются конкурентные отношения, а субъектами — разноуровневые органы управления предприятием и его менеджмент (менеджер по маркетингу, руководитель направления (отдела), руководитель фирмы).
Из вышесказанного следует, что управление конкурентоспособностью — научнообоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления предприятием на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентного преимущества [6, с.103].
Содержание управления конкурентоспособностью промышленного предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:
1. Выделение направлений обеспечения конкурентоспособности;
2. Выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного);
3. Осуществление каждой сферой управления конкурентоспособностью соответствующих функций (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, регулирование и контроль), исходя из выбранных видов и методов конкурентной борьбы, в рамках разработанных стратегии и тактики;
4. Формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия и разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью.
Факторы — это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его преимуществ, а также факторов, влияющих, в той или иной степени, на отношение покупателей к предприятию, что в свою очередь сказывается на его доли в продажах на конкретном товарном рынке. По мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, чтобы выдержать международную и внутреннюю конкуренцию, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
— концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
— качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
— цена товара с возможной наценкой;
— финансы — как собственные, так и заемные;
— торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
— послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
— внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
— предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому [9].
Фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. Анализ пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году. Более подробно эта методика рассмотрена в главе 3.
Все эти детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему, «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерм……..