Содержание
Введение3
1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия5
1.1. Понятия, сущность и виды конкуренции. Закон конкуренции5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия6
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия в сфере автосервиса8
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТО Рыбатское»15
2.1. Общая характеристика предприятия15
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия16
2.3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия18
2.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия20
2.5. Анализ конкурентного положения и разработка конкурентной стратегии23
Заключение34
Библиографический список36
Приложение 137
Приложение 238
Приложение 339
Приложение 440
Приложение 541
Приложение 642
Приложение 743
Приложение 844
Приложение 945
Выдержка из текста работы
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Насегодняшнийденьстолкновениеинтересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли — естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Целью работы является разработкамероприятийдля повышения конкурентоспособности ООО «ЭлектроС».
Исходя из поставленной целив дипломномпроектенеобходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия;
— дать краткую характеристику объекта исследования;
-провести анализ ключевых факторов успеха предприятия;
-показать основные конкурентные преимуществаорганизации;
-предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «ЭлектроС».
Предметом исследования в данной работе являетсяуправлениеконкурентоспособностью. Объектом исследования являетсяторговое предприятие ООО «ЭлектроС».
В дипломном проектеиспользованы труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов: Виханского О.С., Котлера Ф., Диксона П., Ковалева В.В., Мескона М., Альберта М., Соловьева Б. А., Томпсона А.А., Стрикленда А. Дж., Медведева В.П., Фатхутдинова Р. А., Томилова В.В. и др.
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Понятиеконкурентоспособности предприятия
Конкуренция – (от лат.Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. [6. – С.11.]
В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду( факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). [1. – С.67.]
Оценку конкурентоспособности фирмы следует проводить в комплексе, включая анализ ее слабых и сильных сторон. Необходимую комплексную оценку можно получить, используя специальные разработочные таблицы, в которых содержатся данные о фирме и ее основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц позволит установить истинное положение фирмы на рынке, определить ключевые факторы успеха. [1. – С.78.]
Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, поможет фирме лучше уяснить стратегию конкурентов, методы их производственно-сбытовой, торговой, ценовой, рекламной деятельности.
Сегментация рынка по конкурентам позволит фирме более четко представить свои сравнительные преимущества, определить сильные и слабые стороны.
Если Ваш товар (услуга) наряду с товарами (услугами) других фирм удовлетворяет конкурентную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары (услуги) называются товарно-родовыми конкурентами.
Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется, по крайней мере, один параметр, по которому они различаются.
Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами. Подобная конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности.
Изучение товара конкурента позволяет выявить не только его, но и свои слабые и сильные стороны. Некоторые фирмы используют потребительские панели для оценки собственных товаров и товаров конкурентов, проводят опросы дистрибьюторов, специалистов, покупателей. [1. – С.79.]
Поиск собственного отличительн……………………
1. Азоев А.Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. – 208 с.
2. Абчук А. В. Стратегии управления инновационной деятельностью. – СПб: Союз, 2010. – 463 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 103 с.
4. Артеменко М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2010.– 137 с.
5. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. – М.: Высшая школа, 2009. – 302 с.
6. БарышеваА. Что бы у фирмы было завтра //Управление персоналом. – 2014. – №5. – С.49-52.
7. Браверманн А.А. Маркетинг в российской экономике. – М.: Экономика, 2010. – 240с.
8. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб: Питер, 2009. – 136с.
9. Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием. – М.: Прогресс, 2009. – 89с.
10. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2008. – 340 с.
11. Валовая М. Д. Тринадцать бесед о рекламе. – М.: Нива, 2010. – 234 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2010. – 296 с.
13. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Знания-Прес, 2010. – 149 с.
14. Вудок М. Раскрепощенный менеджер для руководителя-практика. – М.: Дело, 2012. – 320 с.
15. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. – СПб: СПбУЭФ, 2009. – 191 с.
16. Глушко А.Н. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 410 с.
17. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2009. – 135 с.
18. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 2012. – 190 с.
19. Джуран Дж. M. Трилогия качества: универсальный подход к управлению качеством. – Пер. с англ.изд. — М.: Кволити Прогресс, 2010. – 96с.
20. Зозулев А. Об усилении конкурентных преимуществ предприятия // Экономика Украины. – 2011. – №6. – С. 33- 37.
21. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – М.:ИНФА, 2009. – 93 с.
22. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 272 с.
23. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. – СПб: Питер, 2013. – 240 с.
24. Карлофф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 2009. – 119 с.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 2012. – 699 с.
26. Кмета Д. Не разбивайте мечты потребителя // TheCHIEF. – 2011. – №2. – С.88-94.
27. Ляпоров В. Конкурируем смело. Борьба ХХI века //Бизнес журнал. – 2012. – №20. – С.56-65.
28. Люк М. Чего не хватает российскому менеджменту? // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 4. – С.34-40.
29. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 2013. – 80 с.
30. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — М.: Юрайт-М, 2012. – 230 с.
31. Максимцов М.М. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. – 342 с.
32. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг обновление. – М: Внешторгиздат, 2009. – 304 с.
33. Орехов Н.А. Оценка конкурентоспособности продукции. – Калуга: МГТУ, 2010. – 163 с.
34. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Престиж, 2010. – 340 с.
35. Портер М. Конкуренции: Учебное пособие / Пер. с англ. Э.В. Доронина. – М.: Вильямс,2010. –523 с.
36. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
37. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 174 с.
38. Рунов А.В. Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах. – М.: Инфра-М, 2009. – 89 с.
39. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: учебник для вузов. – М.: ИНФРА, 2008. – 248 с.
40. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит: Учебник. – М.: Юристъ, 2010. – 784с.
41. Серегина Т.К. Реклама в бизнесе: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2008. – 280 с.
42. Сторожева Д. Субординация без конфликтов // Управление персоналом. – 2010. – №5. – С.80-85.
43. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 165