Содержание
Введение2
1. Кpaткaя xapaктepиcтикa Cбepeгaтeльнoгo бaнкa и ocнoвныe нaпpaвлeния eгo дeятeльнocти4
1.1 Ocнoвы функциoниpoвaния бaнкa кaк opгaнизaции4
1.2. Cтpуктуpa opгaнизaции и упpaвлeния10
1.3. Функции cтpуктуpныx пoдpaздeлeний пo paбoтe c opгaнизaциями и cocтaв выпoлняeмыx oпepaций12
2. Aнaлиз дeятeльнocти бaнкa и eгo финaнcoвoгo cocтoяния18
2.1. Cтpуктуpa aгpeгиpoвaннoгo буxгaлтepcкoгo бaлaнca бaнкa18
2.2. Cтpуктуpa пpивлeчeнныx cpeдcтв20
2.3. Cocтaв дoxoдoв и pacxoдoв бaнкa, финaнcoвый peзультaт20
3. Пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания организаций24
Заключение35
Список литературы38
Выдержка из текста работы
В настоящее время банки усовершенствуют методы, инструменты, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания клиентов, с целью процветания бизнеса разных масштабов и экономики в целом, а также благополучия людей в стране. Безналичные платежи являются основной частью денежного оборота страны, с помощью которого происходит натуральный денежный обмен за предоставляемые товары (услуги) в виде перечислений по счетам, открытым в различных кредитных организациях. Участниками данного оборота являются как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и физические лица. Безналичные расчеты и кассовые операции занимают львиную долю расчетов, проходящих через кредитные организации. От работы в области расчетно-кассового обслуживания зависит бесперебойное функционирование экономики страны. Расчетно-кассовое обслуживание очень важный и выгодный вид деятельности. Поэтому актуальность расчетно-кассового обслуживания очевидна.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, являясь для банков важным и выгодным видом деятельности. Привлечение на обслуживание юридических и физических лиц позволяет банкам установить с ними деловые связи так, что в дальнейшем взаимоотношения могут перерасти в более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, эквайринг, доверительное управление и т.д. Отношения, построенные на доверии, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают друг друга и становятся взаимовыгодными и взаимозаинтересованными партнерами.
Привлечение юридических лиц на расчетное обслуживание связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете клиента, представляют собой привлеченные средства для коммерческого банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность. Причем данные средства банк получает более легким и дешевым способом, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, сберегательные и депозитные сертификаты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты, и другие. И, наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему обеспечивать высокую ликвидность исполнения своих обязательств.
За расчетно-кассовые операции банки взимают плату в виде процентов от сумм совершенных операций или в форме ежемесячной стоимости обслуживания.
Таким образом, очевидна необходимость совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов для банков. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы. Цель данной работы выявить и раскрыть методы совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов — юридических лиц. Объектом исследования является расчетно-кассовые операции коммерческих банков. Предметом — проведение операций расчетно-кассового обслуживания в ПАО АКБ «Связь-Банк».
Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую операции, в сфере расчетно-кассового обслуживания;
рассмотреть расчетно-кассовые операции — как услугу коммерческого банка;
описать организацию работы расчетно-кассового обслуживания;
проанализировать расчетно-кассовое обслуживание клиентов — юридических лиц на примере ПАО АКБ «Связь-Банк»;
выявить проблемы и перспективы развития расчетно-кассовых операций.
Методологическо-информационной основой работы послужили такие источники, как: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности», Положения и Инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России), внутренние правила открытия и закрытия счетов в ПАО АКБ «Связь-Банк», а также работы авторов, Грачевой Е.Ю., Исаева Р.А., Марковой О.М. и другие источники.
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов — юридических лиц: нормативно-правовое регулирование расчетно-кассовых операций; технология осуществления данных операций коммерческим банком и зарубежный опыт.
Вторая глава имеет практическую направленность и отражает оценку ПАО АКБ «Связь-Банк» организации системы расчетно-кассового обслуживания, а также направления совершенствования обслуживания ПАО АКБ «Связь-Банк».
1. Теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов — юридических лиц
1.1Нормативно-правовое регулирование расчетно-кассового обслуживания клиентов — юридических лиц
Отношения клиента с банком начинаются, как правило, с заключения договора на открытие банковского счета. Проводить операции по счету банк сможет при наличии денежных средств на нем. Проведение расчетно-кассовых операций жестко регламентируется и контролируется со стороны государства, Банка России, налоговой инспекции и других уполномоченных органов с помощью различных нормативных документов. Самими основными документами являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» №86-ФЗ, Федеральный закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1, а также ряд положений, инструкций и внутренних нормативных актов.
Субъектами договора банковского счета с одной стороны является банк, с другой — клиент (юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель). В договоре банк обязуется проводить операции по счету клиента, выполнять распоряжения владельца счета, органов государственной власти. К договору разрабатывается регламент, в котором отражается порядок и время проведений операций по счету в течение операционного дня. Также подписывая договор, клиент соглашается со взимание комиссии, установленной в тарифах банка.
Сроки операций по счету, основания и очередность списания денежных средств со счета клиента, ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету, ограничение на распоряжение счетом, условия расторжения и закрытия банковского счета регулируются 45 главой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отдельная 46 глава Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует проведение наличных и безналичных расчетов. Также в ней представлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств банка перед клиентом.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» №395-1 отношения между банком и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть прописаны все условия: процентные ставки, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Также клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с Инструкцией Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» №153-И основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и сведений, определенных законодательством Российской Федерации, при условии, что в целях исполнения Федерального закона <#»justify»>-проведена идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя;
—приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, за исключением случаев, когда идентификация бенефициарных владельцев не проводится.
Открытие банковских счетов, счетов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранным юридическим лицам для совершения операций их обособленными подразделениями (филиалами, представительствами) осуществляется при наличии сведений о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации юридических лиц, об аккредитации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц, а также сведений об идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц и государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.