Содержание
План
1. Введение..3
2. Организация и проведение исследования5
3. Результаты исследования. Практические рекомендации8
Список использованной литературы9
Приложения11
Выдержка из текста работы
УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета кибернетики
(утверждается деканом факультета, на котором реализуется ООП) ____________ А.В.Антонов (подпись) (И.О. Фамилия)
|
“______”____________ 2011 г. |
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
230100.68 Информатика и вычислительная техника
(Код (шифр), наименование направления подготовки (специальности) ФГОС)
Сети ЭВМ и телекоммуникации
Название программы магистратуры
_________________________________магистр________________________________
(Квалификация (степень) выпускника)
____________________________очная_____________________________________________
Форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Разработано в рамках проекта 1.2.227 «Разработка единой системы практик студентов распределенного университета»
г. Обнинск 2011г.
Программа педагогической практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника».
Автор(ы):___к.м-ф.н., доц. каф. КССТ Тищенко В.И.
_____________________________________________________________
(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы )
Рецензент(ы)____________________________________________________________
(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы )
Программа педагогической практики одобрена на заседании кафедры__КССТ__________________________
утверждена «_____» __________ 201_ года, протокол № _________.
Заведующий кафедрой_КССТ______________ _С.О.Старков____________ __________________
(наименование кафедры) (подпись) (И.О. Фамилия)
Программа педагогической практики согласована с председателем УМК по направлению подготовки:___________________________________
(Наименование направления подготовки (специальности)
______________________ _____________________________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«_______» _____________ 201__ г.
- ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Целью педагогической практики являются:
закрепление теоретических и практических знаний и навыков, полученных в ходе освоения дисциплин профессиональной подготовки; получение опыта построения образовательного процесса; формирование навыков педагога, владеющего современным инструментарием поиска и систематизации информации, компьютерными технологиями в образовательном процессе.
- ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основными задачами педагогической практики являются:
- овладение необходимыми педагогическими навыками для работы в вузе;
- овладение методическими приемами проведения занятий;
- получение навыков разработки разделов программы по дисциплине своего направления;
- ознакомление с современными компьютерными технологиями в образовании;
- получение личного опыта преподавания в вузе в процессе самостоятельного проведения лекционных, практических и лабораторных занятий;
- вовлечение студента магистратуры в педагогическую деятельность вуза;
- формирование навыков самообразования и самосовершенствования;
- развитие у студента магистратуры личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания молодежи.
- МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Педагогическая практика студента магистратуры базируется на знаниях, определяемых федеральным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по образовательной программе направления подготовки бакалавров 230100.62 – Информатика и вычислительная техника, а также знаниях, получаемых в процессе обучения по программе «Сети ЭВМ и телекоммуникации» направления подготовки магистров 230100.68.
Приобретение навыков работы с современными объектно-ориентированными языками программирования, информационными и компьютерными технологиями способствует применению современных образовательных технологий и выбору стратегии преподавания в зависимости уровня подготовки обучаемых студентов
Углубление знаний профессиональной подготовки, проведение научно-исследовательской работы способствует выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процесса и использованию результатов собственной научной работы в учебном процессе.
- ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Выполнение практики студентами проводится на кафедрах вуза на уровне работы ассистента в форме подготовки и проведения занятий в учебных группах под руководством ведущих лекторов.
- МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Практика проводится на выпускающих кафедрах факультета кибернетики НИЯУ МИФИ — ИАТЭ под руководством ведущих профессоров и опытных доцентов. Общее руководство практикой студентов на факультете осуществляется преподаватель кафедры КССТ, ответственный за практику с соответствующей нагрузкой по педагогической практике.
Студенты для прохождения практики закрепляются за кафедрами факультета по месту работы научного руководители по написанию магистерской диссертации. В случае сторонних научных руководителей студенту назначается руководитель педагогической практики из числа профессоров или доцентов факультета кибернетики. Распределение студентов на практику рассматривается на заседании кафедры КССТ по предложению ответственного за практику преподавателя, утверждается деканом факультета.
Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком:
Семестр |
Всего часов |
Аудиторных часов по плану |
Самостоятельная работа |
ZET по плану |
Часов в неделю |
9 |
66 |
54 |
12 |
2 |
3 |
А |
66 |
54 |
12 |
2 |
3 |
В |
48 |
36 |
12 |
1 |
2 |
- КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения данной практики необходимо приобрести практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
- на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедры компьютерных систем, сетей и технологий и других учебных подразделений по профилю направления «Информатика и вычислительная техника» (ПК-2);
Для достижения этого результата студент должен изучить:
- рабочий учебный план по одной из образовательных программ;
- научно-методическую литературу по рекомендованной дисциплине учебного плана;
- формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;
- современные технологии, основные методы и приемы обучения.
Студент магистратуры должен освоить:
- проведение практических занятий со студентами учебных групп по рекомендованным темам учебных дисциплин;
- проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой студента.
Студент магистратуры должен уметь:
- анализировать учебно-методическую литературу;
- использовать программное обеспечение по учебной дисциплине;
- выбирать содержание и структуру занятий;
- выбирать наиболее оптимальные методические приемы обучения для достижения поставленных целей;
- планировать и организовывать свою деятельность и работу обучаемых им студентов;
- использовать активные методы обучения при организации занятий для стимулирования творческого подхода к занятиям у студентов
- применять свои научно-исследовательские интересы при планировании учебных занятий с целью актуализации знаний студентов.
Формируемые компетенции позволят овладеть навыками самостоятельной педагогической деятельности в профессиональной области.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость педагогической практики за весь период обучения составляет 180 часов.
В ходе практики студент должен выполнить следующие задания:
- ознакомиться в рабочей учебной программе с циклами дисциплин из нагрузки руководителя практики;
- выбрать совместно с руководителем практики тематику работы (один учебный предмет);
- посетить три занятия (лекцию, практическое или лабораторное) преподавателя, к которым прикреплен студент, проанализировать их смысловую и методическую составляющие, составить план этих занятий;
- ознакомиться с методическими материалами по выбранной дисциплине;
- подобрать материал для проведения девяти занятий (лекции, практические или лабораторные) с суммарной нагрузкой в 1 час в неделю;
- составить структуру лекций и планы занятий по одной из дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров;
- разработать и представить руководителю тексты лекций, развернутый план и задания для подготовленных семинарских или лабораторных занятий по выбранной дисциплине цикла подготовки бакалавров;
- самостоятельно провести по три лекции, практических и лабораторных занятий.
№ |
Разделы практики |
Виды учебной деятельности на практике, включаясамостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля |
||||
1 |
Установочный |
Выбор руководителя – 2 час. |
Ознакомление с задачами и содержанием практики – 2 час. |
Выбор дисциплины для работы – 1 час. |
Составление плана работ – 2 час. |
Заполненный дневник |
|
2 |
Ознакомительный |
Посещение занятий руководителя – 6 час. |
Анализ смысловой и методической частей – 4 час. |
Составление плана посещаемых занятий – 2 час. |
Изучение методических материалов по выбранной дисциплине – 6 час. |
План посещаемых занятий |
|
3 |
Подготовительный |
Подбор материала для лекций – 25 час. |
Определения тем практических занятий – 6 час. |
Определения тем лабораторных работ — 6 час. |
Проектирование структуры будущих занятий – 4 час. |
Структура будущих занятий |
|
4 |
Проектный |
Проектирование лекционных занятий – 10 час. |
Проектирование практических занятий – 10 час. |
Проектирование лабораторных занятий – 10 час. |
Обсуждение проекта с руководителем – 5 час. |
Конспекты лекций и заданий |
|
5 |
Оформительский |
Подготовка презентаций лекций – 9 час. |
Подготовка методических материалов для семинаров – 9 час. |
Подготовка методических материалов для лабораторных работ – 9 час. |
Оформление методических материалов – 4 час. |
Методический и иллюстрационный материал |
|
6 |
Исполнительский |
Проведение лекционных занятий – 6час. |
Проведение практических занятий – 6 час. |
Проведение практических занятий – 6 час. |
Подготовка к каждому занятию – 18 час. |
Отзыв руководителя |
|
7 |
Аналитический |
Анализ проведенных лекций – 1 час. |
Анализ проведенных практических занятий -1 час. |
Анализ проведенных лабораторных занятий -1 час. |
Подготовка рекомендаций и замечаний по проведению занятий -2 час. |
Перечень рекомендаций и замечаний |
|
8 |
Заключительный |
Написание итогового отчета по практике – 4 час. |
Оформление итогового отчета по практике – 1 час. |
Согласование отчета по практике с руководителем -1 час. |
Сдача зачета -1 час. |
Отчет по практике |
- Образовательные, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Для организации учебного занятия рекомендуется подготовка компьютерных презентаций, ролевых игр и использование обучающих компьютерных технологий и системы контроля знаний студентов, разработанной на кафедре компьютерных систем, сетей и технологий, рейтинговой системы оценки знаний.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
В соответствии с программой подготовки магистров педагогическая практика проводится в трех семестрах. В каждом семестре формой контроля является зачет. Итоговой формой аттестации является зачет в семестре “В”. Защита практики проводится в последнюю неделю семестра “В”.
По итогам практики в каждом семестре студент предоставляет на кафедру следующие материалы:
- дневник педагогической практики со всеми подписями;
- отчет студента по педагогической практике;
- отзыв официально назначенного руководителя практики.
В дневнике должны быть отражены планируемые работы и выполненные задания. Дневник практики заполняется лично студентом. Записи выполненных работ производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Их достоверность заверяется подписью руководителя практики. Практика оценивается руководителем на основании отчета студента и личного мнения руководителя практики. В случае конфликтной ситуации, вопрос рассматривается комиссией в составе заведующего выпускающей кафедрой, главного руководителя и руководителя конкретного студента магистратуры.
Отчет о прохождении практики в семестрах 9 и “A” должен включать краткое описание проделанной студентом работы и выводы по организационной и методической работе. В семестре “B” готовится итоговый отчет по практике за три семестра. Объем итогового отчета должен составлять не более 20 страниц. Отчета представляется в печатном виде. Текст должен быть написан грамотным русским языком в технической формулировке с соблюдением правил оформления научных работ по ГОСТу.
Итоговый зачет практики принимается комиссией.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
а) основная литература рекомендуется руководителем практики в соответствии с выбранной дисциплиной учебного плана, по которой осуществляется подготовка к проведению занятий, а также:
- Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под редакцией: Сластенина В.А. В 2 ч. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. ч.1 – 288 с., ч.2- 256 с.
- Хуторская А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб.:Питер, 2001. – 544 с..
б) дополнительная литература:
- Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. – М.: Центр социального прогнозирования, 2007. – 700 с.
- Артамонов А.Д., Ловецкий Г.И. Технические университеты в информационном обществе /Под ред. Г.И. Ловецкого. – М.:Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. – 288 с.
- Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. Курс лекций, учебно-методические материалы и рекомендации, рабочие тетради: учеб. Пособие. –М.:Изд. дом МЭИ, 2010. – 240 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2009. – 384 с.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы /Под ред проф. И.А. Зимней – М.:Агенство «Издательский сервис», 2004. – 480 с.
в) все программное обеспечение, необходимое для проведения занятий, установлено в учебных лабораториях.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Выполнение педагогической практики проходит в специализированных лабораториях кафедры компьютерных систем, сетей и технологий (микропроцессорная лаборатория 2-502; сетевая лаборатория 2-504; лаборатория, оборудованная техническими средствами обучения 2-510), в лаборатории геоинформационных систем кафедры информационных систем, в дисплейном классе магистерской подготовки факультета кибернетики и в лаборатории вычислительного кластера кафедры прикладной математики с использованием компьютерных сетевых ресурсов кафедры КССТ.
Приложение 1
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой КССТ ИАТЭ ____________Старков С.О. «___»______ 20___ г.
|
ДНЕВНИК
педагогической практики
студента магистратуры курса группы (семестр )
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики
Сроки прохождения практики
Руководитель практики
(должность, ученая степень, ученое звание,
Обнинск, 2011 г.
План работы студента магистратуры
(фамилия, имя, отчество)
Дата |
Содержание деятельности |
Форма отчет-ности
|
Отметка о выпол-нении |
Подпись руководителя практики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Студент магистратуры
Приложение 2
Отчет о прохождении педагогической практики
(фамилия, имя, отчество)
Сроки и место прохождения практики
Виды выполненных работ
Новые профессиональные знания и навыки
Изменения самооценки, произошедшие за время практики (профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, актуализация знаний, расширение перспектив в профессии и т д.)
Трудности, возникшие в ходе выполнения практики:
организационные
методические
другие
Оценка перспектив профессионального роста
Предложения и пожелания по организации, форме и содержанию практики
|
|
Дата |
ФИО и подпись студента |
Педагогическая практика студента
(фамилия, имя, отчество)
заслуживает оценки
Руководитель практики ______________
“____” _______________ 2011 г.
Приложение 3
Программа педпрактики — Стр 2
ПАМЯТКА ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ
1. За организацию педагогической практики отвечает руководитель – методист с кафедры КССТ.
2. Студенты для прохождения практики закрепляются за кафедрами факультета кибернетики по месту работы научного руководители по написанию магистерской диссертации. В случае сторонних руководителей студенту назначается руководитель педагогической практики из числа профессоров или доцентов факультета кибернетики. Распределение студентов на практику утверждается на заседании кафедры КССТ по предложению руководителя – методиста практики.
3. Цели научно-педагогической практики:
•изучение методик преподавания, подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий со студентами младших курсов;
•приобретение навыков проектирования семинарских занятий и методических материалов к ним, приобретение навыков проведения семинарских занятий.
4. При прохождении практики студенты обязаны:
•посещать лекционные и семинарские занятия руководителя практики ;
•полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
•самостоятельно готовить и проводить занятия в рамках выбранной дисциплины под руководством руководителя практики и в его присутствии;
•вести записи о прохождении педагогической практики в дневнике;
•за неделю до окончания семестра срок после окончания практики представить руководителю практики письменный отчет.;
•сдать зачет на выпускающей кафедре в установленный срок.
Объем отчета — не более 20 страниц печатного текста, оформленного по ГОСТу.