Содержание
Введение3
1.Составление индивидуального плана практики5
2.Ведение дневника педагогической практики6
2.1.Наблюдение за работой и анализ деятельности заведующего
МДОУ7
2.2.Руководство методической работой в МДОУ9
2.3.Проведение анализа работы старшего воспитателя12
3.Совет педагогов19
4.Поведение выступления на родительском собрании19
5.Выводы20
Список литературы21
Приложения22
Выдержка из текста работы
Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?
Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.
Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно — образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ. Он создаётся во всех дошкольных учреждениях, где имеется более трёх педагогов. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет — центральное звено в организации всей методической работы, « школа педагогического мастерства».
Совет как профессиональный и коллегиальный орган, на который возложено рассмотрение и принятие решений по наиболее значимым, стержневым вопросам образовательного процесса и его результативности.
В новом типовом Положении об образовательном учреждении говорится:
Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Совет образовательного учреждения, Попечительский Совет, общее собрание, Педагогический Совет.
Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и, их компетенция определяется уставом общеобразовательного учреждения».
Педсовет в ДОУ не должен быть формальным мероприятием с традиционной повесткой дня и традиционным решением. Педсовет должен быть источником новаторства, он должен проходить в комфортной среде сотрудничества и сотворчества. Однако он требует кропотливой и очень серьёзной подготовки. Очень важно найти правильную и наиболее эффективную для рассмотрения конкретной темы технологию подготовки и проведения педсовета. Необходимо продумать конкретные задачи для педагогов и творческих групп, составить заранее вопросник для анкетирования, исключить ситуации, когда педагог может отсидеться и отмолчаться. Задача при организации педсовета — организовать это мероприятие так, чтобы оно было интересно педагогу, чтобы на заседании педагог узнал что — то новое, причём не только в виде теоретических знаний, но и в виде практических советов и рекомендаций.
Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.
Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.
1. Цель педсовета
Главная цель педагогического совета — объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Современный педагогический совет является полифункциональным (функции — лат., обязанность, круг деятельности, назначение).
Целью каждого педагогического совета является сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития, с современным направлением модернизации образования, с переходом образовательных учреждений на сетевое взаимодействие и на реализацию профильного обучения. Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и определить главную задачу: расширение информационного поля педагогических работников в области новых образовательных технологий и их использования в образовательном процессе.
Педагогический совет — место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.
2. Функции педсовета
Функции:
·определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
·отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
·обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ
·рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
·выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
·рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
·заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:
·управленческие;
·методические;
·воспитательные;
·социально — педагогические;
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово — прогностические, экспертно — контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; аттестации педагогических работников и др.)
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно — воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе — диагностические: проведение опытно — экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово — прогностические: обсуждение перспектив развития ДОУ, планирование деятельности коллектива, выбор программ.
Экспертно — контролирующие: заслушивание отчётов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении ими Устава, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу и планы работы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе — аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно — воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе — аналитическое направление: анализ состояния учебно — воспитательного процесса, качества знаний и уровня воспитанности воспитанников, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приёмами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов — новаторов, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путём различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно — методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого педагога над своей темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всём её богатстве и многообразии. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все педагоги, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину работников ДОУ, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально — педагогические функции состоят:
·в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, с педагогическими коллективами других дошкольных учреждений;
·в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: ДОУ, семьи, общественных организаций;
·согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
·социальной защите детей и коллектива, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы, питания, социального обеспечения, приёма и увольнения и т.д.).
3. Виды, формы организации педагогического совета
·установочный, или аналитическо — планирующий, — проводиться да начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
·тематический педсовет с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач педагогического коллектива;
·итоговый, или итогово — организационный, — проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.
Педагогические советы подразделяются на виды. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее встречающаяся структура годового цикла формируется из четырёх составляющих: установочный педсовет, два тематических и ещё один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.
При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации, разработанной в ДОУ программы развития.
Педсоветы различают и по формам организации:
Традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; образовательный процесс педсовет
Нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределение ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами.
По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:
·на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
·доклад с содокладами;
·заседание с приглашением докладчика — специалиста.
Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединённых одной тематикой.
Доклад можно построить следующим образом:
Вступление — указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
Основная часть — изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
Заключение в форме:
·выводов, если они требуются, т.е. если с целью является убеждения;
·рекомендаций, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;
·резюме — краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.
В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов: коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов, показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников.
В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:
Имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учётом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях — иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и сразу приводится решение. Ситуации — упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т.п.) В ситуациях — оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать её анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации — проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать своё отношение к ним и обосновать его;
Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решит, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
Имитация рабочего дня воспитателя. Педагогам даётся характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определённое время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
Разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
Работа с инструктивно — директивными документами. Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документам, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
Анализ высказываний детей, их поведение, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т.д. Воспитатели знакомят с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающими с ними;
Интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринуждённой форме обмениваться мнениями со своими коллегами.
Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
На педсовете воспитателям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.
Диалог — это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.
Дискуссия — обсуждение какого- либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
Особенности дискуссии:
·предполагает конструктивное взаимодействие,
·поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения
Правила ведения дискуссии истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
Нельзя превращать реплику в доклад.
Каждый имеет право на своё мнение.
Если вы не можете за 3 минуты высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
Критикуются идеи, а не люди.
Организация дискуссии — дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг — рассадить участников по кругу. Главное — создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает своё мнение, каким бы не популярным и неожиданным оно не было. Успех или неуспех дискуссии определяется формированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т.е. такими, на которые можно ответить и «нет» и «да». Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?
Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.
В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы. Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.
Признаки — условия для педагогического совета — деловой игры наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
·имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры ( чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);
·реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
·соблюдение игровых правил и условий;
·наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.
Педсовет — деловая игра — обучающая форма, в котором участники наделяются определёнными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Одна из форм деловой игры — «мозговая атака». Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива, по какой — либо проблеме или за определённый период. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Деловые игры — это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ(10 групп и более) для активизации педагогических советов.
Конференция в научном мире — это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или в письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.
Педагогический совет — конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до 10-15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно — методической работы педагогов и руководителя.
Тематика педсовета — конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно — практический характер. Их особенность — обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учёт и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.
Если тема педсовета — конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая своё мнение. В заключении принимаются соответствующие рекомендации.
Педсовет — круглый стол требует серьёзной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.
Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой программы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.
Педсовет-диспут — разновидность педсовета — дискуссии.
Диспут (от лат., — рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убеждённости, ясного и определённого взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
Диспут — свободный обмен мнениями.
На диспуте все активны. В споре все равны.
Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
Главное в диспуте — факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Острое, меткое слово приветствуется.
Перешёптывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по — разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по — разному, вызывает различные мнения, например:
«Нужны ли детскому саду стандарты?»,
«Новаторские технологии: за и против»,
«Каковы сегодня цели воспитания»,
«Что является общечеловеческими ценностями?»,
«Какова роль семейного воспитания сегодня?»
Вариантом педагогического совета — диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьёвки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.
Педсовет — научно — практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющегося статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учётом его специфики.
Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее — КТД) — все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД — создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений — сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий — этапов:
·поиск идеи и предварительная постановка задач;
·сбор-старт;
·выборы совета дела (деятельности);
·коллективное планирование деятельности;
·работа микроколлективов;
·проверка готовности;
·проведение КТД;
·коллективный анализ («огонек»);
·стадия последствия.
В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремлённостью, что и составляет главное своеобразие КТД.
В какой бы форме не проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой.
Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.
4. Примерная структура заседания педсовета
·информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
·информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
·вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
·обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
·заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
·принятие советом педагогов решения голосованием.
Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола — это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.
Надо помнить, что протоколы — обязательная отчётная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т.е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришёл к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчётом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: « Текст доклада (отчёта, сообщения) прилагается». При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов «за», «против», « воздержались».
В связи с тем, что в детских садах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.
На заседаниях педагогического совета обсуждаются:
·вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
·использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
·имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
·вопросы обмана опытом.
Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства ДОУ.
Чтобы педсовет был органом управления, а его решение действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.
Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:
фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер ;
·«круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
·«треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
·работа в «малых группах», т.е. по 3-4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
·для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп — участников, отстаивающих свои позиции.
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, «готовимся к педсовету». В течении двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы: чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему ; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов. В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создаёт условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Алгоритм подготовки педсовета
самоанализ работы по проблеме с последующей беседой с методистом.
подготовка проекта решений педсовета.
Планируя педсовет, необходимо предусмотреть активное участие всех возрастных групп и всех педагогов.
Председатель педсовета может быть избран любой педагог ДОУ, но чаще всего это заведующие или методист. Как и секретарь Совета, он избирается на срок, указанный в уставе ДОУ, но не менее чем на 1 год.
5. План проведения педсовета. Документация педсовета. Параметры оценки
План проведение педсовета.
Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и методист детского сада, и опытный педагог, которому это поручается.
Затем предполагается вступительное слово председателю Совета, в котором он освещает:
Актуальность обсуждаемой проблемы вообще и для данного дошкольного учреждения в частности;
Основные направления работы по её реализации и что сделано в ДОУ в плане совершенствования этой работы в течение текущего или прошлого года, в том числе при подготовке к данному педсовету;
Если имеется, нормативный документ по данному вопросу даётся краткий анализ его реализации.
Далее предполагается повестка дня, регламент работы и заслушивается первое выступление в соответствии с повесткой дня (обычно это итоги тематической проверки). Затем идёт обсуждение результатов изучения, в процессе которого педагоги должны ответить, почему не выполняется Программа (не сформированы навыки), причины (что мешает), что нужно сделать, чтобы ликвидировать недостатки.
После этого заслушиваются другие выступления по данной проблеме (отчёты, опыт работы, результаты взаимопосещений). Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или участниками педсовета.
В заключении по данному вопросу предлагается проект решения, которые обсуждается, дополняется и утверждается голосованием. Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки выполнения. Конкретные пункты разрабатываются на основе анализа причин недостатков и могут быть направлены на:
создание необходимых условий;
оказание методической помощи;
создание системы работы (если работа ведётся хаотично);
усиление контроля (если работа ведётся недобросовестно);
создание, обобщение или внедрение опыта.
После основного вопроса аналогичным образом обсуждаются дополнительные вопросы, внесённые в повестку дня, и по ним также принимаются решения.
Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз подводит итоги проделанной по решению проблемы работы и итоги проведения педсовета (оценка его подготовки, персонального участия педагогов). Целесообразно ещё раз заострить внимание всех педагогов на недостатках и перспективах в работе по проблеме, научить коллектив на совершенствование деятельности всего учреждения.
Примерная структура заседания педсовета выглядит следующим образом:
Отчёт об исполнении решений, принятых на предыдущем заседании;
Доклад об основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой отчёт, отчёт по передовому педагогическому опыту;
Знакомство с нормативными документами, рекомендациями и др.
Обсуждение и утверждение решений;
Сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков, выступлений участников, даты и др.)
Документация педсовета.
Итоги тематической проверки могут, отражены в справке, блок-схемах, графиках, которые используют в своих выступлениях руководитель или методист.
Выступление педагогов с отчётами фиксируются в протоколе педсоветов. Отдельных письменных отчётов может не быть, в зависимости от желания, выступающего с отчётом.
Выступление из опыта работы лучше оформить в письменном виде , если этот опыт глубокий, зрелый, интересный для внедрения.
Протоколы педсоветов ведутся в пронумерованной, прошнурованной тетради, Подписанной руководителем ДОУ. В протоколе достаточно подробно фиксируется всё, что говорилось на педсовете, так как впоследствии что-0то может быть опротестовано или потребоваться для разрешения возможных конфликтных ситуаций. Каждый год нумерация протоколов начинается с первого номера.
Заместитель заведующего по ВМР организует в методическом кабинете выставки:
Тематика педсовета, повестка дня, дата.
План подготовки к педсовету.
Выставка новинок литературы по обсуждаемому вопросу.
Выставка другого наглядного материала (нового или сделанного педагогами).
Тематический каталог.
Предложение педагогам изучить литературу, проанализировать свою работу, план и т.д.
Вопросники для анализа.
Параметры оценки педсовета (Л.В.Поздняк; И.Н.Лященко):
Актуальность темы.
Связь между задачами года и темами Советов в течение всего года.
Подготовка Совета.
Содержание основного выступления.
Содержание выступлений воспитателей.
Отношение педагогов к обсуждаемым проблемам (внимание, реплики, вопросы).
Заключительное слово руководителя.
Конкретность принятых решений.
В конце учебного года, на итоговом педсовете проводится обсуждение. В результате должно быть спланировано 4-5 педсоветов.
Модель итогового заседания Совета педагогов:
При анализе итогов работы педагогического коллектива задаётся общая мыслительная деятельность, индивидуальная и групповая рефлексия для того, чтобы осознать самого себя:
кто мы?
куда идём?
где сейчас находимся?
. Модель предполагает выявление недостатков работы ДОУ с тем, чтобы активизировать коллектив, вызвать у людей чувство неудовлетворения собой. Такое состояние даёт толчок и развитию.
. Итоговый педсовет, прежде всего, должен «высвечивать» достижения тех воспитателей, творческие поиски которых совпадают с тенденциями прогрессивной практики.
Заключение
Таким образом, педсовет — это бытие, в котором формируется парадигма ДОУ, складывается коллектив, реализуются здоровые педагогические амбиции, совершается решение неразрешимых проблем, но при одном условии: каждый приходящий на Совет знает, зачем он там, и готов экспромтом или запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решение и брать на себя ответственность.
Педсовет позволяет максимально плодотворно проявлять всем членам педагогического коллектива участие в решении проблем воспитательно — образовательного процесса ДОУ и максимально демократично глубоко и целенаправленно задавать руководителю ДОУ направление для развития, совершенствования работы всего коллектива. Как сказано в Уставе МУ ДОУ общеразвивающего вида, управление учреждением осуществляется в соответствии с положением ДОУ, его уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны здоровья и жизни детей, свободного развития личности; управление учреждением осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. И именно предназначение и организация педсовета, вырабатываемые им решения наиболее корректно и незаменимо отвечает этим требованиям, их реализации на практике.
Все важные вопросы жизни и деятельности коллектива рассматриваются на коллегиальном уровне — в ходе заседаний Совета педагогов, назначением которых является определение направлений образовательной деятельности ДОУ, обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирование образовательной деятельности ДОУ, максимально выражающее принцип коллегиальности. Принцип единоначалия, реализуемый в распоряжениях руководителя ДОУ, находит своё выражение в сочетании с коллегиальностью путём деятельности руководителя при ведении педсовета, предложения проекта решения, который обсуждается, дополняется и утверждается голосованием.
Любые вопросы, касающиеся направления образовательной деятельности, организации воспитательно — образовтельного процесса, должны быть предметом анализа и коллегиального обсуждения на заседаниях Совета педагогов. Необходимо предусматривать педсоветы по каждой из взятых годовых задач, на итоговом же педсовете обсуждаются итоги тематической проверки, отчёты о выполнении Программы по отдельным аспектам проблемы, обсуждается опыт работы по основному вопросу.
Литература
1. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования/В.А.Беляева, А.А.Петренко М.: АРТИ, 2004.
. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель — методист детского сада, Минск, 1975г.
. Волобцева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами., Л.М.Волобцева. — М.: ТЦ Сфера. 2004.
. Голицына Н.С.Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ — М: «Скрипторий 2003», 2008 г.
. Гуторова Л.М.,Федосеева Е.Г. Планирование педсоветов на учебный год.//Завуч,2006 № 5.
. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении/В.П.Дуброва, Е.П.Милошевич.- М.: новая школа, 1995.
. Ельцова О.М. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9,2008г.
. Землянская Е.Н.Методическая разработка педсоветов в форме деловой игры.//Завуч, 2007 ,№ 1.
. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. Л.П.Ильенко. — М.: АРКТИ,2003.
. Матуренко Н.З.Аналитическая справка по итогам самообследования деятельности школы.//Завуч,2007.
. Поздняк Л.В.,Лященко И.Н.Управление дошкольным образованием — М.:»Академия», 2001г.
. Практикум работы в школе//Управление ДОУ,2007, № 3.
. Седельников А.А.Управляющий и попечительский совет школы.//Справочник руководителя образовательного учреждения, 2006, № 8
. Устав МУ ДОУ общеразвивающего вида.