Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Общие сведения о базе практики……………………………………………………..4
1.1 Особенности работы психолога в школе …………………………………….4
1.2 Характеристика классного коллектива………..12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося…………15
2 Психолого-педагогическая деятельность………..21
2.1Психолого-педагогический анализ урока……………………………………23
2.2.Проведение диагностик подростка…………………………………………..28
3 Результаты выполнения индивидуального задания………………………………..28
3.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»……………29
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»……35
3.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла
«Профориентация учащихся»……………………………………………………43
Заключение ……….. ……………..………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………. …………48
Выдержка из текста работы
МОБУ СОШ № 12 распологает следующими формами обучения: очное обучение, · семейное образование, · самообразование. Нормативное обучение длится: для начального общего образования — 4 года, основного общего — 5 лет, среднего полного — 2 года, программы физкультурно-спортивной направленности — 2 года
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ No 12 являются:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально-экономических реалиях г. Сочи, Краснодарского края и в соответствии с программой развития школы на 2014-2019 год
Цели и задачи, которые я ставлю в ходе выполнения отчёта:
1. Подготовка к процессу получения первичных профессиональных умений и навыков
Задачи:
— принять участие в проведении установочной конференции;
— познакомиться с требованиями техники безопасности и САНПИНами для соблюдения в образовательном учреждении;
— познакомиться с задачами, программой, сроками практики и формой отчетности;
— составить индивидуальный календарный план мероприятий учебной практики и согласовать с руководителем практики от учреждения и групповым руководителем от кафедры.
Формируемые компетенции: ОК-7, ОПК-8.
2. Ознакомление с организационной и структурной составляющими образовательного учреждения
Задачи:
— провести беседу с представителями администрации образовательного учреждения (директором школы, завучем по воспитательной работе), со специалистами социально-педагогической службы (педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором), педагогическими работниками (классными руководителями, педагогами-предметниками) с целью знакомства с правилами внутреннего распорядка, составом учащихся/воспитанников, школьными традициями и правилами и др.;
— составить структурно-функциональную модель/схему образовательного учреждения;
— изучить и описать рабочее место социального педагога и педагога-психолога, его методическое и техническое оснащение;
— ознакомиться с должностными обязанностями, нормативно-правовой документацией, основными содержательными направлениями деятельности и особенностями организации работы социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения;
— изучить категории детей и подростков, которым оказывается психологическая и социально-педагогическая помощь в данном образовательном учреждении;
— изучить личные дела, психолого-педагогические характеристики учащихся, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи и поддержке;
Формируемые компетенции: ОК-7, ОПК-4, ОПК-7.
3. Изучение процесса планирования психолого-педагогического сопровождения образования учащихся, психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации
Задачи:
— ознакомиться с ежегодными планами работы социального педагога и педагога-психолога, их целями и задачами;
— вычленить в планах работы программ психолого-педагогического направления, выписать их название, цели, задачи и краткое содержание;
— определить виды психолого-педагогической помощи учащимся и категории несовершеннолетних, получающих ее;
— определить социальных партнеров по оказанию психолого-педагогической помощи учащимся в образовательном учреждении;
— ознакомиться с аналитическими справками по результатам психолого-педагогической помощи за предыдущий период; определить динамику изменений по снижению или устранению отклонений в личностном, педагогическом развитии учащихся и их социальной адаптации;
— ознакомиться с портфолио педагога-психолога;
— обобщить и представить характеристику передового педагогического опыта школьного психолога и социального педагога.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОПК-7.
4. Включенное наблюдение за организацией и проведением диагностической работы, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, профилактической работы, консультационной работы, профориентационной работы
Задачи:
— провести наблюдение за диагностической деятельностью педагога-психолога. Составить перечень и краткую характеристику диагностического инструментария педагога-психолога образовательного учреждения по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами. Составить алгоритм диагностической деятельности педагога-психолога;
— провести наблюдение за исследовательской деятельностью педагога-психолога. Составить краткую характеристику основных методов психолого-педагогического исследования: беседа, наблюдение, сбор и анализ фактического материала о ребенке (подростке) и др.;
— провести наблюдение за процессом изучения педагогом-психологом истории жизни (сбор анамнеза) одного из клиентов (ребенка, подростка, родителя). Составить перечень изучаемых сведений о клиенте, дать им краткую психолого-педагогическую характеристику;
— провести наблюдение за коррекционной (восстановительной, развивающей, воспитательной, образовательной и др.) работой педагога-психолога с ребенком, подростком. Описать принципы организации коррекционной работы, представить перечень и краткую характеристику применяемых технологий.
— провести наблюдение за консультативной работой педагога-психолога с родителем учащегося, классным руководителем или учителем-предметником. Описать наблюдаемые методы и приемы консультирования родителей и педагогов.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8.
5. Участие в воспитательных и профилактических мероприятиях для учащихся и родителей
Задачи:
— принять участие в мероприятиях, запланированных педагогом-психологом для учащихся и родителей (классные часы, родительские собрания, праздники, экскурсии и т.п.). Составить сценарный план воспитательного мероприятия и представить фото и видео иллюстрации проведения воспитательного мероприятия с отражением динамических процессов среди участников;
— оказать организационную помощь педагогу-психологу при подготовке и проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми и подростками;
— составить психолого-педагогический анализ проведенного воспитательного мероприятия на основании его результатов для участников и организаторов.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8.
6. Подготовка к отчетной конференции по результатам учебной практики
Задачи:
— составить индивидуальный отчет по практике;
— получить письменный отзыв группового руководителя;
— предоставить все отчетные материалы для контроля руководителю практики от кафедры;
— принять активное участие в итоговой конференции «Моя профессия – социальный педагог», рассказать о специфике деятельности социальных педагогов и психологов в различных образовательных учреждениях;
Формируемые компетенции: ОК-7, ОПК-8.
Отчёт состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных литературы, источников, приложений.
Глава 1
1) Структура и органы управления образовательной организацией
Органы управления образовательной организации
• директор школы,
• администрация;
• управляющий совет образовательного учреждения,
• общее собрание трудового коллектива;
• педагогический совет;
• ученический совет;
• родительский комитет
Директор – Волобуева Ольга Викторовна (862) 255-73-31, [email protected]г
Взаимодействие с Управлением по образованию и науке администраци и ЦПДК ( Муниципальное Бюджетное Учреждение Центр педагогической диагностики и консультирования детей и подростков) г. Сочи.
Документы
• устав образовательной организации: Правоустанавливающие документы
• лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями): Правоустанавливающие документы
• свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями):Правоустанавливающие документы
• план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации:
• локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора: Локальные акты
• отчёт о результатах самообследования
• документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе: в данный момент платные услуги не оказываются
• предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний: в данный момент предписаний нет
2) На подготовительном этапе мною была осуществлена подготовка к процессу получения первичных умений и навыков.
В ходе практики ознакомилась с организационной и структкрной составляющими образовательного учреждения. Были проведены беседы с завучем по воспитательной работе и социальным педагогом с целью знакомства с правилами внутреннего распорядка, составом учащихся/воспитанников, школьными традициями и правилами и др.
Составлена структурно-функциональная модель образовательного учреждения.
Изучила рабочее место педагога-психолога .
1. В кабинете педагога-психолога предусмотрены отдельные рабочие зоны:
— Рабочее место педагога-психолога;
— Зона хранения методических материалов и документации;
— Зона для проведения индивидуальной работы с детьми;
2. Оснащение кабинета.
2.1. В рабочей зоне психолога-педагога размещено:
• письменный стол, стул;
• компьютер;
• служебная документация;
• канцелярская принадлежность;
• шкаф: для хранения личных дел и важных документов;для размещения и хранения методических материалов;
2.2. В зоне хранения методических материалов и документации содержится:
• пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета и деятельность психолога-педагога;
• дидактические материалы для осуществления профилактической работы с детьми;
• диагностический инструментарий для обследования детско-родительских взаимоотношений, социального положения учащихся, адаптационного периода;
• методическая литература
2.3. В зоне для индивидуальной работы:
• стол, 3 кресла;
• канцелярские принадлежности;
3. Информационное оформление кабинета.
Размещена следующая информация:
— график работы психолога-педагога;
— информация для учащихся, классного руководителя, родителей;
— подборка литературы по актуальным вопросам развития, воспитания детей.
Информация размещена в кабинете на отдельных стендах.
Ознакомилась с должностными обязанностями, нормативно-правовой документацией, основными содержательными направлениями деятельности и особенностями организации работы психолога-педагога образовательного учреждения;
Глава 2
В период с 25 января по 18 февраля 2018 года я проходила психолого-педагогическую практику на базе школы №12. Целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны психолого-педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах коррекционных занятий детей, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о психолого-педагогической деятельности; развития психолого-педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление психолого-педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога-психолога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на коррекционно-развивающем занятии в кабинете у педагога-психолога с группой детей 1 «Г» класса,. Так как целью моего присутствия было не усвоение материала урока, а анализ деятельности психолога-педагога, все мое внимание было сосредоточено на его действиях. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что его работа– это не просто огромный труд, но и своего рода искусство. С позиции простого ученика, просто слушая материал, заметить это очень трудно, так как целью является усвоение определенных знаний. Позиция же наблюдателя открывает новые факты, идеи, закономерности основ его деятельности….