Содержание
Содержание
Введение3
1. Общая характеристика организации4
2. Финансовый механизм Централизованной бухгалтерии образования муниципального учреждения8
3. Расходы муниципального учреждения11
4. Доходы муниципального учреждения14
5. Организация оборота денежных средств в муниципальном учреждения16
6. Оборотный капитал муниципального учреждения18
7. Финансовое планирование муниципального учреждения21
8. Организация бухгалтерского учета учреждения31
9. Учетная политика учреждения41
10. Организация налогового учета43
11. Анализ бухгалтерской отчетности54
Заключение56
Список используемой литературы57
Приложения59
Выдержка из текста работы
Настоящие методические рекомендации содержат комплекс процедур, критериев и методов, необходимых в процессе разработки и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
Целью данных рекомендаций является содействие формированию муниципальной программы и обоснование организационно-экономических условий, обеспечивающих ее реализацию.
1.1 Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
Полномочия органов местного самоуправления, непосредственно касающиеся вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства определены в Федеральных законах:
· № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и
· № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В рамках № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определены следующие полномочия:
— формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
— анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
— формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
— содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
— образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Полномочия, указанные в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
— содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в поселениях;
— создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах;
— создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городских округах;
Также можно выделить полномочия органов местного самоуправления, опосредованно касающиеся вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):
— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, муниципального района, городского округа;
— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района, городского округа;
— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении, муниципальном районе, городском округе;
— создание условий для обеспечения жителей поселения, муниципального района, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
— утверждение генеральных планов поселения, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения, городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, городского округа;
— утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
1.2 Термины и определения
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) — внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
a) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
b) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Муниципальные программы) — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.3 Рекомендуемая структура управления программами поддержки предпринимательства
Как показывает практика, существующая структура поддержки предпринимательства на муниципальном уровне малоэффективна. Для оптимизации деятельности по реализации программ поддержки предпринимательства на муниципальном уровне целесообразно функцию по развитию МСП передать с уровня поселений (численностью менее 10 000 чел.) на уровень Муниципальных районов, сформировать постоянно действующий совещательный орган (Совет по предпринимательству ), для обеспечения практического взаимодействия государственных органов власти и представителей предпринимательских кругов, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям развития предпринимательства и участия в реализации экономической политики региона в целом и отдельно взятого муниципального образования.
В состав Совета должны входить представители администрации, общественных организаций и объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства (при наличии), успешные предприниматели.
Функции Совета:
— содействие реализации региональной и муниципальной программы, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства;
— защита законных интересов предпринимателей, разработка предложений по устранению излишних правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания, функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
— содействие привлечению внешних инвестиций в предпринимательство МО;
— выработка предложений и рекомендаций по проектам и программам, финансируемым из бюджета и иных внебюджетных источников;
— проведение общественной экспертизы проектов правовых актов МО, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
— формирование предложений по изменению законодательной базы;
— обеспечение снижения административных барьеров, взаимодействие с административными группами
— общественный контроль исполнения программы.
Также целесообразно разделить функции главного получателя и распорядителя бюджетных средств и головного исполнителя программы. В связи с этим предлагается:
1) Создать структуру в администрации МО – ввести должность в Администрации муниципального образования – Зам главы МО по экономике, развитию предпринимательства, промышленности (в.т.ч. сельского хозяйства) потребительского рынка и услуг с правом на реализацию и финансирование программы. Внутри — подведомственные профильные специалисты / консультанты. Общая численность профильной структуры может составить 5 — 10 чел.
Основные функции :
— Главный получатель и распорядитель средств бюджета муниципального образования;
— Разработчик муниципальной программы;
— Разработчик паспорта развития территории муниципального образования;
— Контролирует исполнение программы;
— Проводит мониторинг муниципального образования по показателям развития экономики и предпринимательства;
— Готовит предложения для Координирующего органа;
— Формирует перечень услуг муниципального образования;
— Готовит доклад о состоянии развития субъектов МСП.
2) Для выполнения функций исполнителя программы предлагается создать одну из ниже перечисленных структур:
· Автономную некоммерческую организацию (АНО) подведомственную зам Главы района/ городского поселения.
Основные функции :
— Распорядитель бюджетных средств МО,
— Исполнитель программы поддержки предпринимательства,
— Оказывает платные и бесплатные услуги предпринимательству (муниципальные и другие услуги),
— Является управляющей компанией муниципальных бизнес-инкубаторов;
— Выполняет функции гарантийного фонда (при необходимости);
— Выполняет функции «скорой помощи» для субъектов МСП;
— Ведет статистику МО касаемо предпринимательства (при необходимости).
Функции контроля остаются за администрацией МО.
Учредителями АНО могут выступать Администрация муниципального образования, совместно с ассоциацией (общественные организации) предпринимателей муниципального района/городского округа, администрация субъекта федерации и др. На муниципальном уровне (район / городское поселение) предприниматели могут быть достаточно эффективно объединены. Они знают друг друга, координируют свою деятельность, оказывают взаимопомощь. Ассоциация муниципального района / городского поселения должна базироваться на первичных ячейках поселений. Ассоциация должна тесно взаимодействовать с Администрацией МО.
· Представительство в МО Государственного учреждения «Региональный фонд / центр поддержки предпринимательства». При условии, что на региональном уровне такой орган (областной, краевой, республиканский) существует и подчинен Администрации или ведомственному министерству Субъекта Федерации.
Функции :
— Распорядитель бюджетных средств;
— Исполнитель программ регионального уровня поддержки субъектов МСП;
— Оказывает платные и бесплатные услуги предпринимательству;
— Выполняет функции гарантийного фонда (при необходимости);
— Взаимодействует с Администрацией МО и ассоциацией предпринимателей МО;
— Собирает статистические данные по предпринимательству МО.
Функции контроля остаются за администрацией Субъекта Федерации.
При выборе структуры управления предпочтение может быть отдано одной из вышеперечисленных схем или существующим структурам, зарекомендовавшим себя в качестве наиболее эффективного механизма.
1.4. Муниципальная программа развития предпринимательства
Муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства должна быть взаимоувязана с существующими программами социально-экономического и территориального развития. Большое значение для выбора направлений стимулирования развития малого и среднего предпринимательства имеет выявление существующих проблем предпринимательства. Поэтому программа должна разрабатываться на основе результатов анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценки состояния предпринимательства, влияния внешней среды, эффективности выполнения предыдущей программы или мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, проводимых на территории за прошедший период.
Инициатором разработки программы должны стать администрация муниципального образования, Совет муниципального образования по предпринимательству. К разработке программы необходимо привлечь специалистов органов местного самоуправления, представителей науки, объединений предпринимателей, банков, микрофинансовых организаций, депутатского корпуса, организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, общественных организаций и всех заинтересованных лиц.
Основные задачи, стоящие перед разработчиками муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, вытекают из общих целей развития предпринимательства и должны способствовать:
· формированию в муниципальных образованиях благоприятной среды для развития предпринимательства;
· решению проблем занятости трудоспособного населения;
· насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств;
· достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке;
· сохранению и развитию имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала;
· поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйственных субъектов на местном рынке (формирование конкурентной среды);
· созданию благоприятной (стабильной) социально-политической обстановки в муниципальном образовании, формированию среднего класса как одного из путей преодоления социального неравенства в обществе;
· повышению предпринимательской культуры населения;
· эффективному использованию природных ресурсов;
· улучшению системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электросетям/ газопроводам / тепловым и водоканальным сетям, оборудование, имущество и др.)
· развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
· диверсификации сфер деятельности (производство, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство) устранению сложившихся диспропорций.
При разработке программ следует максимально использовать уже существующие институциональные структуры, ориентируя их на решение новых задач.
Программа, являясь средством реализации политики поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании, должна включать следующие разделы:
· анализ существующих проблем и необходимость их решения
· цели и задачи;
· приоритетные направления;
· перечень мероприятий, в т.ч:
i. сроки и этапы реализации;
ii. ресурсное обеспечение программы и отдельных мероприятий;
iii. источники и этапы финансирования;
iv. перечень исполнителей
· критерии (индикаторы), характеризующие эффективность реализации программы;
· организация управления программой.
Механизм поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании должен формироваться на основе принципа адресности поддержки. Мероприятия должны дифференцироваться с учетом разных стадий развития малых предприятий (старта, развертывания деятельности, стадии зрелости), сфер и видов предпринимательства, специфики социальной базы и кадрового потенциала муниципального образования.
Программу поддержки предпринимательства целесообразно разрабатывать на уровне муниципальных районов и городских округов на период не менее 3-х лет, предварительно разработав концепцию развития на 10 лет, при этом необходимо соблюдать принцип преемственности по отношению к целям, реализованным в ходе предыдущих программ.
При разработке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать принципы программно-целевого управления, в соответствии с этим муниципальная программа должна представляет собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципального развития.
2 Анализ существующих проблем и необходимость их решения
Прежде чем приступить к написанию программы, ответьте на нижеприведенные вопросы, чтобы понять насколько Вы владеете ситуацией в своем Муниципальном образовании (МО):
1. Существует ли в МО программа социально-экономического развития, написанная не ранее чем 3 — 4 года назад, план территориального развития или паспорт муниципального образования?
2. Определены ли в МО стратегические направления развития, с учетом имеющегося потенциала?
3. Знаете ли Вы количество малых и средних предприятий, их отраслевую принадлежность и % занятого населения в малом и среднем бизнесе?
4. Знаете ли Вы налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в бюджет МО?
5. Существует ли в МО совет предпринимателей и взаимодействует ли муниципальная власть с этим советом?
6. Знаете ли Вы, с какими трудностями сталкивается предприниматели в МО? Помогаете ли Вы устранять причину возникающих трудностей?
7. Знаете ли Вы о существующих инструментах поддержки малого предпринимательства (субсидии, гарантийные фонды, бизнес-инкубаторы и др.)
8. Участвует ли МО в мероприятиях программы поддержки предпринимательства Субъекта Федерации?
9. Совершенно ли правовое обеспечение предпринимательской деятельности: внедрены ли у Вас регламенты / стандарты предоставления услуг населению (физическим и юридическим лицам), существует ли каталог услуг Администрации и подведомственных организаций (МФЦ, принцип «одного окна»)?
10. Определены ли в МО инвестиционные проекты для привлечения крупного бизнеса?
Если на 7 и более вопросов Вы ответили «да», то смело можете приступать к разработке программы. В противном случае проработайте более детально вопросы, на которые Вы ответили «нет» и только после выполненной работы приступайте к написанию программы.
2.1 Анализ уровня социально – экономического развития муниципального образования
В этом разделе следует провести анализ по следующим направлениям:
· уровень жизни населения (естественный прирост (убыль) и динамика численности населения, динамика денежных доходов, соотношение среднедушевых денежных доходов различных групп населения и прожиточного минимума, покупательская способность);
· состояние рынка труда (численность населения в трудоспособном возрасте, образовательный уровень, уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом и среднем бизнесе, уровень безработицы и ее динамика);
· экономический потенциал муниципального образования (доля регионального валового продукта, произведенного в муниципальном образовании, обеспеченность муниципального образования собственными ресурсами, производственная специализация муниципального образования и текущее финансово-экономическое состояние предприятий, ее определяющих, состояние градообразующих предприятий);
· институционально – финансовая среда и инвестиционный климат (бюджетная самостоятельность муниципального образования — объем средств, получаемых из областного бюджета и их удельный вес в доходах местного бюджета, уровень задолженности по зарплате, доля убыточных предприятий, состояние банковской инфраструктуры – количество зарегистрированных банков, в том числе работающих с малым бизнесом, количество филиалов, созданных банками из других регионов, наличие страховых, лизинговых компаний, наличие международных кредитных линий, объем и структура инвестиций, характеристика существующих целевых программ и инвестиционных проектов).
С учетом анализа общей социально-экономической ситуации необходимо провести анализ по малому предпринимательству.
2.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства в муниципальном образовании
Раздел должен содержать обоснованные ответы на вопрос: что в состоянии и развитии малого предпринимательства в муниципальном образовании не удовлетворяет объективным требованиям, какие изменения в этом секторе экономики являются наиболее приоритетными и какие факторы препятствуют этим изменениям. Иначе говоря, необходимо выявить проблемы, на решение которых должна быть направлена программа.
Для оценки состояния предпринимательской активности в муниципальном образовании можно учитывать параметры представленные в Таблице 1.
Для оценки вклада каждой категории из числа субъектов малого и среднего бизнеса при формировании систем показателей, используемых при анализе рекомендуется сегментировать итоговые данные отдельно по средним, малым и микро предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям .
Такой подход позволит разработать меры поддержки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом специфики их деятельности и степени устойчивости на муниципальном и региональном рынке товаров и услуг.
Часть показателей можно определить на основе статистических данных органов статистики и выборочно путем проведения опроса / анкетирования на основе статистической выборки.
На анализе данных необходимо определить потенциал развития предпринимательства и выявить слабые места – это поможет в формировании направления.
Таблица 1 — «Показатели развития предпринимательства по состоянию на ______период»
Показатель |
Количество |
|||
Микро |
МП |
СП |
ИП |
|
Численность работающих предприятий по отраслям экономики, единиц: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
||||
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), чел: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
||||
Среднемесячная оплата труда работников, руб: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
||||
Общий объем реализованной продукции, работ (услуг) , тыс. руб |
||||
Доля в общем объеме реализации продукции, работ (услуг), % |
||||
Объем работ, выполненных по муниципальному заказу, тыс. руб. |
||||
Объем налоговых поступлений в местный бюджет от предприятий, тыс. руб. |
||||
Доля в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет, % |
||||
Объем освоенных инвестиций, тыс. руб. |
||||
Стоимость основных фондов МП и СП, тыс. руб. |
||||
Износ основных фондов, коэффициент износа Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
||||
Оборотные средства, тыс. руб. |
||||
Технологический потенциал предприятий (возможность «технологического передела» на имеющихся производственных мощностях по выпуску дополнительного объема или иных конкретных видов продукции и услуг), тыс. руб. |
||||
Потенциал менеджмента (обеспеченность квалифицированными кадрами, эффективные структуры управления, обеспеченность АСУ) по секторам экономики: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
||||
Другие показатели |
2.3 Внешняя среда, влияющая на развитие малого предпринимательства
В этом подразделе необходимо проанализировать, как влияет внешняя среда на субъекты среднего и малого предпринимательства. Для характеристики внешней среды используются следующие параметры:
· нормативно-правовая база малого и среднего предпринимательства (принимаемая муниципальной властью);
· механизм регистрации предприятий;
· налоговая система (в целом и в части, определяемой муниципальной властью);
· объем платежеспособного спроса населения на товары, услуги, в удовлетворении которого могут участвовать субъекты малого и среднего предпринимательства;
· объем муниципального рынка субподрядных работ, в выполнении которых могут участвовать МСП;
· влияние административных барьеров;
· возможности получения МСП прямого финансирования;
· возможности получения банковских кредитов;
· доступность консультационных услуг;
· возможность участия МСП в государственных / муниципальныхзаказах;
· влияние органов местного самоуправления на развитие малого предпринимательства и т.д.
2.4 Выполнение предыдущей программы (мер стимулирования развития малого предпринимательства, проводимых на территории МО)
1. Муниципальная программа должна обеспечивать преемственность по отношению к подобной программе за предыдущий период.
В этом разделе должна быть дана оценка результатов выполнения мероприятий по всем разделам предыдущей программы и накопленного опыта по решению поставленных задач.
Проведение анализа по рассмотренным выше направлениям позволит обосновать мероприятия по развитию малого предпринимательства и определить конкретные меры, направленные на решение наиболее острых в данном муниципальном образовании проблем.
3 Цели и задачи программы
Наряду с устранением выявленных недостатков и диспропорций в экономике муниципального образования, целью программы является обеспечение устойчивого развития предпринимательства, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Цели программы – это желаемые изменения в результативности, структуре и потенциале малого предпринимательства, которые ожидается получить в процессе реализации запланированных мероприятий.
Общими целями Программы являются:
· содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории МО;
· оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства МО в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
· обеспечение занятости и развитие самозанятости населения МО;
· увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями МО;
· достижение баланса интересов бизнеса и уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства МО.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
· создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в МО;
· развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в МО;
· финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО;
· имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО;
· информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства МО и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО;
· консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
· пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности
Реализация поставленных целей должна выражаться в количественных показателях и использоваться для оценки результативности реализации программы, например:
- увеличение общего объема продукции, работ, услуг, выполненных МСП, %;
- увеличение налоговых поступлений от малых и средних предприятий в муниципальный бюджет до … тыс. руб. в 2012 г..
- увеличение числа малых и средних предприятий до … единиц в 2012 г.;
- увеличение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве до … тыс. чел. в 2012 году.
- увеличение инвестиционных вложений малых и средних предприятий МО до … млрд. руб. к 2012 году.
- увеличение объемов оборота на малых и средних предприятиях МО на ….% ежегодно
- увеличения основных фондов МП и СП, тыс. руб.;
- увеличение размера средней заработной платы на малых/ средних предприятиях МО в среднем на … % ежегодно
- увеличение доли инновационных предприятий в выручке от продажи товаров, работ, услуг, полученной малыми и средними предприятиями (без учета "торговли") до …% к 2012 году
- другие факторы (указать).
4 Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства
Основой для определения видов экономической деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства и требующих приоритетной государственной поддержки, являются результаты мониторинга и анализа, в том числе проводимых на основе исследований в предпринимательской сфере конкретного муниципального образования.
Учитывая сложившиеся особенности территории (к примеру, шахтерские территории, сельскохозяйственные, курортно – туристические и т.д.) при выборе приоритетов в развитии предпринимательской деятельности, необходимо отдавать предпочтение тем хозяйствующим субъектам, которые способствуют решению первоочередных социальных проблем:
· удовлетворение потребности населения в услугах и товарах;
· производство экологически безопасной продукции;
· производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
· производство работ по улучшению экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов;
· инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
· туризм и отдых;
· внедрение эффективных технологий развития муниципальной энергетики
· производство продукции для нужд здравоохранения, образования, и социальной защиты населения;
· производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг;
· производство продукции физкультурно-спортивного назначения;
· развитие сферы общественного питания (столовые, кафе, рестораны);
· производство товаров потребительского назначения, основанных на исторических и народных традициях;
А также:
· совершенствование финансово-кредитных механизмов стимулирования малого предпринимательства;
· развитие материально-технической базы малого предпринимательства;
· содействие обеспечению доступа МП и СП к современным технологиям и «ноу-хау»;
· стимулирование развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг, рынков субподряда;
· подготовка кадров для малого предпринимательства;
· совершенствование менеджмента МП и СП , маркетинга и кооперации;
· содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;
· содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
· развитие системы потребительской кооперации;
· содействие защите интересов малого и среднего бизнеса, безопасности предпринимателей и социальной защищенности работников;
· создание системы консультационного обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства;
· содействие формированию благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства, в том числе освещение в СМИ достижений и проблем малого предпринимательства.
В зависимости от состояния развития малого предпринимательства, ресурсов и потребностей муниципального образования в качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства может быть выбрана лишь часть из указанных направлений. Например, отрасли (виды деятельности), в отношении которых могут быть применены специальные меры стимулирования:
· территории развития малого и среднего предпринимательства;
· группы населения, вовлеченные в малый и средний бизнес (бывшие военнослужащие, безработные, молодежь, женщины, инвалиды).
На стадии стратегического планирования, необходимо решить какие именно категории малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей или групп населения в наибольшей степени нуждаются в поддержке, исходя из интересов муниципального образования и необходимости решения проблем его социально-экономического развития.
По приоритетным направлениям целесообразно сформировать базы данных из существующих и планируемых производств, определить ключевые звенья (необходимые финансовые и сырьевые ресурсы, технологическая и производственная база, трудовые ресурсы соответствующей квалификации, рынки сбыта и т.д.), от которых в сложившихся экономических условиях в максимальной степени зависят (будут зависеть) производство приоритетного продукта (услуг) или реализация приоритетной задачи. Это позволяет по каждому приоритетному направлению деятельности малых и средних предприятий разработать свои реальные инструменты стимулирования его развития:
· финансово-кредитные (льготное кредитование, потребительская кооперация, предоставление поручительств и гарантий под кредиты коммерческих банков и инвесторов, погашение банковских процентов при финансовом лизинге и т.д.);
· налоговые льготы и преференции;
· производственные (предоставление муниципального заказа с гарантированным обеспечением ресурсами, льготной аренды нежилых муниципальных помещений, земельных участков);
· социальные (поддержание социальной сферы предприятий);
· организационные (налаживание хозяйственных связей, обеспечение оптовой реализации продукции, содействие в интеграции продукции в другие регионы, повышение квалификации кадров и др.).
Далее, исходя из природных, материальных и трудовых ресурсов муниципального образования, формируются конкретные мероприятия, достижение и выполнение которых позволит создать благоприятный режим функционирования предпринимательства. Мероприятия включаются в муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства и отражают тактику органов местного самоуправления в отношении развития предпринимательства.
5 Перечень мероприятий программы
При разработке муниципальных программ общие меры стимулирования развития малого предпринимательства рекомендуется структурировать по разделам/направлениям (подпрограммам), число которых зависит от того, какие направления стимулирования были выбраны в качестве приоритетных.
Например, в программе могут выделяться специальные разделы/направления (подпрограммы) стимулирования развития малого предпринимательства по внедрению в производство инновационных разработок и т. д. Такой способ удобен с точки зрения распределения ответственности за достижение целей программы и обеспечения скоординированности мероприятий. При формировании мероприятий необходимо учитывать цели, задачи и основные мероприятия региональной программы поддержки предпринимательства, с целью привлечения финансирования из бюджета Субъекта Федерации.
Мероприятия являются приложением к Программе. В каждом мероприятии должны быть указаны персонально (подразделение Администрации МО, уполномоченная организация и др.) ответственные за его выполнение, сроки реализации, объем и источники финансирования, ожидаемые социально-экономические результаты от реализации мероприятий.
Пример оформления перечня мероприятий приведен в Таблице 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Мероприятия рекомендуется формировать по следующим направлениям:
1. совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства;
2. расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования;
3. обеспечение доступа к муниципальному имуществу;
4. содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6. пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
7. содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.
С учетом приоритетов развития муниципального образования можно добавить направления развития предпринимательства по секторам экономики:
· инновации и промышленное производство;
· сфера ЖКХ;
· сельское хозяйство;
· ремесленничество;
· внешнеэкономическая деятельность, международное и межрегиональное сотрудничество;
Ключевые мероприятия по направлениям 1 — 7 и по секторам экономики проведены в Таблице 4.
6 Ресурсное обеспечение программы
Программа должна быть реалистичной с точки зрения обеспеченности ресурсами. Поэтому, прежде всего, следует определить, в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства, потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия, необходимо оценить объемы требуемых ресурсов, обеспечиваемых за счет бюджетных средств и внебюджетных источников (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей, средства фондов и др.). Финансирование мероприятий программы может обеспечиваться за счет средств регионального и местного бюджетов, внешних инвестиций, средств различных фондов, других не запрещенных законодательством источников.
Объем финансирования мероприятий за счет средств региональных и местных бюджетов может уточняться.
Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов может осуществляться на конкурсной основе. Решения о финансировании и ином финансовом обеспечении мероприятий, в том числе проектов СМП в форме субсидий, предоставлении бюджетных кредитов и гарантий принимаются администрацией муниципального образования по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
6.1. Методика расчета объема бюджетных средств
Рассмотрим несколько вариантов Методики расчета объема бюджетных средств, необходимых и достаточных для оказания государственной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП (далее – Методика):
1 вариант
Самый простой и часто используемый вариант – планирование объема средств из регионального бюджета на поддержку и развитие предпринимательства методом увеличения предыдущего значения на индекс-дефлятор. Однако такая методика не учитывает изменений, происходящих в предпринимательской среде за счет реализации мер господдержки, а также в экономике за счет влияния тех или иных факторов. Также её «слабое место» в том, что отсутствуют аргументы, обосновывающие именно этот объем средств, а не какой-то другой (вряд ли можно принять как обоснование аргумент «в прошлом году было столько, значит в этом надо больше»).
Данный вариант характерен для инерционного сценария развития малого и среднего предпринимательства.
2 вариант
Данная Методика базируется на потребности субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и может применяться как на региональном, так и на муниципальном уровне.
ОБС =Опфп+ Окфп;
где:
ОБС – объем бюджетных средств на финансирование Программы
Опфп – объем бюджетных средств на прямую[1] финансовую поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, рассчитываемый по формуле:
Опфп = (ФПМСП + ФПОИ) * (ПКМСП + ПКОИ)
1000
где:
(ФПМСП + ФПОИ) – фактическая потребность субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, полученная в результате обследования 1000 респондентов данной группы хозяйствующих субъектов.
(ПКМСП + ПКОИ) – прогнозируемое количество субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, нуждающихся в государственной поддержке, рассчитываемое как 10% от фактически действующих на 1 января т.г. категорий хозяйствующих субъектов.
Окфп – объем бюджетных средств на косвенную[2] финансовую поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, рассчитываемый по формуле:
1. Для недотационных муниципальных образований:
Окфп = Опфп
2. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из регионального бюджета составляет менее 50%:
Окфп = Опфп
3. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из регионального бюджета составляет от 50% и выше:
Окфп = Опфп
Однако в этом варианте Методики тоже есть своё «слабое место», а именно – выборка и дорасчет. Дело в том, что в выборочное обследование может попасть большинство (или, наоборот, меньшинство) нуждающихся в тех или иных формах поддержки. Таким образом, погрешность в расчетах очень велика.
3 вариант
Этот вариант предусматривает более упрощенное формирование расходов на реализацию мероприятий Программы, а именно – в процентном отношении от доходов, поступивших в году, предшествующем текущему году, в местный бюджет муниципального образования от ЕНВД, УСНО, ЕСХН, по общей системе налогообложения.
1. Для недотационных муниципальных образований: 30% от общей суммы 4-х указанных налогов
2. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация регионального бюджета составляет менее 50%: 20% от общей суммы 4-х указанных налогов
3. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из федерального бюджета составляет от 50% и выше:
10% от общей суммы 4-х указанных налогов
Однако, чтобы воспользоваться этой Методикой, необходимо владеть точной информацией о поступлениях налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время такой достоверной информации нет, в связи с чем необходимо в законодательном порядке обязать налоговые органы вести такой учет, обеспечив их соответствующей программой выборки.
4 вариант
Наиболее перспективным и подходящим к инновационному сценарию развития малого и среднего предпринимательства представляется данный вариант, целью которого является создание единой методической базы расчета расходов регионального бюджета на финансирование программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Настоящей Методикой предлагаются предварительные проектировки предельных объемов бюджетного финансирования Программ поддержки предпринимательства, которые в последующем могут корректироваться с учетом уточнения приоритетов развития малого и среднего предпринимательства, а также реальных возможностей местного и регионального бюджетов по финансированию Программ и сложившейся финансово-бюджетной практикой.
Методика основывается на следующих основных принципах:
— «прозрачности» расчета потребности бюджетных средств;
— универсальности применения для различных субъектов Российской Федерации/муниципальных образований;
— использования данных официальной статистики;
— доступности, простоты применения.
Необходимый объем бюджетных средств на финансирование Программы поддержки предпринимательства определяется исходя из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и норматива бюджетного финансирования субъекта МСП.
С целью адаптации данной методики для муниципальных образований предлагается использовать норматив бюджетного финансирования субъекта МСП, который представляет собой расчетный показатель обеспеченности одного жителя муниципального образования товарами, работами, услугами малого (среднего) предприятия. Таким образом, данный показатель будет рассчитываться по следующей формуле:
Нбф = О1МСП * Кинф / Ч, где
Кинф – коэффициент инфляции, применяемый в расчетах бюджета на предстоящий финансовый год;
Ч – численность постоянного населения в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему;
О1МСП – оборот малых и средних предприятий в расчете на одно предприятие, рассчитанный по следующей формуле:
О1МСП = О / МСП, где
О – оборот малых и средних предприятий в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему;
МП – количество малых и средних предприятий в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему.
Для определения нижней границы норматива бюджетного финансирования субъекта МСП из средств муниципального бюджета используется коэффициент, учитывающий уровень дотационности бюджета, определяемый по следующей формуле:
КУД = (100 + УД) / 100, где
УД – процент средств регионального бюджета в консолидированных доходах муниципального бюджета текущего года.
Необходимый объем бюджетных средств на финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяется по следующей формуле:
ОБС = Нбф * КСМСП , где
Нбф – значение норматива бюджетного финансирования субъекта МСП между верхней и нижней границей значения данного показателя;
КСМСП – количество субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему.
7 Расчет эффективности реализации программы
Обобщающими показателями результатов муниципальной программы являются эффективность и результативность мероприятий.
Результативность мероприятий программы показывает процентное отношение полученных результатов к запланированным (цели программы, выраженные в количественных показателях). Оценка результатов реализации Программы должна осуществляться в соответствии с индикаторами оценки результативности Программы, которые являются целевыми показателями (см. раздел 3)
Эффективностью программы является среднеоценочный показатель эффективности мероприятий программы. Эффективность мероприятий, рассчитывается как отношение результатов мероприятия программы к совокупным затратам в течение всего срока его реализации. Эффективность программы поддержки малого предпринимательства может быть оценена под следующим углом зрения:
· обеспечения всестороннего характера поддержки путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур;
· соответствия результатов деятельности той или иной конкретной структуры возложенным на нее функциям;
· отсутствия дублирования, противоречивости функций различных организаций;
· обеспечения согласованного, однонаправленного действия всех составляющих систем поддержки.
Индикаторы оценки результативности настоящей Программы представлены в Таблице 2.
Сбор информации для измерения показателей достижения результатов должен осуществляться на основе статистической информации, представленной органами государственной и муниципальной статистики, а также информации, представленной налоговой службой МО, и отчётной информации исполнителей мероприятий Программы.
Таблица 2 — Индикаторы оценки результативности мероприятий программы
№ п/п |
Наименование индикаторов |
Значения индикаторов по годам |
||
20__ год |
20__ год |
20__ год |
||
1. |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), чел: — средних предприятий — малых предприятий, — индивидуальных предпринимателей. |
|||
2. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
|||
3. |
Доля среднегодовой численности работников в среднегодовой численности занятых в экономике МО, %: — средних предприятий — малых — индивидуальных предпринимателей, |
|||
4. |
Среднемесячная заработная плата работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) на 1 организацию: — среднего предпринимательства — малых предприятий |
|||
5. |
Объем товаров (услуг), реализованных населению на одного жителя, тыс.руб. |
|||
6. |
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового продукта МО: — среднего предпринимательства — малых предприятий |
|||
7. |
Объём оборота, млн. руб. -средних предприятий — малых |
|||
8. |
Объём инвестиций в основной капитал, млн. руб. — средних предприятий — малых |
|||
9. |
Объем налоговых поступлений тыс. руб. — среднего бизнеса — малого |
|||
10. |
Доля налоговых поступлений от общего объёма поступлений в бюджет МО, %: — среднего бизнеса — малого |
|||
11. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 1 организацию: — среднего предпринимательства — малых предприятий |
|||
12. |
Число предприятий, прекративших свою деятельность за отчетный период, единиц |
|||
13. |
Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в порядке преимущественного права арендаторов: — площадь, кв. м — доходы, тыс. руб. |
|||
14. |
Предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: — площадь, кв. м — доходы, тыс. руб. |
8 Организация управления (механизм реализации) программой
Управление программой — это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Поэтому координацию работ по реализации программы целесообразно осуществлять администрации муниципального образования с участием Совета по предпринимательству, представителей инфраструктуры поддержки и всех заинтересованных сторон.
Совет по предпринимательству призван анализировать ход выполнения работ по программе и их результатов, вырабатывать решения в случае сбоев, рассматривать отчеты о выполнении работ, направляемые главе администрации. Ход выполнения программы необходимо рассматривать ежеквартально на расширенном заседании Совета по предпринимательству с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации Программы информировать население.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Глава администрации МО при участии Совета по предпринимательству.
Таблица 3 — ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Результаты мероприятий |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Источники финансирования (региональный/местный бюд./внебюджетные) |
Объем финансирования (тыс.руб.) |
|||||
Всего |
в том числе по годам: |
||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Направление1. |
|||||||||||
1.1. |
|||||||||||
1.2. |
|||||||||||
1.3. |
|||||||||||
Итого по разделу |
Средства областного бюджета |
||||||||||
Средства местного бюджета |
|||||||||||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Всего по разделу |
|||||||||||
Направление 2.: |
|||||||||||
2.1. |
|||||||||||
2.2. |
|||||||||||
2.3. |
|||||||||||
Итого по разделу |
Средства областного бюджета |
||||||||||
Средства местного бюджета |
|||||||||||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Всего по разделу |
|||||||||||
Итого по Программе |
Средства областного бюджета |
указать |
указать |
указать |
указать |
||||||
Средства местного бюджета |
указать |
указать |
указать |
указать |
|||||||
Внебюджетные источники |
указать |
указать |
указать |
указать |
|||||||
Всего по Программе |
указать |
указать |
указать |
указать |
Таблица 4 — ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ