Выдержка из текста работы
В последние годы получение второго высшего образования нашло среди специалистов широкое распространение и популярность. То, что в недалеком прошлом было довольно редким явлением, сегодня обрело массовый характер. Люди желают получить второй диплом по самым разным причинам.
Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Основополагающий принцип маркетинга образовательных услуг сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Маркетинг в образовании способен помочь разрешению обострившихся противоречий между кризисным состоянием экономики и высокими темпами роста сферы образования, между спросом и фактическим предложением образовательных услуг, между государственным и негосударственным образованием, определить рациональные пропорции между гуманитарными и техническими специальностями, потребностями народного хозяйства и выпуском специалистов образовательными учреждениями.
Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг необходимы вузам, чтобы определить направления своего развития: оценить число потенциальных потребителей этих услуг, знать какие специальности будут пользоваться спросом, дать реальную оценку эффективности своей деятельности, действиям конкурентов, прогнозировать возможные будущие ситуации на этом рынке, правильно выстроить ценовую политику. Информация, которая может быть получена в результате маркетинговых исследований, способствует разработке адекватных стратегий.
В процессе написания работы сфера исследования сузилась до изучения предпочтений потребителей второго высшего образования.
Объект исследования — рынок образовательных услуг второго высшего образования в г. Горно-Алтайске.
Предмет исследования — исследование рынка образовательных услуг второго высшего образования.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы — исследовать рынок образовательных услуг г. Горно-Алтайска и выявить предпочтения потребителей образовательных услуг в сфере второго высшего образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проведения маркетингового исследования рынка услуг.
2. Изучить особенности проведения маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.
3. Провести анализ рынка образовательных услуг г. Горно-Алтайска.
4. Провести маркетинговое исследование предпочтений потребителей образовательных услуг в сфере получения второго высшего образования.
5. Выделить основные проблемы, связанные с формированием кадровых ресурсов.
6. Разработать рекомендации по привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг второго высшего образования.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы эмпирического исследования — наблюдение, сравнение, анкетный опрос; эмпирико-теоретические методы — анализ; теоретические методы — формализация, идеализация.
Структура курсовой работы выражается в её содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы. Первая глава посвящена анализу теоретических основ маркетингового исследования рынка услуг. Вторая глава рассматривает текущую ситуацию на рынке образовательных услуг г. Горно-Алтайска и здесь же приведены результаты маркетингового исследования предпочтений потребителей образовательных услуг в сфере получения второго высшего образования. Третья глава посвящена анализу перспектив развития второго высшего образования и разработке рекомендаций по привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг второго высшего образования.
Название глав отображает их содержание.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА УСЛУГ
1.1 Место маркетинговых исследований в системе маркетинга
Слово «маркетинг» в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рынковедение». В современной литературе по маркетингу приводится достаточно большое количество его определений, которые могут быть подразделенные на социальные и определения маркетинга как процесса управления.
Ф. Котлер пишет, что: «маркетинг — это социальный и управленческий процесс, позволяющий отдельным лицам и группам лиц удовлетворять свои нужды и потребности, с помощью обмена созданными ими товарами и потребительскими ценностями»……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы на тему «Исследование рынка услуг (на примере рынка образовательных услуг второго высшего образования)» были изучены и проработаны теоретические и практические основы маркетингового исследования рынка образовательных услуг. В результате можно сделать следующие выводы и заключения:
Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг необходимы вузам, чтобы определить направления своего развития: оценить число потенциальных потребителей этих услуг, знать какие специальности будут пользоваться спросом, дать реальную оценку эффективности своей деятельности, действиям конкурентов, прогнозировать возможные будущие ситуации на этом рынке, правильно выстроить ценовую политику. Информация, которая может быть получена в результате маркетинговых исследований, способствует разработке адекватных стратегий.
Целью работы было исследование рынка образовательных услуг г. Горно-Алтайска и выявление предпочтений потребителей образовательных услуг в сфере второго высшего образования на примере г. Горно-Алтайска. Обобщим результаты работы.
В результате анализа рынка образовательных услуг Горно-Алтайска выяснилось, что в городе предлагают образовательные услуги 1 государственный вуз и 6 филиалов и представительств высших учебных заведений других городов. Самыми популярными специальностями, предлагаемыми вузами являются: экономика, менеджмент, юриспруденция, информатика и психология. Численность студентов обучающихся в семи вузах г. Горно-Алтайска в 2010-2011 учебном году составила 5,3 тыс. человек.
Проведенное маркетинговое исследование потребителей образовательных услуг показало, что большинство молодых людей планируют получение второго высшего образования (84 %), либо уже получают его.
Респонденты отдают предпочтение заочной форме обучения (62 %), на втором месте по популярности — вечернее (29 %), на третьей — дистанционное (9 %).
Большая часть опрошенных планирует продолжить образование в Горно-Алтайске (67 %), лишь 28 % в Барнауле, и 5 % — не определились.
В ходе исследования выяснилось, что для получения второго высшего люди выбирают следующие специальности: бухгалтерский учет, финансы и кредит и экономика (31 %), юриспруденция (33 %), менеджмент (19 %).
Описываются перспективы второго высшего образования. Также приведены причины и мотивы для получения второй специальности:
— вторая специальность будет подспорьем для основной профессии;
— в настоящее время есть профессии, для которых требуются знания из нескольких областей;
— личный интерес.
Также были приведены результаты исследований разных авторов в сфере второго высшего, которые утверждают, что среди причин получения второго высшего образования:
— нехватка знаний, что часто встречается у топ-менеджеров, имеющих техническую ил гуманитарную базу;
— утрата актуальности первой специальности со временем и желание получить другую специальность;
— утрата интереса к своей специальности и желание реализоваться в другой сфере деятельности;
— -бонус для продвижения в карьере.
Исходя из результатов проведенного исследования и результатов исследований других авторов, даны рекомендации для вузов по привлечению студентов в сфере второго высшего образования, такие как возможность разработки индивидуальных графиков, разных программ обучения, контроля качества предоставляемых услуг, развитие связей с окружающей средой вуза, его контактными аудиториями, работа над своей репутацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аакер, Д. Маркетинговые исследования: Природа и сфера применения маркетинговых исследований [Электронный ресурс]/ Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. — Электрон. дан. — URL: , свободный.
2. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс]/ В. И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2005. — 672 с.
3. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование [Электронный ресурс]/ И. К. Беляевский. — М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. — 414 с.
4. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — №5 — Электрон. Дан. — URL: iteam.ru/publications/marketing/section _22/article_393/, свободный.
5. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Электронный ресурс]/ Е. П. Голубков. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
6. Горбунова, Ю. А. Маркетинг в сфере высшего образования: пример университета Калабрии [Электронный ресурс] / Ю. А. Горбунова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — №5 — Электрон. Дан. — URL: , свободный.
7. Данилова, С. Второе высшее, МВА или курсы? [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: , свободный.
8. Изотов, В. Всеобщее высшее образование [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: physcareer.ru/articles/2/34.html, свободный.
9. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс [Электронный ресурс]/ Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 406 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Электронный ресурс]/ Ф. Котлер, Г. Армстронг. — М: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 1200 с.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Электронный ресурс]/ Ф. Котлер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.
12. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство [Электронный ресурс]/ Нереш К. Малхорта. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. — 960 с.
13. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство [Электронный ресурс]/ Нэреш К. Малхорта. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. — 960 с.
14. Мамонтов, С. А. Сфера образования как многоуровневая система [Электронный ресурс] / С. А. Мамонтов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №5 — Электрон. Дан. — URL: , свободный.
15. Панкрухин, А. П. Маркетинг [Электронный ресурс]/ А. П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2005. — 656 с.
16. Сагинова, О. В. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] / О. В. Сагинова // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №1 — Электрон. Дан. — URL: , свободный.
17. Сагинова, О. В. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] / О. В. Сагинова // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №3 — Электрон. Дан. — URL: , свободный.
18. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] / Б. Е. Токарев. — М.: Магистр, 2011. — 512 с.
19. Хотулева, Е. Учебе все возрасты покорны [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: , свободный.
20. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг [Текст] / А. Ченцов // Высшее образование в России. — 1999. — №2. — С. 120-123.
21. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]/ Г. Черчилль, Т. Браун: Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2007. — 704 с.
22. Шевченко, Д. А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России [Электронный ресурс] / Д. А. Шевченко // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №4 — Электрон. Дан. — URL: , свободный.