Содержание
Введение3
1. Общая характеристика предприятии5
2. Организационная структура предприятия8
3. Управление персоналом предприятия11
4. Экономическая служба и финансовое состояние предприятия21
5. Информационная система управления31
6. Управление маркетингом37
Заключение38
Список использованной литературы39
Приложение41
Выдержка из текста работы
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- КАМСКИЙ ИНСТИТУТ
- Кафедра экономики и менеджмента
- Специальность: «Менеджмент организации»
- Шифр специальности: 061100
- КУРСОВАЯ РАБОТА
- По дисциплине: «Организационное поведение»
- На тему: «Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника
- и от организации»
- Выполнила: Л.Р. Сагдеева студентка 121гр.
- экономического факультета
- Руководитель: Н.В. Кораблёва
- Набережные Челны
- 2005
2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе — это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу. Эта борьба может выражаться в различных формах — бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции («бей» и «беги») относятся к наследию,
Целью данной работы
Объектом практического исследования
Задача
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле с
хороший
Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome — GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».
Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.
Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность — руководители коммерческих структур и компаний. В то время, как им завидуют их подчиненные, полагая, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от напряжений, интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы только возрастает. Не зря в психологии даже введено понятие «стресс руководителя», что отличает его от стресса обычного работника. Впрочем, другой термин — «стресс менеджера» также указывает на всеобщность этого явления. Так обстоит дело не только у нас, но во всем мире. Так в Америке статистика свидетельствует, что руководители фирм, сами водящие машину, попадают в аварии примерно в полтора-два раза чаще, нежели менеджеры и. Тем более, рядовые сотрудники. Но в России, наверное, нет руководителя, у которого переживание стресса случается очень редко. Потому столь плачевно состояние здоровья подавляющего большинства российских руководителей, вполне платежеспособных людей, имеющих возможность как проводить дорогостоящее лечение своих болезней, так и заниматься их профилактикой. По своему опыту многолетнего консультирования ряда руководителей средних и крупных фирм могу сказать, что главной причиной их недугов, безусловно, был глубокий хронический стресс, который они годами зачем-то несли с собой, словно тяжелую гирю.
Трем стадиям стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены не только отдельные люди, но и целые компании, фирмы. Ведь не зря в теории менеджмента существует биологический подход к развитию организации, которую сравнивают с живым организмом, проходящим стадии детства, юности, зрелости, старости (иногда количество стадий увеличивают). В некоторых случаях психологи пытаются ставить диагноз степени стрессового состояния всей компании. Если персонал компании в течение более или менее длительного времени испытывает обеспокоенность своей судьбой и перспективами, если люди в значительной степени недовольны зарплатой, условиями труда и друг другом (что легко выявляется с помощью анонимных опросников), то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если несмотря на директивные приказы руководства и попытки сопротивления стрессу путем закручивания гаек или игнорирования недовольства многих работников, ощущение усталости и раздраженности работой остается в течение довольно долгого времени, то организация находится на второй стадии стресса и близка к третьей. Когда выводы из происходящего руководством так и не делаются, то наступает третья стадия, и организация входит в серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, усиливаются конфликты, люди начинают чаще болеть, вместо работы идет непрерывное обсуждение провала фирмы. И, наконец, из организации начинается бегство кадров, утративших веру в перспективу.
До недавнего времени подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив. Не так давно пришлось проводить тренинг по управлению стрессом в одной компании. Само приглашение проводить эту работу было инициировано одним из заместителей директора организации, который в беседе с директором просто настоял на тренинге. Как выяснилось, директор классический трудоголик, измотал весь коллектив своим подходом к работе, заставляя всех вместе с собой работать по 12 и более часов . В результате он все делал сам, не хотел делить полномочия, подвергал сотрудников непрерывному контролю и проверкам. Сверх напряженная неэффективная работа истощила и его самого, но он, несмотря на публичные заявления, подходил к тому, что делает во многом с чисто количественными мерками и оценивал качество работы временными затратами. Как ни парадоксально, но он, горячий сторонник американского стиля в менеджменте, признал свои ошибки только после того, как во время коучинга ему было продемонстрировано два противоположных подхода к управлению — от Картера, и от Рейгана. Как известно, Картер работал по 15-16 часов, многие вопросы не доверял своим заместителям, пытался решать сам. Рейган де работал с 10 до16 часов, решая лишь самые основные стратегические проблемы, а все остальное передоверив команде высокопрофессиональных государственных менеджеров, с которых очень строго спрашивал в течение этих шести часов. А все остальное время после 16 часов он любил просиживать с женой Нэнси у телевизора, категорически запрещая вторгаться в свою жизнь кому бы то ни было. Тем не менее, именно рейгановский подход позволил совершить Америке мощный экономический рывок вперед. Лишь после того, как данному руководителю напомнили про этот в общем-то известный факт государственного стратегического менеджмента США, он начал осознавать свои ошибки и захотел овладеть искусством управления стрессом.
Правильная антистрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду — понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они — единая команда, вдохнув веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме — степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.
Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях — корпоративные вечеринки. С точки зрения сплочения коллектива — вещь незаменимая, но только для тех, кто умеет во время остановиться после третьей рюмки. Потому к этому старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно прибегать с большой осторожностью.
Оценивать степень стресса, понятно, нужно не в пятницу, а в субботу утром. Куда лучше снимают стресс физкультура и спорт, бассейн и тренажерные залы, утренняя пробежка и партия в теннис. Когда-то мне еще в застойное время, приходилось работать психологом в одном институте. До сих пор с благодарностью вспоминаю стоявшие там столы для настольного тенниса, на которых, вместо торчания в курилке, мы играли. Что мешает сделать это для своих сотрудников? По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку радио была не столь уж глупа, как те, кто ее отменил.
Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.
2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
v факторы стресса вне организации;
v групповые факторы стресса;
v факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их подробнее.
2.1. Факторы стресса вне организации
2.2 Групповые факторы стресса
отсутствие групповой сплоченности
наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов
2.3. Факторы стресса, связанные с организацией
неуверенность в завтрашнем дне
невозможность влиять на свою работу
характер выполняемой работы
2.4. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость
Характер стрессора
Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров
хорошие
Продолжительность
предсказуемость
3. ЭФФЕКТЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
3.1. Преодоление профессионального стресса начинающего агента в страховой компании «Ак Барс-Мед»
3.1. Предупреждение стресса в страховой компании «Ак Барс-Мед»
память