Содержание
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Эволюция и характеристика маркетинговых концепций…………………..5
2. Значимость концепций маркетинга для российских предприятий………..17
Заключение……………………………………………………..……….………..21
Список использованной литературы………………………………..………….22
Выдержка из текста работы
Консервы — это продукты, полученные путем соответствующей подготовки плодов и овощей, фасованных в герметичную тару и подвергнутых тепловой обработке -стерилизации или пастеризации. Они полностью готовы к употреблению в пищу в холодном или разогретом виде. Консервы отличаются невысокой калорийностью. Их энергетическая ценность колеблется от 10 до 70 ккал у натуральных овощных консервов и 90-180 ккал — у закусочных и обеденных. Консервы содержат витамины, но значительно меньше, чем свежие плоды и овощи, служат источником минеральных веществ, органических кислот, фенольных, красящих и пектиновых веществ. Высокая биологическая ценность, приятный вкус, аппетитный аромат делают плоды и овощи обязательной составной частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме. Изучение ассортимента рынка плодоовощных товаров имеет большую значимость. Человек должен знать, какой товар он потребляет, и какое значение имеет этот продукт в его организме. Также изучение рынка плодоовощных культур помогает человека узнать, какие товары появились на рынке их особенности. В целом человек обогащает свой кругозор в области плодоовощных товаров. Многие виды плодов и овощей являются скоропортящимися продуктами, длительное хранение которых возможно только с помощью различных методов консервирования. В то же время при консервировании в большей или меньшей степени изменяются исходные свойства свежего сырья, вследствие чего продукты переработки плодов и овощей приобретают новые свойства. Изменяются органолептические свойства и пищевая ценность как за счет частичного разрушения веществ сырья, так и применяемых добавок (сахаров, кислот, витаминов, специй), а также образования новых веществ (кислот, меланоидинов и др.).
На основании вышеизложенного материала видно, что данная тема курсовой работы является актуальной.
В связи с актуальностью темы, цель курсовой работы заключается в исследовании ассортимента и качества плодоовощных консервов, поступающего на реализацию в магазин от разных поставщиков.
Для осуществления поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) Состояние, перспективы и проблемы современного рынка плодоовощной консервной продукции России и Уральского региона
2) Дана подробная товароведная характеристика объекту исследования -плодоовощным консервам
3) Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально-технической базе ИП «Богатова»
4) Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ИП «Богатова»
5) Рассмотрена динамика поступления и реализации плодоовощных консервов в ИП «Богатова»
6) Изучена закупочная деятельность ИП «Богатова» и договорные отношения с поставщиками плодоовощных консервов
7) Изучена процедура приемки плодоовощных консервов по количеству и качеству в ИП «Богатова»
8) Дана характеристика объектам и методам исследования
9) Проведены собственные исследования оценки качества плодоовощных консервов по органолептическим и физико-химическим показателям
10) На основании полученных результатов сформированы выводы и внесены собственные предложения.
Глава 1 Обзор литературы
1.1 Состояние, перспективы и проблемы современного рынка плодоовощной консервной продукции России и Уральского региона
Российский рынок плодоовощных консервов является достаточно специфическим?- значительную его долю до недавнего времени составляла домашняя консервация. Однако сейчас рынок готовой плодоовощной консервации растет и имеет положительные перспективы развития.
В преддверии нового сезона проблема плодоовощной отрасли становится особенно актуальной. Еще в середине 90-х годов рынок овощных и фруктовых консервов находился в стагнации. Если лет десять назад среди отечественных производителей преобладали в основном мелкие локальные, то сегодня рынок плодоовощной консервации постепенно превращается в конкурентоспособную отрасль и набирает устойчивую динамику роста.
В целом, структура российского плодоовощного рынка не отличается от структуры рынка европейского. Особенности российского рынка готовой консервации отличаются от западного прежде всего вкусовыми предпочтениями россиян и объемами потребления, которые в России гораздо ниже, чем в других странах.
Таблица 1 — Производство плодоовощных консервов за январь-июнь 2012 года,руб (миллион условных банок)
2012 г. 2011 г. +,- период 2012 г. к периоду 2011 г. Темп, % период 2012 г. к периоду 2011 г.
Плодоовощные консервы 3875,9 3287 588,9 117,9
в том числе: овощные 208,3 159,3 49,0 130,7
томатные 349,3 307,0 42,3 113,8
фруктовые 3197,1 2721,2 475,9 117,5
Как видно из таблицы 1 уровень годового потребления консервации в России низкий. Он пока еще в три раза ниже, чем в Европе. По оценкам, на каждого россиянина приходится примерно 4 кг в год. Общий объем потребления этой продукции складывается из консервов, изготовленных в домашних условиях, и произведенных промышленным способом.
По оценкам экспертов, доля потребления продукции, приготовленной дома, занимает порядка 50-55% в общем объеме потребления. Однако в городах-миллионниках (Москве, Санкт-Петербурге и др.) наблюдается сокращение домашних консервных заготовок и увеличение потребления консервов, произведенных промышленным способом, и этот перелом крайне важен для развития рынка.
Российский рынок постепенно наводняется «новыми» консервированными продуктами, например консервированными помидорами, каперсами, капустой-брокколи, различными салатами, ассорти и др.
Рисунок 1 — Структура основных производителей рынка в %.
Российские компании стараются увеличивать производственные мощности и по мере возможностей расширять продуктовую линейку?- выпускать различные виды консервов и контролировать все этапы от сбора урожая до реализации продукции на рынке, т.е. стремятся стать предприятиями полного цикла. Отечественные игроки стараются выйти на новый уровень и путем позиционирования своих продуктов в высоком ценовом сегменте. На рисунке 1 представлена структура основных производителей плодоовощных консервов. Наибольшую долю рынка занимают 3 конкурента- это Bonduelle -41%, Комерцгруп — 18% и ECO/Hundary. Все перечисленные 7 производителей составляют 70% всех производителей на российском рынке. А наиболее распространенные в Уральском регионе Bonduelle, Дядя Ваня, Heinz.
Если затронуть проблемы отрасли, то их дополняет ярко выраженная сезонность и медленная оборачиваемость, т.к. хранение таких продуктов разрешено от полугода до полутора лет. Производителям приходится бороться за перераспределение потребления в пользу своей продукции, что сопряжено с большими трудностями (наращивание производства заготовок, серьезные вложения в рекламу). «Пик» продаж овощных консервов приходится на зимние месяцы, особенно на январь, фруктовых?- на конец лета, осень. Падение летних продаж оценивается игроками по-разному. Спады в сезон свежих фруктов и овощей закономерны. Впрочем, по наблюдениям, летом увеличиваются продажи консервов, которые традиционно берут с собой на дачу. Лучшая пора продаж консервированных овощей?- ноябрь, декабрь. «Мертвый» сезон?- июль, август. Плюс в этой ситуации тоже есть?- «сезонные» месяцы окупают убытки «несезонных».
Перспективы развития. Потенциал рынка готовой консервации в России, безусловно, есть. Об этом говорят цифры годового потребления этой продукции в РФ по сравнению с другими странами?.Вопрос только в стимулировании интереса потребителя к новым продуктам. С учетом всех потребностей импортеры ориентируются в основном на самый массовый, наиболее перспективный сегмент рынка?- огурцы, горошек, кукурузу.
Большинство производителей Уральского региона работает в среднеценовой категории, ориентируясь на покупателей со средним достатком. По утверждению участников рынка, нижний ценовый сегмент себя практически исчерпал. Лишь в небольших городах предпочтение по-прежнему отдается дешевым продуктам. Производители стараются развивать линейку сразу двух направлений?- линейки консервированных продуктов среднего ценового сегмента и сегмента премиум.
Эксперты утверждают, что постепенно приходит новое понимание культуры потребления. Но на это, безусловно, еще потребуется время. Положительной тенденцией аналитики и участники рынка считают то, что определяющим фактором потребительского спроса становится высокое качество продукции и использование натуральных ингредиентов, а качественный продукт, как известно, не может стоить дешево.
Важной частью имиджа и, следовательно, успеха продукта является упаковка. По мнению специалистов, скоро нас ждут новые виды упаковок и этикеток. Это особенно важно для……..
Список используемых источников
1. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. — Ростов — на — Дону.: Учебное пособие, 2001.
2. Цапалова, И.Э. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: учеб.пособие для вузов/ И.Э. Цапалова, Л.А. Маюрникова, В.М. Поздняковский. — М.: Дашков и К, 2005.-с.42-112
3. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 101.
4. Дубцов Г. Г. /Товароведение пищевых продуктов: Учебник для студентов учреждений среднего специального профобразования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001 — 264 с.
5. Гаммидулаев С. Н., Иванова Е. В., Николаева С. П., Симонова В. Н./Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров: Учебное пособие. СПб.: Альфа, 2000-432 с.
6. Николаева М. А./ Товароведение плодов и овощей: Учебник для вузов. — М.: Экономика, 1990 — 228 с.
7. Боровко А.С., Гордиенко А.Б., Дитриева А.Б. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, 1989 г.
8. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение.: Учебник — 2-е изд. -М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001
9. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение.: Учебник — 2-е изд. -М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001 г.
10. Боровикова Л.А. и др. Товароведение продовольственных товаров. —М.: Экономика, 1988.
11. Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов: — М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998 г.
12. Кругляков Г.Н., Круглякова Г. В. Товароведение продовольственных товаров. —Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 1999.
13. Стандартизация и сертификация продукции: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
14. Справочник товароведа продовольственных товаров. Том 2. — М.: «Экономика», 1968 г.
15. Чайкова С.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения: Учебник. — М.: Асадема, 2002. — 240 с.
16. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник / Под. ред. проф. В.В. Шевченко В.В. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 544 с.
17. .Справочник «Химический состав пищевых продуктов». — М.: Агропромиздат, 1987. — 154с.
18. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. — / Под ред. Н.И. Новицкого. — Мн.: Вышейшая школа, 2007. — 368 с.
19. ГОСТ 16440-89 Консервы овощные, овощеплодовые, овощемясные для детского питания. Технические условия.
20. ГОСТ 19477-74 Консервы плодоовощные. Технологические процессы. Термины и определения.
21. ГОСТ 18611-73 Консервы. Овощи резаные в томатном соусе. Общие технические условия 1974-06-01
22. ГОСТ 18316-95: Консервы. Первые обеденные блюда. Технические условия
23. ГОСТ Р 52476-2005: Консервы на овощной основе для питания детей раннего возраста. Технические условия
24. ГОСТ ВПО, специальность 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» — Москва: 2000. — 28с.