Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения субъектных свойств в психологии5
1.1. Понятие субъекта и активности субъекта в психологии5
1.2. Субъектность как системное свойство индивидуальности. Онтогенез субъектных свойств13
1.3. Влияние образовательной среды на развитие субъектности19
2. Развитие субъектности в социально – психологическом тренинге33
2.1. Специфика развития субъектности младшего школьника33
2.2. Программа социально-психологического тренинга по развитию субъектности учеников 4 класса средней школы36
Заключение45
Список использованной литературы47
Приложение51
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Бизнес и социально-психологический тренинг
- 1.1 Бизнес. История возникновения
- 1.2 История возникновения социально-психологического тренинга
- 1.3 Определение социально-психологического тренинга (СПТ)
- 1.4 Классификация и основные задачи СПТ
- 1.5 Методы и принципы СПТ
- 1.6 Разработка занятий СПТ
- Глава 2. Разработка и проведение социально-психологического тренинга в ООО «АРТ-ТУР»
- 2.1 Характеристика исследуемой организации
- 2.2 Кадровая политика исследуемой организации
- 2.3 Диагностика социально-психологического климата исследуемого трудового коллектива
- 2.4 Описание тренинга
- 2.5 Социально-психологический тренинг
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Введение
- Тема данной курсовой работы «Социально-психологический тренинг как средство формирования на успешность в бизнесе».
Использование социально-психологического тренинга в бизнесе на сегодняшний день является весьма распространенным явлением. Руководители крупных предприятий все чаще прибегают к услугам внешних консультантов, которые работают с трудовым коллективом. В данной работе будет рассмотрена и апробирована модель социально-психологического тренинга на сотрудниках трудового коллектива ООО «АРТ-ТУР», целью которой представляется снижение уровня конфликтности в рабочем коллективе, повышение уровня межличностных взаимоотношений между коллегами, улучшение внутреннего эмоционального состояния сотрудников, работающих в условиях постоянного нервного напряжения, а также улучшение социально-психологической атмосферы в данной организации, следствием чего будет являться повышение эффективности функционирования рабочей группы, а значит и производительности труда.
Социально-психологический тренинг (СПТ), проводившийся в группах менеджеров, может быть назван СПТ партнерского общения. Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для представителей подобной профессии. Присвоенные ей «естественным» путем стратегии деловых коммуникативных взаимодействий в большей степени носят «вертикальный» характер. Партнерское же общение — это общение по горизонтали, предполагающее учет интересов партнера, признание его как личности, уважение его жизненного опыта, установок, потребностей и мотивов. Партнерская позиция каждого из участников общения обеспечивает выбор наиболее эффективных способов и методов проведения деловых бесед и дискуссий, позволяет добиваться максимально взаимоприемлемых результатов и переговоров.
Актуальность данной темы заключается в том, что в подготовке профессиональных кадров СПТ занимает очень важное место. Базовой моделью СПТ для подготовки квалифицированных специалистов является СПТ партнерского общения для таких категорий специалистов как менеджеры, бизнесмены и т.п., т. е. тех категорий, для которых эффективность общения является фундаментом успешности в работе.
В процессе проведения занятий на любом этапе обязательно имеется «возвращение» к анализу «пройденного» на более ранних занятиях (т. е. при разыгрывании ролевых ситуаций обсуждается, как соблюдались правила активного слушания, невербального присоединения и т.д.).
Таким образом, в СПТ используется как анализ происходящего «здесь и теперь», так и научение — через повторное обращение к ранее полученному опыту.
В процессе СПТ появляется возможность осознать, что и как люди делают во время общения, из — за чего одни и те же способы контакта не всегда дают равный эффект. Они учатся быть более внимательными в контакте, а, следовательно, более компетентными в построении партнерских отношений друг с другом, что является, в свою очередь, залогом для более успешной работы коллектива в целом и повышает производительность труда.
Объектом исследования является персонал турфирмы «АРТ-ТУР».
Предметом исследования является социально-психологический тренинг как средство формирования на успешность в бизнесе.
Гипотеза — предполагается, что социально-психологический тренинг является средством формирования на успешность в бизнесе.
Целью данной работы является исследование содержания и методов социально-психологического тренинга, а также разработка модели СПТ для трудового коллектива ООО «АРТ-ТУР».
Выполнение данной цели определяется решением следующих задач:
1. Исследование теоретической основы психолого-социальных аспектов поведения персонала.
2. Изучение управления персоналом туристских фирм г. Мурманска, в частности в ООО «АРТ-ТУР».
3. Разработка и проведение тренинга делового общения.
Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов:
теоретические — изучение и анализ литературы по теме исследования;
эмпирические — включенное наблюдение, нестандартизированное интервью (беседа), тестирование.
Исследование проводилось в ООО «АРТ-ТУР». В исследовании принимало участие 12 человек.
При написании курсовой работы были использованы материалы таких авторов, как Макшанов С. И., Петровская Л.А., Парыгин Б. Д., Захаров В. П., Федотов А.В., Емельянов Ю.Н., Урываев В. А. и др. Также были проанализированы источники вторичной информации — журналы «Вопросы психологии», «Управление персоналом», «Кадровое дело».
Глава 1. Бизнес и социально-психологический тренинг
Должность |
Количество человек |
|
Директор, являющийся и учредителем общества |
1 |
|
Заместитель директора |
1 |
|
Менеджер по туризму |
5 |
|
Бухгалтер |
3 |
|
Итого |
10 |
Критерии оценки: личности, работы |
Нормы поведения.
Характеристика профессиональных навыков. |
|
Экспертная оценка |
Подбор тестов, задач и упражнений. |
|
Наблюдение и отчёт |
Приглашение претендентов.
Тестирование и проведение интервьюировании. |
|
Оценка |
Критерии оценки кандидатов.
Описание полученных результатов. |
|
Обратная связь |
Принятие решения: принять; дополнительное тестирование (испытательный срок);
не подходит |
Одним из основных факторов, влияющих на качество выполняемой работы сотрудниками, является благоприятный социально-психологический климат внутри коллектива. Социально-психологический климат (от греч. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Порядковый номер утверждения |
Положительный ответ (%) |
Отрицательный ответ (%) |
|
1. |
78,2 |
21,8 |
|
2. |
35,4 |
64,6 |
|
3. |
45,1 |
54,9 |
|
4. |
49,3 |
50,7 |
|
5. |
38,2 |
61,8 |
|
6. |
51,4 |
48,6 |
|
7. |
42,7 |
57,3 |
|
8. |
40,1 |
59,9 |
|
9. |
35,8 |
64,2 |
|
10. |
20,0 |
80,0 |
|
11. |
38,9 |
61,1 |
|
12. |
59,3 |
40,7 |
|
13. |
46,6 |
53,4 |
|
14. |
50,1 |
49,9 |
|
? (%) |
45,07 |
54,92 |
Утверждения |
Положительный ответ (%) |
Отрицательный ответ (%) |
|
? 1 — 14 |
68,33 |
31,59 |
УВЕР Уверенность |
Успех |
Неудача |
Уверенность |
Успех |