Содержание
Содержание
Введение2
Глава 1. Методики развития речи и усвоения лексических значений слов учащимися начальной школы4
1.1. Методика работы4
1.2. Обогащение словарного запаса6
1.3. Работа над лексическими значениями слов10
1.4. Тематические группы слов11
Глава 2. Построение работы по усвоению лексического значения словарных слов14
2.1. Основные рекомендации14
2.3.Разработка тестирования по словарной работе16
Заключение27
Литература29
Выдержка из текста
Введение
Тема курсовой работы — «Работа над усвоением лексического значения слов на тему ‘Спорт в начальной школе’». Я считаю, что вопрос по усвоению лексического значения слов для современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
В своем исследовании я попыталась раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка, направленной на развитие речи учащихся, на усвоение ими лексического значения слов и таким образом обогащение словарного запаса.
Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.
Цель: получить знания о сущности проблемы усвоения лексических значений слов.
Объектом исследования является процесс работы по усвоению лексического значения слов в начальной школе.
Предмет исследования — методы и приемы работы по развитию речи на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.
Методы исследования (теоретические и эмпирические), которые были использованы при работы:
изучение теоретических разработок по проблеме;
классификация изученного материала;
наблюдение за работой учащихся;
Развитие речи — слово полисемантическое. 1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2. Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся.
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогаю учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. [c. 70]
Список использованной литературы
Литература
1.Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. М. — Л., 2000, с. 207.
2.Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.» / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. — М.: Просвещение, 1990. — С.70.
3.Мещанинов И.И. Общее языкознание. М., 1999, с. 35.
4.Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1999, с. 130.
5.Кацнельсон С.Д. Краткий очерк языкознания. Л., 1999, с. 34.
6.Мещанинов И.И. Общее языкознание, с. 37.
7.РУССКИЙ ЯЗЫК (Виноградов В.В. Русский язык. — М., 1999.)
8.Русская грамматика. В 2-х ч. М., 2000. Ч.1.
9.Русский язык. В 2-х ч. /Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев. Под ред. Л. Ю. Максимова. М., 2002.
10.Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н. М. Шанского. М., 2001.
11.Современный русский язык /Под ред. В. А. Белошапковой. М., 2009.
12.Современный русский язык. /Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. М., 2007.
13.Культура русской речи. Учебник для вузов под ред. Граудиной Л.К, и Ширяева ЕЛ. изд. Норма М. 2001 год,
14.И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. Изд. Айрис Москва 1997.год.
15.И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. Уч. пособие. М «Логос», 2001 год.
16.Русский язык и культура речи. Практикум. Под ред. Проф. В.И. Максимова. М. «Гардарики», 2001 год.
17.Русский язык и культура речи. Уч. пособие под ред. Проф. О.Я. Гойхмана М., «Инфра — М», 2002 год.
18.Розенталь Д.Э. и Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. «Айрис», 1996 год.
19.Борисоглебская Э.И. и др. Русский язык. Пособие для поступающих. Минск «Высшая школа», 1998 год
20.Голуб И.Б., Давыдова Л.В.Сочинения и изложения без репетитора. М., «Владос»,
21.Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практикум С- Пб. «Паритет» 2003 Ю.Русский язык и культура речи. Под ред. пр. Черняка В.Д.
22.Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. _ Мн.: «ТетраСистемс», 2001. _ 544 с.
23.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
24.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
25.Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, «Детская литература». 1962.
26.Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
27.Львова С.И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.