Содержание
Введение…3
Раздел I. Общая характеристика правовых актов
государственных органов безопасности
1.1. Основы правового статуса государственных
органов безопасности……………………………………………………………………5
1.2. Юридическая природа правовых актов государственных
органов безопасности10
Раздел II. Порядок создания и государственной регистрации
правовых актов государственных органов
безопасности…….16
Заключение……22
Список использованных источников и литературы….24
Выдержка из текста работы
2.1. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, как федеральный орган управления ГИБДД 18
2.2. Дорожно-патрульная служба, как структурное звено службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения 20
3. Совершенствование организации дорожного движения 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
Становление и развитие России на современном этапе невозможно представить без все более нарастающего процесса внедрения и использования автотранспорта во всех сферах народнохозяйственного комплекса. Поэтому за последние несколько лет президентом и правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, в Положении «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711, определена главная задача ГИБДД, которая заключается в обеспечении соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан, повышения пропускной способности автотранспортных средств.
Однако нормативно-правовое регулирование — лишь основа, которая в условиях тотального правового нигилизма не может оказать ожидаемого воздействия на поведение адресатов правовых норм. Необходимо властное вмешательство государства в лице уполномоченных органов исполнительной власти в общественные процессы с целью обеспечить строгое соблюдение и исполнение установленных правил всеми, от кого зависит безопасность дорожного движения. Наиболее действенное и эффективное средство, позволяющее добиться указанной цели, — государственный контроль и надзор.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту — ГИБДД) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Анализируя все вышесказанное, а также принимая во внимание реформирование органов внутренних в целом и принятие федерального закона «О полиции», можно сделать вывод об актуальности темы «Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)».
Исследуемая тема достаточно широко освещена в юридической литературе, периодической печати, а также нормативно-правовых источниках (Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы МВД и др.), которые дают хорошую базу для изучения службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В работе были использованы труды таких авторов, как Бахрах Д.Н., Воронцов С.А., Катанян К. и др. На основании перечисленных источников было проведено изучение и анализ деятельности службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ее функций, прав, полномочий, организационной структуры, правового положения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением ГИБДД функций государственного регулятора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы административного права, регулирующие названные правовые отношения.
Цели исследования заключаются в выявлении тенденций и проблем осуществления государственного контроля и административного надзора за обеспечением безопасности дорожного движения, выработке предложений по оптимизации административно-правового статуса ГИБДД как субъекта административно-правовых отношений.
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
— изучение правового положения ГИБДД;
— рассмотрение организационного построения Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
— изучение основных аспектов деятельности данной инспекции (функции, полномочия, права);
— анализ правовых источников на основании которых осуществляется деятельность данной инспекции;
— обобщение информации, изложение полученного материала, подведение итогов исследования, выводы.
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения, как основной «инструмент» регулирования безопасности дорожного движения
1.1. Правовое положение службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Одной из обязательных предпосылок вступления субъекта административного права в правовое отношение является его административная правосубъектность. Она включает административную правоспособность (способность лица быть субъектом административных правоотношений, иметь права и обязанности административно-правового характера) к административную дееспособность (способность лица осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности и нести административную ответственность за свое поведение).
Правосубъектность лица представляет собой один из элементов его правового статуса.
Правовую основу деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции.
Служба ГИБДД обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
1.2. Организационное построение службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций в сфере безопасности дорожного движения возлагается на Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на подразделение Госавтоинспекции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», научно-исследоват……..
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // СПС «КонсультантПлюс».
2. «О полиции» Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года // СПС «КонсультантПлюс».
5. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 01.06.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
6. «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 (ред. от 13.08.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).
8. «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» (вместе с «Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») Приказ МВД РФ от 15.03.1999 № 190 (ред. от 20.01.2011) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (на текущий момент утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
10. «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) // СПС «КонсультантПлюс».
11. «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (ред. от 25.08.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
II. Учебники, монографии и учебные пособия
12. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник. В 2-х ч. Ч.I /под ред. В. П. Сальникова; департамент кадрового обеспечения. — М.: ЦОКР МВД России, 2005 -464с. С.10-28, 43-68.
13. Административная деятельность ОВД. Альбом схем: учебное пособие /В.Д. Тяптин и др. — Уфа: УЮИ МВД России, 2008.
14. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 2003 .
15. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. — М., БЭК, 2002.
16. Катанян К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18.
17. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. — М.: Транспорт, 2003.
18. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 2001.
19. Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. — М., Норма, 2012.
20. Султанов У.З., Хайнуров З.М. Словарь терминов и определений по административной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие.- Уфа: УЮИ МВД России, 2005.