Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ7
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА7
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА11
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ17
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОЙ ФИРМЫ17
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА КОМПАНИИ23
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ С ПОВЕДЕНИЕМ ФИРМ-КОНКУРЕНТОВ33
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ37
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ38
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ48
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный этап развития экономики России характеризуется нестабильностью внешней и внутренней среды функционирования экономических субъектов. Снижение среднего уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, в том числе и со стороны импортных производителей. Значимыми факторами, влияющими на изменение эффективности предприятий, являются выбор товарного ассортимента и установление цен на товары.
Процессы формирования товарной и ценовой политики, методология которых разрабатывалась в различное время разными учеными, предполагают их использование на обычных коммерческих предприятиях, преследующих основную цель максимизацию прибыли.
В целом, задачи товарной и ценовой политики предприятия заключаются в разработке стратегии его поведеня на товарном рынке, изучении и максимально возможном удовлетворении потребительского спроса на товары предприятия, определении и производстве оптимального товарного ассортимента, а также установлении оптимальных цен. Товарная и ценовая политика охватывает не только производственную и сбытовую деятельность предприятия, но и всю работу, связанную с потребителями (изучением потребительских предпочтений), с комплексным исследованием рынка (в частности, рынка товаров, на котором предприятие давно работает). Результаты товарной политики сводятся к изменению форм и параметров товара, а не только системы взаимоотношений между участниками рынка.
Под товарной и ценовой политикой предприятий потребительской кооперации следует понимать систему целенаправленных мер по обеспечению процесса принятия решений по формированию товарной номенклатуры и установлению цен на товары, соответствующих требованиям рынка и позволяющих обеспечить устойчивое развитие предприятий.
Выделим следующие этапы разработки товарной и ценовой политики:
исследования потребности в товаре;
экономический анализ работы предприятия;
оптимизация товарной и ценовой политики.
Конечная цель проведения исследования потребности в товаре состоит в том, чтобы разработать стратегию поведения предприятия на рынке. Для ее осуществления необходимо определить состояние рынка продукции, степень соответствия товаров предприятия рыночным требованиям, провести сегментацию рынка сбыта, оценить спрос на товары предприятия. При этом следует точно определить набор свойств каждого товара, наиболее полно отражающих потребности потенциальных пользователей.
Конечная цель экономического анализа работы предприятия заключается в принятии решения о дальнейшем производстве, снятии с производства, необходимости разработки мероприятий, стимулирующих сбыт для каждого товара из производственной программы. На этом этапе также необходимо получить оценку внутренних и потенциальных возможностей предприятия при работе на анализируемом рынке.
Цель этапа оптимизации товарной и ценовой политики состоит в согласовании интересов рынка с конкретными целями и возможностями предприятия по выпуску товаров и принятии решения об оптимальном плане выпуска и цене товара.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методологии формирования номенклатурной политики торгового предприятия в современных экономических условиях.
В процессе достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-обобщение теоретических сведений об основных характеристиках товарного ассортимента;
-рассмотрение методов работы с товарным ассортиментом на примере розничного торгового предприятия;
-вынесение предложений по совершенствованию и оптимизации товарного ассортимента на предприятии.
Предмет исследования методы оптимизации товарного ассортимента на предприятиях торговли.
Объект исследования. Объектом исследования явилось предприятие розничной и оптовой торговли «Березка». Для оценки эффективности и прогноза были рассмотрены важнейшие показатели хозяйственной деятельности, в первую очередь влияющие на выбор и формирование товарного ассортимента фирмы.
Методика исследования. Курсовая работа базируется на широком использовании методов математического моделирования, системного и экономического анализа и теории хозяйственных систем.
Теоретической основой работы являются труды ведущих российских и зарубежных ученых в области организации и управления розничной торговли, теории хозяйственных систем. В то же время, вопросы управления торговым ассортиментом на уровне торговой организации в специальной литературе разработаны недостаточно.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма оптимизации товарного ассортимента предприятий розничной торговли, которые содержат новые подходы по созданию эффективной системы межфункциональных связей, позволяющих достигнуть оптимального соотношения между различными экономическими показателями торгового предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что представлена методика выбора, формирования и реализации политики оптимизации товарного ассортимента, оценки экономической эффективности актуализации товарного ассортимента, позволяющая решать проблемы организации и развития устойчивого прибыльного торгового предприятия.
Курсовая работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формируются цели и задачи, определяются научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе раскрывается экономическое содержание категории товарного ассортимента, рассмотрены факторы, определяющие товарный ассортимент в конкретных хозяйственных условиях. Выяснены роль и значение маркетинга для формирования товарного ассортимента, его изменения в случае необходимости.
Во второй главе раскрывается положение на товарном рынке и описывается предприятие розничной торговли «Березка». Рассмотрена ситуация, которая имела место на момент начала функционирования фирмы, этапы развития фирмы, причины, определившие выбор конкретной товарной группы. При этом особое внимание уделяется причинам, которые приводили к изменениям в товарном ассортименте фирмы. Проведен сравнительный анализ товарного ассортимента фирмы и развития торговой сети. Сделаны выводы об актуальности товарного ассортимента предприятия на современном этапе развития данного направления деятельности.
В третьей главе дается оценка возможных перспектив развития фирмы и оптимизации товарного ассортимента.
В заключении работы изложены концептуальные выводы и предложения практического характера, вытекающие из результатов проведенного исследования.
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. [Текст] М.: Издательство ДИС, 2000. 512с.
2.Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. [Текст] М.-Новосибирск, Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 1999. 160с.
3.Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. [Текст] Минск, Выш. Шк., 1996. 367с.
4.Войцеховский О., Затейкин В. Категорийный менеджмент [Текст]// «Витрина», №3, 2001.
5.Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: Учебник для вузов — М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006-432с.
6.ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприятия. [Текст] — М., Экономика, 1997 — 238с.
7.Даненбург В., Тейлор В. Основы оптовой торговли. [Текст] М., Сирин, МТПресс, 2001. 250 с.
8.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. [Текст] М., 1998. 420с.
9.Коммерческая посредническая деятельность на товарном рынке [Текст]/ Под. ред. А. В. Зарянова. Екатеринбург: Солярис, 1995 524 с.
10.Костоглодов Д.Д. и др. Экономика коммерческого предприятия. [Текст] Ростовна-Дону, РГЭА, 1994 441 с.
11.Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. [Текст] СПб., Питер, 2000. 749 с.
12.Куликов П. Экономный ритейл [Текст]// Новости торговли, №7, 2002. С.16-19.
13.Литвиненко В.А., Родников А.И. Логистика и маркетинг в управлении производством. [Текст] М., ЦНИИТЭИМС, 1991 — 523 с
14.Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник для вузов [Текст] — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003-495с.
15.Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. [Текст] М., ИВЦ «Маркетинг», 1994 426 с.
16.Перспективы развития сетей торговых предприятий непродовольственного сектора [Текст] // Материалы семинара «Розничная торговля: мировой опыт и российские особенности». М., 22-23 августа 2001.
17.Плотников А.П. и др. Изменение подходов к определению теоретических снов цены товара[Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация российской экономической системы в процессе реформирования». Саратов: СГТУ, 1995 30с.
18.Решетняк, М. Оценка издержек и эффективность функционирования логистической системы предприятия. [Текст] //Риск-2005-№2-С.31-34
19.Саркисян В.Г. Логистический подход к формированию ассортимента. [Текст] Волгоград, Издательство ВолГУ, 1997 214 с.
20.Стаханов В.Н., СаввидиИ.И., Костоглодов Д.Д. Маркетинг и логистика фирмы. [Текст] Ростов-на-Дону, РГСУ, 1999 316 с.
21.Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. [Текст] СПб; Изд-во СПб ун-та, 1992 317 с.
22.Фомин, Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: учебник для вузов [Текст] — М., Финансы и статистика, 2001-544с.
23.Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. [Текст] М., Филин, 1998. 448с.
24.Шрайбфедер, Д. Эффективное управление запасами. [Текст] — М., Алпина Бизнес Букс, 2005-304с.