Выдержка из текста работы
Полезность — совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.
Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши — страна достаточно экономически развита.
В связи с этим появляется необходимость контроля производства.
Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.
Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.
Цель экономической деятельности людей — нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их безграничных потребностей ограниченными ресурсами. Что же такое потребности, от чего они зависят? Что необходимо для их удовлетворения? Какие проблемы возникают в связи с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов? Вот вопросы, которые будут рассмотрены в моей работе.
Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.
Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.
Существует множество вариантов классификации потребностей. У экономистов одни критерии классификации, у психологов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физиологические потребности человека (пища, вода, жилье). Потребность в безопасном физическом и эмоциональном окружении (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребности в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, религия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовлетворения потребности высшего уровня.
При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнообразны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, планеты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вторых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развивается само человечество. Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП способствуют формированию новых потребностей. Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.
Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо — любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэкономические и экономические блага.
Неэкономические (бесплатные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть присвоены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую очередь явления природы воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их количество не может удовлетворить потребности всех желающих. Такими благами являются мебель, автомобили, юридические услуги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и теоретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.