Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Основная часть………………………………………………………………….6
1.1. Знакомство младших школьников с народными промыслами……………6
1.2. Методы и приемы обучения ИЗО в школе…………………………………11
1.3. Анализ программ, учебников разных авторов…………………………….14
1.4. Анализ разных подходов к решению проблем……………………………..20
2. Практическая часть……………………………………………………………20
2.1. Проведение формирующего эксперимента………………………………..20
2.2. Константирующий эксперимент……………………………………………23
2.3. Контрольный эксперемент…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение.………………………………………………………………………32
Выдержка из текста работы
Глава 3. Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков тематического рисования (знакомство с легендами, преданиями, историческими фактами, фильмами о жизни в селениях, встречи с краеведами, посещение музеев)
Глава 4. Практические упражнения для развития наблюдательности (наброски с натуры), фантазии и воображения (рисование по представлению).
Глава 5. Содержание планов-конспектов тематического рисования
Заключение
Литература
Введение
На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. Памятники истории и культуры сконцентрировали в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утверждая собственную этическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм.
В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству мы видим источник развития изобразительной художественной деятельности детей посредством раскрытия внутреннего творческого потенциала учащихся, понимания языка изобразительного искусства, отражения общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.
Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет обладает широкими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями в процессе приобщения учащихся школ к памятникам истории и культуры. В то же время воспитательный потенциал художественно-эстетического наследия национальной художественной культуры, воплощенный в культовых и мемориальных сооружениях, трудно переоценить.
Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения изобразительного искусства способствует развитию их художественного воспитания и гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной культуры и искусства: В.В. Бычков, Б.В. Раушенбах, В.И Успенский, П.Ф. Флоренский отмечали важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, как самое ценное явление национальной и мировой художественной культуры.
Национальная культура и искусство каждого народа в своей основе разнообразны и многогранны. Одной из главных задач школы в современный период является воспитание высококультурных, нравственно и духовно богатых людей, обладающих чувством гражданского долга, любовью к родине, национальной художественной культуре.
Значительный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы ученых-педагогов Дагестана: М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Г.К. Гамзатовой, И.М. Раджабова, О.К. Рашидова, П.М. Магомедовой, К.К. Агаева, Э.А. Казанбиевой, А.Ш. Шахаева, М.М. Омарова, Д.В. Скоробогатова, Д.Б. Магомедова и др.
Однако, несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательный, художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, важно отметить, что педагогические исследования, посвященные приобщению школьников к национально-художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе обучения изобразительному искусству в школе, отсутствуют.
Цель курсовой работы — выявить, разработать методику обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках ИЗО.
Задачи исследования:
— выявить художественный потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к нац.культуре.
— определить жанры сюжетной живописи в творчестве дагестанских художников.
— дать рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков тематического рисования.
— а также разработать конспекты тематического рисования.
тематический рисование урок живопись
Глава 1. Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную позицию молодежи с помощью духовных ценностей, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.
На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в формировании духовно-нравственной и художественной культуры школьников. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями. [1]
В большинстве исследований современных ученых подчеркивается значение эстетической культуры в развитии личности (Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов). Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, А.С. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С.Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова).
В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству видим источник развития изобразительной художественной деятельности учащихся через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, через понимание языка изобразительного искусства, отражение общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии. Знания о ценностях культуры и искусства в начальный период школьного обучения необходимы для детей, которые проходят через психологически сложный период развития чувств.
В это время у учащихся происходит смена преобладающих видов различной художественно-творческой деятельности, у большинства расширяется интерес, углубляются знания об окружающем мире и человеке, что связано, прежде всего, с повышенным эмоционально-чувственным напряжением у детей данного возраста. В этот период необходимо дать ребенку возможность самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, последовательно приобщая их к ценностям художественной культуры.
«Учитель как носитель национальной культуры выступает как проводник художественных идей народного творчества, раскрывающий перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур» [1]
Мир народного искусства — мир целостного человека. Он создается условиями природного окружения. Как и прежде, человек, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы; он связан с жизнью села в целом.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. В связи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеобразовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразительному искусству. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учебным предметам, введены дополнительные факультативные занятия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам работы: в I — III классах — объединение занятий рисованием с трудом (различные виды поделок), в IV -VI классах — художественное конструирование (дизайн) и т. п.
Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:
1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.
2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.
4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.
5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.
6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.
7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача — расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образов ванного члена общества. [3]
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.
Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.
В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа — составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.
Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства. Это обеспечивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики.
Одна из главных задач занятий рисованием — помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.
На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школьник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.
Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.
Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.
Итак, преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно-образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя таким образом формированию материалистического мировоззрения. [3]
Глава 2. Жанры сюжетной живописи (бытовой, исторический, батальный, мифологический) в творчестве дагестанских художников
Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику наиболее подходящей.
Историческая живопись — это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого. Она подразделяется на несколько видов. Историческая живопись, сюжеты которой почерпнуты из истории. Батальная живопись, которая ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Религиозная живопись, которая основывается на истории религии и важнейших ее моментах. Мифологическая живопись, которая изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах. Аллегорическая живопись, которая путем использования каких-либо художественных образов выражает отвлеченные идеи, например, по средствам изображения исторических событий в иносказательной форме указывает на современные.
Бытовая (жанровая) живопись — это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов. При этом она ставит своей целью не фотографическое отображение окружающей повседневности. Художник по средствам самых обычных предметов, которые мы видим каждый день, выражает определенную идею, которая под час совсем не очевидна. Бытовая живопись делится на исторический жанр, современный, а также уличный жанр, каждый из которых отображает определенные сцены повседневной жизни, как общественной, так и частной. [4]
Пейзажная (ландшафтная) живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности. При этом если изначально пейзажи служили лишь фоном для других изображений, то с развитием изобразительного искусства, они были выделены в отдельный весьма распространенный жанр. Пейзаж может быть ценен сам по себе, поскольку он может передавать определенное настроение, носить героический, фантастический, лирический, эпический характер. В качестве подвидов пейзажа можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурную живопись, которая призвана запечатлеть красоту различных строений), индустриальный пейзаж, марину (изображение моря).
Портретная живопись — художественное изображение человека. При этом портреты могут быть головными (когда изображена только голова по плечи), погрудными, поясными, поколенными и во весь рост. Относительно зрителя человек может быть расположен в профиль, «с лица» (анфас), в три четверти поворота направо или налево, а также затылком, когда видна только часть профиля. Специфическим типом портрета является автопортрет. При этом к портрету не предъявляется четких требований фотографического сходства с оригиналом. Обычно художник ставит своей целью изобразить внутренний мир человека, для чего может использовать самые разные приемы. Самыми необычными портретами являются портреты выполненные в стиле абстракционизма.
Натюрморт — это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Зачастую предметы изображены крупным планом, рассмотрены во всех деталях. При этом задачей художника при написании натюрморта является не только передача изображения вещей самих по себе, но и выражение собственного отношения к ним. [4]
Много сынов Дагестана являются острыми живописцами, описывающими быт, историю, временя войн и в общем все события, происходящие в Дагестане.
Одним из них является Халил Бек Мусаясул — первый аварский художник, сын героя боёв на Шипке, политэмигрант.
Работал художником в типографии, преподавал в реальном училище. Оформлял сцену театра, в котором в ноябре 1920 года проходил Чрезвычайный Съезд народов Дагестана. Принимавший участие в проведении этого Съезда Сталин проявил интерес к работам Мусаева, особенно к портрету Л. Троцкого.
На основе легенд, описаний флагов и штандартов Мусаев написал (предположительно в 1912 году) картину «Символика Дагестана», изображающую воинов-всадников с помещёнными на их пиках знамёнами периода Кавказских войн XVIII — XIX веков.
В 1921 году Мусаев уехал учиться в Германию, где окончил Мюнхенскую академию художеств, затем переехал в Америку, где остался навсегда.
Выставлялся с 1925 года в Швейцарии, Германии, Турции, Италии, Испании, Иране, США.
Работы художника снискали восторженную оценку в нацистской Германии как произведения «истинно арийского искусства». Имя Мусаева, лично знакомого с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, в советское время находилось под запретом. Встречавшийся с Мусаевым во время одной из многочисленных зарубежных поездок Расул Гамзатов назвал художника «блудным сыном Дагестана».
Творчеством Мусаясула были очарованы в разное время три принцессы: Австро-Венгерская, Германская и Египетская. Они искали встречи с ним, приглашали к себе во дворцы, посещали его мастерскую — позировали. Египетская принцесса Мелекки выхлопотала Халил-Беку, возводившему свою родословную к царю Дарию, персидское дворянствоКартины Мусаева находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США), в собраниях Германии. Часть произведений художника в 1990-х годах вернулась в Дагестан, где создан музей Халил-Бека Мусаева, основан его фонд. Одна из улиц Махачкалы названа его именем, выпущена его автобиографическая книга «Страна последних рыцарей» (Махачкала, 1999). В Метрополитан-музее в знак признания вклада Мусаясула в мировую культуру выставлены слепки рук живописца. Кроме него, из деятелей российской культуры этой чести удостоен только Рахманинов. [6]
Основоположником дагестанской советской живописи явился Муэддин Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов), который начал свое творчество рано и и пробуждение его таланта было типично для процесса выдвижения в начале XX века первых национальных художников, находившихся «под влиянием русской культуры и мечтавших о профессиональной учебе.
Его ранние эпические работы: «Старец, играющий на чагане», «Девушка в весеннем цвету», «Медуза в образе горянки», «Сонная лошадь», «Сказка», «Тиран Ол сбрасывает с Хунзахской кручи несчастного горца» и другие носили подражательный характер, даже романтические поиски приобретали, салонно экзотический оттенок и привкус декаданса. Особенно показателен в этом смысле «Кородинский мотив» с суровым мрачным архитектурным пейзажем, где разыгрывается драматическая сцена, раскрывающая кровавые обычаи и гиперболизированные страсти. В колорите господствует условность. Но в этот же период художник создает и реалистические произведения (это лирические и архитектурные пейзажи «Камни на дне канала», «Башня в Тидибе», «Гапшима», карандашные портреты, раскрашенные акварелью: «Андийка», «Муслимат из Инхо» (1920) «Чохинка» (1921 г.). Эти акварельные работы привлекают внимание не только своим колористическим решением, но и серьезным отношением художника к психологическому осмыслению характера портретируемого.
Эпическая монументальность, суровая романтика, символизм соседствовали с реалистическими поисками, усвоением творческих традиций русской национальной школы и своеобразных влияний культуры Закавказья.
Разнообразие методов и стилей — характерная черта раннего творчества М. Джемала, его поисков, приведших к реалистическому пониманию задач живописи.
В начале 30-х годов появляется и первое жанровое произведение художника — триптих «В ауле». На первый взгляд—это простое описание размеренного течения жизни в горном ауле. Но всматриваясь в эту спокойную трехчастную композицию старого аула, все больше убеждаешься в том, что в отношении художника к жизни здесь сквозит не только простое любование патриархальным укладом, а большая любовь к родным местам, традициям, людям своего края, а также глубокие философские раздумья.
В 50-е годы Джемал создал панно-триптих «Колхоз селении Чох? Но уже и этой первой тематической работе Джемала, ставшей началом становления тематической картины в дагестанской живописи, мастер, опираясь на Традиций мировой и русской классической живописи старается синтезировать свои понятия национальных местных форм, вкусов, цветоощущения, местной динамики и пропорций с законами живописи.
Если в начале 30-х годов «М. Джемал обрел профессионализм в живописи и в основном сумел создать социальный портрет, то к середине 30-х годов художник приступает к созданию сюжетно-тематических многофигурных композиций, связанных с историей и современной жизнью Дагестана. Его работы интересны и актуальны по тематике, но не всегда Джемал справляется, с поставленной задачей, в некоторых его композициях ощущается еще скованность самого мастера, в работах много показного, выбранного для изображения не из самой жизни, а по принципу «Так должно было быть». Это особенно обращает па себя внимание в таких работах, как «Тупик единоличника», «Кулак», где автор «напирает» на классовость. Наиболее интересно среди работ этого периода монументально-декоративное панно «Чабаны», выполненное в 1934 году к съезду животноводов республики. Чабан поймал живого волка и собравшиеся вокруг него коллеги рассматривают добычу, но один из чабанов увлечен чтением газеты. Сюжет служит поводом для показа нового в дагестанском ауле. Зритель знакомится с бытом чабанов, с окружающей природой.
Художник — явно стремится показать то новое, что пришло в жизнь людей, но выявляет и национальный характер, присущие горцам спокойствие, юмор, чувство собственного достоинства.
Картина пронизана чувством их радости, гордости за свой труд. Здесь нет безысходности, вызванной трудной работой, и это отнюдь не от того, что работа чабана стала менее тяжелой. Но не это главное в настроении чабанов, главное, что они трудятся для себя, что это отары не хозяек, а свои собственные, народные. И вот эту черту не просто трудящихся, а черту хозяев своей страны, которые трудятся дли себя и для своего народа сумел подчеркнуть и показать художник.
Если в годы войны в творчестве М. Джемала на первый план выдвинулся портрет, то послевоенное пятнадцатилетие отмечено широким жанрово-тематическим диапазоном.
Он пишет картины на историко-революционные и современные трудовые темы.. («Горцы у Ленина», «Август. Сбор персиков», эскиз новой композиции «Чабаны», небольшие, жанровые сцены из старой и современной жизни горцев).
В картине «Горцы у Ленина» (1954—59 гг.) расчетливо построена композиция, в которой и приветливое дружеское участие В. И. Ленина, и доверительная интонация старика-горца, рассказывающего Ленину, видимо, что-то важное наболевшее и сочувственное внимание остальных персонажей, и тщательная выписанность всей картины напоминают классические образцы советской живописи тех лет. [7]
Рассматривая основные, как бы этапные, произведения в большом наследии художника, убеждаешься в том, что тематические картины являются главными в творчестве художника.
В историческом развитии живописи Дагестана этот этап очень важен, и без творческого вклада М. Джемала и других художников невозможны были бы и современные достижения в национальной живописи.
Глава 3. Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков тематического рисования (знакомство с легендами, преданиями, историческими фактами, фильмами о жизни в селениях, встречи с краеведами, посещение музеев)
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей.
Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим некоторые варианты.
Некоторые педагоги составляют годовой план проведения уроков изобразительного искусства по принципу построения программы: сначала проводят все годовые уроки рисования с натуры, затем — все уроки декоративного, тематического рисования и потом уроки-беседы об искусстве. В данном варианте не прослеживается взаимосвязь и влияние одних уроков на другие.
Нередко план уроков организуется так, что перед рисованием на темы проводят от одного до трех уроков рисования с натуры, связывая их с темой предстоящего сюжетного рисунка. Здесь есть стремление проследить связь натурного рисования с тематическим. Но при такой системе педагоги обращают мало внимания на взаимовлияние и связь занятий декоративным рисованием, уроков-бесед об искусстве с сюжетным рисованием.
В каждой серии уроков рисование на темы поставлено последним. Это связано с тем, что этот вид работы больше других нуждается в применении всех знаний и умений, которые учащиеся получают на уроках изобразительного искусства. Рисование на темы является самым сложным видом работы, так как предполагает решение всех вопросов, изучаемых школьниками на других уроках данного предмета. Если провести несколько уроков рисования с натуры, декоративного рисования и бесед об искусстве, содержание которых связано с темой предстоящего урока, то качество тематической композиции значительно улучшится по сравнению с таким исполнением работ, где отсутствует связь с предыдущими уроками.
В практике работы преподавателей изобразительного искусства бытует такой вариант последовательности ведения урока, когда рисунок выполняется фактически за один неполный урок. В начале занятия учитель кратко объясняет тему урока, а рисунок заканчивается дома. В этом случае объяснения педагога, касающиеся темы урока, а также перспективы, цвета и т. д., очень поверхностны. В результате работы учащихся получаются слабыми по пропорциональному, конструктивному и перспективному построению, по цвету и композиции. [3]
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений и творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.
Для накопления фактического материала для проведения уроков тематического рисования можно использовать легенды, предания, исторические факты, фильмами о жизни в селениях, встречи с краеведами, посещение музеев.
Например, дагестанская литература славится своими преданиями и легендами. Можно использовать их в качестве материала. Опираясь на содержание легенды или же предания нарисовать образ героя, местности данной легенды. Например, история о Парту Патиме, Легенда о каменном мальчике. Очень интересные предания.
Много бед и страданий прошел дагестанский народ, любую веху из истории Дагестана можно использовать в качестве урока тематического рисования.
Почти в каждом селении имеются большие богатые музеи, можно использовать накопленные там произведения. В общем найти разнообразные темы для уроков не составит труда.
Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры.
В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.
Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства в рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.
Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции. [3]
Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.
Глава 4. Практические упражнения для развития наблюдательности (наброски с натуры), фантазии и воображения (рисование по представлению)
Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности.
Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные качества предметов — цвет, форму, пространство, движение и покой. Восприятие не сумма отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а целостный образ предмета или явления.
Но люди видят мир по-разному, так как восприятие человека зависит от его воспитания, культурного уровня, рода занятий. Так, зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Не все, что художник видит, привлекает его внимание, вызывает желание изображать. Но если какой-нибудь предмет или явление заинтересовало его, пристально вглядывается, старается оценить и осмыслить увиденное. Иными словами, он наблюдает, анализирует и делает для себя выводы.
В повседневной работе с детьми художнику-педагогу необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз и тем более картина не составляются механически из этюдов и, как правило, не повторяют их. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение художника, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.
Работа по представлению и по воображению помогает сохранить в картине логическое сосуществование предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры может внести в нее «сочиненный калейдоскоп деталей» и часто приводит к потере общего впечатления, даже общего смысла работы, отмечал Б. С. Угаров. Художнику, обладающему хорошей зрительной памятью, воображением, запасом пластических наблюдений и жизненным опытом, иногда нет необходимости зарисовывать знакомые детали. Они сохраняются в его памяти и, когда это необходимо, получают свое воплощение. Вот, например, что говорил мастер реалистической живописи А.А. Пластов: «…судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить ее…»
Опыт мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти вырабатывают способность сохранять впечатления живой природы и воспроизводить их до подробностей в нужной для художника интерпретации. Так, в картине Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» комната петровского Монплезира написана художником по памяти. По свидетельству историков, Н.Н. Ге видел интерьер комнаты всего один раз. И такой пример не единичен в творческой практике. Работы мастеров свидетельствуют о большой наблюдательности и хорошей зрительной памяти художников, создававших по воображению и по представлению жизненно правдивые образы собирательного характера. Немало произведений художественной литературы, кино, театра также были созданы с помощью творческой фантазии, воображения.
Умение рисовать по памяти важно и потому, что художник Не всегда располагает временем и соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В окружающей действительности бывают такие явления, события, которые писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, художник должен запоминать все это.
Начинающему художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.
Зрительная память не у всех одинаково развита. Как принято говорить, смотрят все, а видят немногие. К. Станиславский говорил: Люди не умеют различать по лицу, по взгляду, по тембру голоса, в каком состоянии находится их собеседник, не умеют активно смотреть и видеть сложную правду жизни, не умеют внимательно слушать и по-настоящему слышать. Если бы они умели это делать, творчество было бы бесконечно богаче, тоньше и глубже». «Величайшей загадкой» назвал А.Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди не видят и даже тогда… когда все ясно, как день».
Действительно, нельзя не согласиться с тем, как пассивно мы иногда смотрим на окружающее. Нарисуйте, например, по памяти неоднократно виденный вами мотив, архитектурный ансамбль или даже тот вид транспорта, на котором ежедневно ездите. Сравнив после этого рисунок с натурой, можно будет убедиться, как несовершенна человеческая зрительная память, как очень многое, причем характерное и интересное, не запомнилось или не было увидено. Другой пример. Обычно натурные постановки выполняются в течение 10—15 и более часов. Рисуя, учащиеся наблюдают и изучают натуру, ее пропорции, форму, движение, цветовые характеристики. Но если после завершения задания предложить учащимся изобразить ту же постановку по памяти, то эта задача окажется для них значительно труднее, чем рисование с натуры.
Развитие наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Тренировку в умении наблюдать и запоминать увиденное надо тесно связывать с активной учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи, композиции. Академическая и самостоятельная работа учащихся должна быть дополнена регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению длительного и кратковременного характера (этюды, наброски, эскизы, педагогическое рисование).
Развитие способности рисовать «от себя» и систематическая углубленная работа с натуры должны пониматься как единый взаимообусловленный процесс.
В работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает- передача цветовых характеристик натуры. Начинающего живописца подавляет большое разнообразие тонких оттенков Цвета натуры, ее цветовое богатство. Запомнить и передать цветовое состояние натуры сложно. Это объясняется неразвитым живописным видением. Наблюдаемый в момент рисования цвет в натуре может быть впоследствии вытеснен цветом знаемым.
Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто оттенками зеленого цвета, кирпичный дом — оранжево-красным, голубым и т. д. Знание предмета, а также закономерностей и принципов перспективы, цветоведения должно помогать воссоздать образ натуры. Эти знания служат как бы контролем и основой памяти, и на этой основе надо запоминать и передавать подмеченные в момент наблюдения характерные особенности цветового строя натуры. Если не передать эти особенности, то этюд будет лишен живости и жизненной правды. Нужна постоянная тренировка, направленная на развитие чувства тонально-цветовой цельности, — тогда этюды не будут абстрактно-общими, похожими друг на друга.
Очень полезно делать этюды-зарисовки, наброски с натуры и по памяти интересных наблюдений, впечатлений от деталей натуры. Это может быть форма, характер, особенности цветовой окраски облаков, веток, листьев различных деревьев, кустарников, цветов, трав, плодов, ягод и т. п. Накапливая знания и представления о деталях натуры, художник-педагог приобретает необходимую свободу и независимость от натуры. Это пригодится ему для того, чтобы давать пояснения, показывать форму, характер, цветовое решение какого-либо предмета, указывать на недостатки в работах учащихся и возможные пути их исправления.
Учебные задания, самостоятельная работа над собой по развитию зрительной памяти, умения работать по представлению могут быть самыми разнообразными. Это могут быть кратковременные этюды-наброски после наблюдения натуры; повторные наблюдения и внесение уточнений, коррективов в этюд; выполнение этюдов по памяти с перерывом во времени после наблюдения; повторение этюда по памяти по окончании учебного задания с натуры; параллельное выполнение этюда по памяти дома и учебного задания в мастерской и т. п. Эти упражнения отличаются по продолжительности, направленности на развитие тех или иных творческих качеств учащихся и т. д.
Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что этюд, рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного.
Он может быть понятен иногда лишь самому автору, служить опорой его памяти, например в композиционной работе, тематическом рисовании. Такой краткий этюд-эскиз, набросок, может быть выполнен за 2—3 минуты и в самых общих чертах отражать характерные или интересно подмеченные автором особенности натуры. Полезны на первых порах упражнения в выполнении маленьких по размеру этюдов, композиционных эскизов, рисование мелких предметов с обобщенной четкой формой.
Такие упражнения способствуют не только развитию зрительной памяти, но и учат видеть натуру цельно. Безусловно, по мере приобретения опыта надо усложнять задачи: добиваться полноты и сходства с натурой (особенно в передаче характерных качеств натуры, в колористическом решении этюда), выполнять длительное задание по собранному материалу, по памяти, по представлению и по воображению.
Глава 5. Содержание планов-конспектов тематического рисования
Рисование по памяти:
Цели урока:
Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умение работать в группах.
Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки сангиной.
Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать в группе.
Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.
Оборудование учащихся: альбомный лист, сангина, фиксатив.
Оборудование для учителя: Методические таблицы, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек, словарная работа (анималистическое искусство, художники анималисты).
Подготовительная работа: Учащихся разделить на 5 групп, каждой группе дать домашнее задание:
I группа — оформляет выставку рисунков, фотографий пород кошек.
II группа — готовит загадки.
III группа — рассказывает об анималистическом искусстве.
IV группа — рассказывает о месте кошачьих в системе животного мира.
V группа — рассказывает какие фильмы они смотрели о животных и какие книги они прочитали.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель:
Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить чему будет посвящен наш урок:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (КОТ)
Правильно! Так как можно сформулировать нашу тему урока?
Учащиеся: “Рисование домашних животных по памяти, представлению”.
Ребята второй группы загадывают свои загадки (дети в основном подбирают загадки о кошке).
3. Лексическая работа.
Анималистический жанр.
Художник-анималист.
Третья группа учеников рассказывает об анималистическом искусстве.
Учитель подводит итог по рассказам учеников:
Изображение животных — тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист — художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.
Учитель показывает работы Е. Чарушина.
Художники-анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
Четвертая группа — рассказывает о месте кошачьих в системе животного мира.
Учитель:
Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.
Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.
У кого есть домашние животные?
У кого есть дома кошка?
А как живут бездомные животные? Чем они питаются?
Пятая группа учеников рассказывает
— Какие книги, фильмы о животных они смотрели, читали?
4. Объяснение практической работы.
Знакомство со строением кошки.
Учитель:
Скелет кошки состоит из черепа, позвоночника, ребер, грудной клетки и конечностей. У кошки среди всех домашних животных самый короткий череп. Именно такая круглая форма головы делает кошку привлекательной.
Учитель показывает на доске поэтапное строение кошки.
Этапы работы:
1) Определяем композицию.
2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.
3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей.
Учитель:
Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.
Итак, Вы уже с сангиной в руке и ждете начала работы. Сангина — это мягкий материал, на мокрой бумаге закрепления не требуется. Применяя различный нажим можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно розового. Сегодня на занятии мы с Вами будем работать на сухом листке, в конце урока мы закрепим свои рисунки фиксативом (для этого используем лак для волос). Сангина хорошо ложится на шероховатую поверхность. Основное выразительное свойство — бархатистость.
А сейчас, послушайте, как нужно работать над Вашим рисунком сангиной. Приступая к штриховке надо помнить, что штрихи всегда должны ложиться по форме предмета. Рисуя, шерсть кошки Вы должны отметить для себя, где более светлые места, где более темные. От того, как нарисована, шерсть у кошки зависит общий вид рисунка. Линиями слишком толстыми и чересчур прямыми изображать не надо.
Изображение длинной шерсти
Быстро наносите штрихи по направлению волос. Здесь штрихи будут длиннее и реже, большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в от дельные группы. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь «заполненности» и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга.
Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика слегка «осветлите» волосы. Это сделает их объемными и пушистыми.
Изображение короткой шерсти
Шерсть кошки необходимо показать частыми штрихами темного цвета. Можно закрасить все тело светлым тоном сангины. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке. Растушуйте. «Распушите».
Учитель:
Итак, задача нашего урока сегодня — выполнить набросок кошки сангиной и составить каждой группе небольшой рассказ о своей нарисованной кошке.
Как зовут Вашу кошку?
Какая она?
Расскажите о повадках?
5. Практическая работа.
Во время практической работы учитель проводит физкультминутку. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.
Ведется индивидуальная и фронтальная работа.
В конце урока организуется выставка работ, и учащиеся рассказывают о своих кошках.
6. Итог урока.
Вот и заканчивается наше занятие, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали: научились пользоваться сангиной, у вас получились прекрасные рисунки, индивидуальные, своеобразные. Это можно увидеть на выставке Ваших работ. А какие хорошие рассказы вы составили о своих кошках. Молодцы! Спасибо за урок!
Иллюстрация к народной сказке (мифу, легенде, притче)
Картина «К легенде о женщине-великанше» посвящена кумыкским легендам об албаслы. Согласно легенде, ее сила заключалась в волосах. Охотник в лесу встретил албаслы. Когда он срезал ей волосы, она покорно последовала за ним. Придя домой, «охотник спрятал ее волосы», а она жила в доме охотника долго, покорно выполняя всякую домашнюю работу. Однажды, когда взрослых не было дома, она расспросила детей, где спрятаны ее волосы. Найдя их, албаслы вновь обрела былую силу и мощь. Детей охотника она бросила в кипящий котел и прокляла их род, чтобы в его роду не было мужчин. По легенде ее проклятье было неотвратимо. В картине X. Мусаева изображен тот момент, когда громадная женщина в огромных серьгах одной рукой бросает в кипящий котел ребенка, а другой рукой придерживает на голове найденные волосы. Происходящее изображено на фоне дагестанского камина с полукруглым дымоходом, на краю которого стоит старинный светильник — чирак, на стене висят какие-то предметы из домашней утвари, а через открытую дверь виден двор. Из всех опубликованных в журнале «Танг-Чолпан» иллюстраций X. Мусаева наиболее потрясающая воображение зрителя картина «Забытая песня Дагестана»: на фоне полуразрушенного горного аула с башнями, воздвигнутого почти на отвесной скале, изображены три горянки, поющие печальную песню, вероятно, об утраченных счастливых днях свободы. Посередине гордо стоит статная женщина в большом полукруглом головном уборе, а с боков к ней прильнули две молодые женщины и чуть склонили головы на плечи этой женщины. Впечатляют их наряды: один не похожий на другой. Вид у них невыразимо печальный.
А перед ними сидит согбенный старец — получеловек-полуптица с непокрытой головой и играет на старинном дагестанском смычковом инструменте джыкы (чагане). Картина вызывает множество грустных ассоциаций, от нее трудно оторвать взгляд.
Заключение
Национальная культура и искусство России в своей основе разнообразно и многогранно. Одной из главных задач школы сегодня является воспитание высококультурных, нравственно и духовно богатых людей, обладающих чувством гражданского долга, любовью к родине, национальной художественной культуре.
Такой личностью может быть человек с чувством национального достоинства, опирающийся на традиционные национальные идеалы и национальные корни. Огромная роль в становлении такой личности отводится культуре и искусству народа, которые способствуют обогащению художественных традиций общемирового культурного и постоянно растущего наследия, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим духовно-нравственным культурным ценностям.
В процессе эстетического воспитания учащимся необходимо рассматривать памятники истории и культуры как часть материальной духовной культуры, извлекая из них соответствующую познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную информацию. А если говорить о художественных знаниях, которые дают культовые и мемориальные сооружения, то их можно смело назвать источником духовно-нравственных исканий. Путь духовно-нравственного, художественно-эстетического развития сложен, но именно культура и искусство ведут человека к духовным высотам, и значение культовых, мемориальных памятников здесь огромно.
Начиная с XVIII века, когда рисование было включено в общее образование в России, оно направлено на решение задач как чисто религиозных, так и технических.
Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Уже в небольшой вступительной беседе учитель рисования стремится рассказать ребятам, как можно использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. Владея даже элементарными навыками рисования, человек может сделать зарисовку детали машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму необычного предмета. Потребность в таких зарисовках мы постоянно ощущаем и в быту. Например, даем кому-то адрес и хотим подробнее объяснить, как туда пройти, — легче всего показать это рисунком; девушка увидела интересный фасон платья — она берется за карандаш и т. д.
Специфические особенности памятников истории и культуры, имеющие существенное значение для формирования национального самосознания, приобщения учащихся к художественной культуре и искусству.
Педагогические условия, повышающие эффективность приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений:
— художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, способствующий восприятию и познанию их как явления материальной и художественной культуры, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции;
— культовые и мемориальные сооружения как своеобразный вид искусства, несущий в себе организующую функцию, образующий среду, обеспечивающий пластичность и объемность, характерные для скульптуры; абрис, контур, силуэт, присущие рисунку и графике; цвет и светотень, отличающие живопись.
Творческие методы преподавания изобразительного искусства, система занятий, уроков — бесед, комплекты учебно-методических пособий, способствующие освоению художественной культуры.
Список литературы
1. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. — Махачкала, 2000.
2. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Разработка планов-конспектов уроков. — Махачкала 1997
3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавакия ИЗО в школе. — М., 1980.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М., 1998.
5. Дагирова Д. Художники Дагестана. Изобразительное искусство (1917- 2007). Махачкала, 2007, С.250
6. Раджабов И.М. Значение творческого наследия Халилбека Мусаясул в воспитании и развитии художественной культуры школьников //Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования» №4 2009 год
7. Магомедова — Чалабова М.И. Тематическая картина в творчестве М-А. Джемала // Становление профессионального искусства Дагестана: Сборник научных статей. — Мах-ла, 1982.
Размещено на