Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ, ЕГО СВОЙСТВА И ЗНАЧЕНИЕ6
1.1. Ономастика и лингвистика.6
1.2. Общелингвистические свойства имён собственных9
1.3. Значение имён собственных15
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А.С. ПУШКИНА18
2.1. Имя собственное в контексте художественного произведения18
2.2. Анализ имен собственных в романе «Евгений Онегин»23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ29
Выдержка из текста работы
Лишний человек», «лишние люди», «галерея лишних людей» — откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И. С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное «Дневник лишнего человека». По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит». Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей.
Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ «лишнего человека» в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова — натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.
Лишние люди, как правило, благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.
Объединяет лишних людей (Онегина, Печорина и других) одна болезнь — «русская хандра», аналог «английского сплина», которым болел еще Чайльд Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой «русских европейцев», к которым принадлежали все передовые люди того времени, и «азиатчиной» крепостнических отношений. Люди с «озлобленным умом, кипящем в действии пустом» и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.
Одним из самых ярких воплощений данного образа был Евгений Онегин А. С. Пушкина. Поэтому рассмотрение образа лишнего человека в данном произведении является актуальным, так как в нем отражены все характерные черты данного образа. Роман А. С. Пушкина – первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем автором, заключают в себе широкие художественные обобщения.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать ее для детального изучения романа «Евгений Онегин»в школе, а также при рассмотрении образа лишнего человека в русской литературе.
Новизна данного исследования заключается в новом взгляде автора на образ лишнего человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Целью данной курсовой работы является рассмотрение воплощения образа лишнего человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Даная цель распадается на ряд задач:
— рассмотрение понятия «лишний человек»;
— исследование воплощения образа лишнего человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;
— рассмотрение образа Евгения Онегина как представителя великосветского общества;
— исследование оценки образа Евгения Онегина в критике В. Г. Белинского.
1. Сущность образа лишнего человека в русской литературе
«Лишний человек», социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно — дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Тип лишнего человека складывался постепенно: первое законченное воплощение — Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?» А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин («Рудин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо») и др. Черты духовного облика «Л. ч.» (подчас в усложнённом и измененном виде) прослеживаются в литературе 2-й половины 19 — начала 20 вв. (в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького). Типология «лишнего человека» сказалась в лирике (Лермонтов, Н. П. Огарев). В западноевропейской литературе «лишний человек» в известной мере близок герой, вызванный к жизни «длительным похмельем» после буржуазной революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе).
На рубеже 50-60-х гг. революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов резко критиковали «лишнего человека», его нерешительность и пассивность, вместе с тем неправомерно сводя содержание проблемы «лишнего человека» к теме либерализма. С переоценкой «лишнего человека» выступил и Ф. М. Достоевский, осудив его индивидуализм и оторванность от народной почвы. Литературный образ «лишнего человека», возникнув как переосмысление романтического……..
Литература
1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. — М.: Художественная литература, 1985. — 560с.
2. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. — М.: Просвещение, 1983. — 272 с.
3. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. — М.: Современник, 1988. — 653с.
4. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе: кн. для учителя . — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
5. Бродский Н. Л. «Евгений Онегин» — роман А. С. Пушкина. — М.: Просвещение, 1964. — 416с.
6. Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л.: Детская литература, 1985. — 335с.
7. Ермильченко Н. В. Русский дворянин эпохи Пушкина. — М.: Унисерв, 2005. — 96 с.
8. Ключевский В. О. Литературные портреты. — М.: Современник, 1991. — 462с.
9. Кожевников В. А. Вся жизнь, вся душа, вся любовь: перечитывая «Евгения Онегина»: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
10. Кошелев Вячеслав Анатольевич. «Онегина» воздушная громада…». — СПб.: Академический проект, 1999. — 286 с.
11. Лоскутов А. И. Поэтическое значение «Почвы» в «Фаусте» и «Евгении Онегине» // Филологические науки. — 2005. — N 5. — С. 63 — 72.
12. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
13. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий: пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1983. — 416 с.
14. Макогоненко Г. П. Роман Пушкина «Евгений Онегин». — М.: Художественная литература, 1963. — 144с.
15. Онегинская энциклопедия / Сост. Н. И. Михайлова, В. А. Кошелев, М. В. Строганов ; Под общ. ред. Н. И. Михайловой. Т. 1, А-К. — М.: Русский путь, 1999. — 576 с.
16. Соловей Н. Я. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин. — М.: Высшая школа, 1992. — 112 с.
17. Турбин В. Н. Поэтика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 232 с.
18. Шаталов С. Е. Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — М.: Просвещение, 1986. — 95 с.