Содержание
Введение3
1 Особенности землепользования5
1.1 Земля и природные ресурсы5
1.2 Землеустройство как инструмент землепользования9
1.3 Государственный земельный кадастр12
2 Состояние и использование земель в России15
2.1 Распределение земельного фонда по категориям земель15
2.2 Специфика оценки земли18
2.3 Земельный рынок России22
2.4 Анализ состояния земель и природных ресурсов РФ28
Заключение33
Список литературы35
Приложение37
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что главной российской проблемой последних двух столетий является вопрос о земле: его пытались решать А.Н.Радищев, декабристы, народовольцы, сторонники «земли и воли» и «черного передела», социалисты-революционеры, аграрники-марксисты, приверженцы колхозного строя. Немаловажное значение имеет состояние земельного строя и для решения проблем охраны окружающей среды, поскольку земля является основным природным ресурсом и от форм владения и распоряжения ею во многом зависит уровень использования других природных ресурсов, благополучие всей среды обитания.
Цель работы состоит во всестороннем изучении правовой охраны земель.
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
* рассмотреть земли как вид природных ресурсов
* изучить виды землепользования
* проанализировать права и обязанности землепользователей
* рассмотреть плату за пользование землями
* изучить меры по охране земель.
* проанализировать ответственность, предусмотренную за нарушение законодательство об охране земель.
1. Земли как вид природных ресурсов
Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах — как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.
Экономическое значение земли состоит в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориальным базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и т. д.
Экологическое значение земли заключается в том, что она представляет собой основу существования и воспроизводства человеческого общества, главное звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды — воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва — поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.
Таким образом, юридически земля может рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных прав — собственности, пользования, аренды и др., а с другой, — как объект правовой охраны окружающей природной среды.
Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» 1996 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1998 г., Закон РФ «О плате за землю» 1991 г., указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 № 2287, «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 № 631, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503 и др.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфере вызывают необходимость обновления земельного законодательства, в частности, предполагается принять новый Земельный кодекс Российской Федерации.
Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся также в нормативных актах, определяющих правовой режим других природных ресурсов (Лесном, Водном кодексах РФ, Законе РФ «О недрах» и др.), гражданском законодательстве, законодательстве о сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.
2. Виды землепользования
Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образует земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
— земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.
Каждая из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового режима, установленного земельным законодательством.
Основную часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса РФ). К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйственного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.).
Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С учетом экономической и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается.
Земельное законодательство предусматривает также специальные обязанности землепользователей по рациональному использованию, сохранению и улучшению сельскохозяйственных земель.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются субъектам для различных целей, связанных с ведением сельского хозяйства:
— гражданам — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
— кооперативам граждан — для садоводства, животноводства и огородничества;
— сельскохозяйственным предприятиям и организациям различных форм собственности — для сельскохозяйственного производства;
— научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским общеобразовательным школам — для исследовательских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства;
— несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хозяйства.
Все остальные категории земель имеют несельскохозяйственное назначение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для развертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим определяется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развитием производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д.
Земли населенных пунктов представляют собой все земли в пределах городской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, сооружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения — улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.
Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения — это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют землями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприятий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий связи и электропередачи и др.).
К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения относятся земли заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, истории и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.
Правовой режим указанных земель отличается тем, что они полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается.
Правовой режим земель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда — это земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав которого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Землями водного фонда являются земли, занятые водными объектами (реками, озерами, ледниками и т. д.), а также прилегающие к водоемам земли, связанные с использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На правовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодательства (например, ст. 12, 16, 112 Водного кодекса РФ).
Землями запаса являются все земли, не предоставленные каким-либо субъектам или в отношении которых право пользования прекращено.
3. Права и обязанности землепользователей
В Российской Федерации юридически признаются несколько основных форм собственности на землю. Согласно нормам Конституции РФ, гражданского и земельного законодательства земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности.
Право частной собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам.
Субъектами права государственной собственности на землю выступают Российская Федерация и субъекты РФ (республики, края, области, автономные образования, Москва и Санкт-Петербург), а муниципальной — различные муниципальные образования (города, районы, сельские поселения и др.).
От имени субъектов права государственной и муниципальной собственности правомочия собственников осуществляют соответствующие компетентные органы: они устанавливают правовой режим и порядок предоставления земель, распределяют земельные участки, взимают плату за землю, осуществляют контроль за использованием и охраной земель и т. д. Рассматриваемые земли непосредственно закрепляются за отдельными государственными и муниципальными предприятиями или учреждениями (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ).
Государственной собственностью являются все земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). В составе этих земель выделяются федеральные земли, правовой статус которых регулируется специальными правовыми актами. Так, Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» установлено, что к федеральным могут относиться земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности страны, а также занятые объектами (энергетическими, транспортными, космическими, историко-культурными и др.), находящимися в федеральной собственности, земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения (заповедников, национальных парков, курортов и др.).
Земельные участки могут также принадлежать нескольким субъектам на праве общей собственности. Граждане и юридические лица вправе образовывать общую долевую или совместную собственность путем объединения принадлежащих им земельных участков (например, общая долевая собственность членов сельскохозяйственных кооперативов, реорганизованных в акционерные общества колхозов и совхозов и др.), а также путем совместного приобретения земельных участков (например, общая совместная собственность на землю супругов, членов крестьянского хозяйства). Режим таких земель определяется по нормам гражданского законодательства об общей собственности двух или более лиц с изъятиями, установленными земельным законодательством.
В содержание права собственности на землю входят принадлежащие собственнику правомочия владения, пользования и распоряжения, которые осуществляются им свободно, по своему усмотрению, но лишь в той мере, в какой оборот земель допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей природной среде (ст. 36 Конституции РФ, ст. 129, 209 ГК РФ и др.).
Правомочия собственника реализуются через комплекс конкретных прав и обязанностей, предоставленных ему земельным и гражданским законодательством.
Лица, имеющие в собственности земельные участки, вправе их продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству (в том числе по завещанию), сдавать в аренду, отдавать в залог, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Государство, граждане, юридические лица, муниципальные образования могут передавать земли, находящиеся в их собственности, для использования другим лицам. В таких случаях возникают различные виды вещных прав на землю, принадлежащих лицам, которые не являются ее собственниками (ст. 216 Гражданского кодекса РФ): право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного или временного пользования ею, земельные сервитуты и др.
Характер и содержание рассматриваемых вещных прав определяются законом и волей собственника, который их предоставляет, поэтому они будут ограниченными, более узкими по объему по сравнению с правом собственности на землю. Содержание ограниченных вещных прав на землю складывается из правомочий владения и пользования земельным участком. Что касается распоряжения землей, то данное правомочие существенно ограничено либо совсем исключено. Так, согласно ст. 264 ГК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права владения и пользования земельным участком и не вправе распоряжаться им, если иное не предусмотрено законом или договором.
Земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставляются компетентными государственными органами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Субъектами права пожизненного наследуемого владения землей могут быть только граждане.
Возможности распоряжения земельным участком для гражданина-землевладельца заключаются в праве передачи земли по наследству, а также в аренду или безвозмездное срочное пользование. В то же время совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка (продажа, залог и т. д.), прямо запрещено законом.
Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками могут быть как граждане, так и юридические лица. Предоставляются они также, как и в предыдущем случае, из государственных или муниципальных земель. Кроме этого право постоянного пользования земельным участком может возникнуть у субъекта вместе с приобретением недвижимости (здания, сооружения и др.), которая на нем находится. Особенности правового положения земельных участков в связи с совершением подобных сделок регулируются нормами гражданского законодательства.
Наряду с правом владеть и пользоваться земельным участком землепользователь может передавать его в аренду и безвозмездное срочное пользование другим лицам, но только с согласия собственника земли.
Сервитутные права предполагают ограниченное пользование чужим земельным участком. В отличие от рассмотренных выше прав — это отдельные, строго определенные правомочия по использованию земли, которые устанавливаются для конкретных хозяйственных или потребительских целей. Например, для прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и других нужд.
Земельный сервитут устанавливается в интересах и по требованию лица, которому участок принадлежит на праве собственности (пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования), соглашением между этим лицом и собственником соседнего земельного участка, а при недостижении соглашения — судом. В случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется. Однако сервитут не может быть самостоятельным предметом каких-либо сделок и не может передаваться каким-либо другим лицам. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может требовать плату за пользование его земельным участком от лиц, в чьих интересах сервитут установлен.
Если основания, по которым был установлен земельный сервитут, отпадают или земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по назначению, то сервитут может прекратиться.
Использование земельного участка на законных основаниях лицами, не являющимися его собственниками, может реализовываться и в других правовых формах: в связи с передачей земли в аренду, в залог, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ, кооперативов и др.
Право аренды земель представляет собой право срочного платного пользования земельным участком для определенных хозяйственных и иных целей.
Сторонами договора аренды выступают граждане, юридические лица, органы исполнительной власти (от имени государства — Российской Федерации и ее субъектов или муниципальных образований).
Сдавать земельные участки в аренду, то есть выступать арендодателями могут собственники земли, субъекты права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования земельным участком. Основные условия аренды земли (предмет, срок, цель, плата и др.) определяются в договоре аренды между сторонами и должны соответствовать земельному законодательству. Аренда может быть краткосрочной и долгосрочной.
Право аренды земли может быть предметом гражданско-правовых сделок — купли-продажи, залога и др., а также передаваться по наследству, вноситься в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций*.
Залог земельных участков (ипотека) регулируется земельным и гражданским законодательством, а также специальным Федеральным Законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 1998 г.
Залогодателями могут быть земельные собственники — граждане, их объединения, юридические лица. Ипотека земельных участков обычно устанавливается в обеспечение кредитных и заемных обязательств.
Предметом залога не могут быть земли в государственной и муниципальной собственности, а также сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств (ст. 63 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). При общей долевой или совместной собственности на землю ипотека может быть установлена только на земельный участок, выданный в натуре из земель, находящихся в долевой или совместной собственности.
Заложенный земельный участок остается у залогодателя, который сохраняет права владения и пользования им. Распоряжение этим земельным участком возможно только с согласия залогодержателя (кроме завещания заложенного земельного участка).
Граждане РФ могут получить земельные участки в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, аренду для любых, не запрещенных законом целей: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и гаражного строительства, предпринимательской деятельности и др.
Граждане, получившие земельные участки в бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду (кроме аренды у физических лиц), имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность.
Собственники государственных и муниципальных предприятий, приватизированных как путем продажи на коммерческом, инвестиционном конкурсе или аукционе, так и путем преобразования в акционерные общества, могут приобретать в собственность или брать в аренду с правом приобретения в собственность земельные участки этого предприятия.
Такими же правами обладают граждане и их объединения, которым были предоставлены земельные участки на праве постоянного пользования или аренды для предпринимательской деятельности.
При этом не подлежат продаже земли общего пользования в населенных пунктах, земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного значения, земли, предоставленные для сельского хозяйства, использования и охраны недр и некоторые другие виды земель.
Все рассмотренные права на земельные участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования — это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами — земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.
Праву землепользования присущ целевой и платный характер.
Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.
Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, предусмотрены законом и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с изменением их целевого назначения, производится только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.
Принцип платности природопользования применительно к землям реализуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставлено органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу земельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.
Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных земель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.
Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.
Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом органы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%.
Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше земельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанности по использованию земельного участка.
В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:
— самостоятельно хозяйствовать на земле;
— использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
— возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
— собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
— в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
— на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:
— эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
— осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;
— своевременно вносить плату за землю;
— не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
— своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;
— вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.
Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ*, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков — гражданско-правовой и административно-правовой.
Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров — купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.
Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога.
Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляется договором купли-продажи (купчей).
Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутствии земельных споров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия пользования).
Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистрация производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право собственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ продавца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.
Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подлежат обязательной государственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приобретателя лишь с момента регистрации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установления земельных сервитутов.
Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца выступает орган государственной власти или местного самоуправления.
Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.
Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные администрации).
Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством.
Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, подают заявление в соответствующую местную администрацию, обладающую правом предоставления участка. В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение. Заявление подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи. Принятое по нему решение (выписка из него) о предоставлении земельного участка либо об отказе в этих действиях выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При предоставлении всего земельного участка бесплатно решение администрации является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи земельным комитетом документов, удостоверяющих право на землю. При покупке всего земельного участка или его части решение администрации является основанием для заключения договора купли-продажи (между гражданином и местной администрацией) в нотариальном порядке. Расчеты, связанные с покупкой земельных участков, производятся через банки. На основании договора купли-продажи и документов об оплате осуществляется отвод земли в натуре и выдача документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок.
Более сложный порядок предоставления земель установлен в случае отвода земель для строительства каких-либо объектов заинтересованным юридическим лицам — предприятиям, организациям, учреждениям. Он предполагает процедуру предварительного согласования места размещения объекта с рассмотрением ходатайств об изъятии и предоставлении таких земельных участков, обоснованием размеров и сроков их использования, выяснения общественного мнения по поводу предстоящего строительства и т. д..
В отдельных случаях, предусмотренных законом, предоставление земельных участков требует соблюдения дополнительных условий, например, при выделении земель для крестьянского (фермерского) хозяйства, предпринимательской деятельности, оформлении права собственности на земельные доли в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях) и др.
Основаниями прекращения права землепользования служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.
Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица-природопользователя или смерть гражданина-природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.
4. Плата за пользование землями
Плата за землю устанавливается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы — земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли. В соответствии со ст.3 указанного Закона ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Налог за земли городов, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в г.Москве установлено 35 территориально-экономических зон).
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа (в 2003 г. — не менее 51,84 коп. за 1 м2).
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
На основании ст.16 Закона «О плате за землю» земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Ежегодно не позднее 1 июля юридические лица должны представить в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
В разделе II инструкции МНС России от 21.02.2000 г. N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» разъясняются вопросы применения льгот, установленных указанным Законом. Порядок уплаты земельного налога определяется также совместным письмом Госналогслужбы России от 10.06.92 г. N ВГ-4-02/33, Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 9.06.92 г. N 5-10/1605 и Минфина России от 9.06.92 г. N 09-02-13 «О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами». В данном письме повторяются положения Закона «О плате за землю» в части сдачи отчетности и порядка исчисления налога. В письме указано, что начисление налога производится со всей площади земельного участка кооператива (товарищества), в том числе с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, которым в соответствии с Законом предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования. Для возмещения расходов на плату за землю правление взыскивает взносы с членов товарищества (кооператива), которые в соответствии с Законом не освобождены от уплаты земельного налога.
На основании п.26 инструкции МНС России от 21.02.2000 г. N 56 до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно-строительных кооперативов представляют налоговые декларации (расчеты) земельного налога и уплачивают налог по месту нахождения земельного участка их правления (за исключением членов кооперативов, получивших такие свидетельства).
Согласно указанному совместному письму Госналогслужбы России, Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и Минфина России начисление налога производится со всей площади земельного участка кооператива, в том числе и с площадей общего пользования (площадь, предназначенная для обслуживания здания), за исключением площадей, закрепленных за гражданами, которым в соответствии с Законом «О плате за землю» предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования.
В Законе «О плате за землю» на уровне субъектов Российской Федерации разрешается установление иных сроков уплаты налога, отличных от указанных в данном Законе (15 сентября и 15 ноября равными долями). Так, в ст.10 Закона г.Москвы N 34 установлено, что юридическими лицами земельный налог уплачивается поквартально равными долями не позднее 20-го числа последнего месяца квартала; арендная плата за землю юридическими и физическими лицами уплачивается поквартально равными долями не позднее 5-го числа первого месяца квартала. Договором могут быть установлены иные периодичность и сроки внесения арендной платы; земельный налог с юридических и физических лиц взимается с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка.
Арендная плата с юридических и физических лиц взимается со дня, следующего за днем регистрации договора аренды земельного участка, если иное не предусмотрено договором аренды земли.
Для исчисления земельного налога членами жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов используется расчет налоговой базы, приведенный в ст.6 Закона г.Москвы N 34. Юридические и физические лица, обладающие вещными правами на расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них, платят регулярные земельные платежи исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в том случае, если высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10%.
5. Меры по охране земель
Неоценимое значение земли для существования биосферы и жизнедеятельности человека предполагает необходимость ее всесторонней охраны.
Правовая охрана земель — это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:
— предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;
— обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
— создать механизм учета и проверки экологического состояния земель .
Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.
К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др.
Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия земель и т. д.
Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.
В числе последних следует особо выделить обязанности землепользователей по:
— рациональной организации земельной территории;
— защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
— использованию земель в соответствии с целевым назначением;
— приведению земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Субъекты хозяйственной деятельности, которые производят работы с нарушением поверхности земель (строительство, добыча полезных ископаемых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.
В случае невозможности восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, предусматривается консервация таких земель в установленном законом порядке.
При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективности предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новых техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.
Специальные требования установлены законом для охраны сельскохозяйственных земель.
Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.
Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.
Основные направления деятельности государственных органов, а также права и обязанности землепользователей в сфере сохранения, воспроизводства и повышения плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В соответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:
— осуществлять сельскохозяйственное производство способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;
— соблюдать правила и нормативы проведения агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;
— представлять сведения в компетентные органы об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.
В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель.
Мелиорация — это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает Федеральный Закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996г.
Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.
Основаниями ответственности являются земельные правонарушения. Их перечень приводится в актах земельного законодательства (ст. 125 Земельного кодекса РФ, Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»), а конкретные санкции за них содержатся как в земельном, так и других отраслях законодательства — уголовном, административном, гражданском, трудовом.
Среди земельных правонарушений следует прежде всего выделить экологические, то есть нарушения, которые причиняют вред земле как охраняемому природному объекту. К их числу относятся загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязанностей по приведению временно занятых земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель; бесхозяйственное использование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; нарушение режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного значения; использование земельных участков не в соответствии с целевым назначением и др.
Все иные земельные правонарушения, объектом посягательства которых являются вещные земельные права или порядок управления в сфере земельных отношений, не являются экологическими, хотя иногда и могут быть связаны с нарушением экологических требований. Это незаконные сделки с землей, самовольное занятие земель и самовольное строительство, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, несвоевременный возврат временно занимаемых земель, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, систематическое невнесение платежей за землю, невыполнение предписаний государственных органов контроля за использованием земель, нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и другие.
Указанные виды земельных правонарушений, как правило, влекут административную ответственность в виде штрафов, налагаемых на граждан и должностных лиц. Она предусмотрена в КоАП РФ, нормами земельного законодательства и применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления — Госкомземом России, Госкомэкологией России, Государственной службой санитарно-эпидемиологического надзора и др.
В случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (отравление, загрязнение или иная порча земель), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ.
Независимо от привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.
Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, самовольном занятии, снос самовольно возведенных строений производится виновными в этих нарушениях лицами своими силами или за их счет.
За нарушение экологических требований по рациональному использованию и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и другие нарушения могут применяться санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков, порядок осуществления которого был рассмотрен выше.
6. Ответственность за нарушение законодательство об охране Земель
Ответственность за нарушение земельного законодательства выступает как часть, вид юридической ответственности, устанавливаемой российским законодательством за совершение различных правонарушений. Уголовным кодексом Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за земельные правонарушения, являющиеся преступлениями; уголовная ответственность не может быть применена, если она прямо не предусмотрена УК. Административная ответственность устанавливается административным законодательством (КоАП) за административные проступки. Гражданско-правовая ответственность за гражданско-правовые нарушения устанавливается гражданским законодательством (ГК). Возможна также и дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства, являющиеся дисциплинарными проступками, устанавливаемая законодательством о дисциплинарной ответственности, например трудовым законодательством (ТК) и другими актами. Таким образом, в российском законодательстве предусматриваются четыре основных правовых формы ответственности — их, как правило, называют традиционными: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.
Каждая из этих форм ответственности, как отмечалось выше, применяется за совершение соответствующего правонарушения — дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения в области использования и охраны земель. Их понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусматриваются в соответствующих отраслях законодательства, названных выше. В последнее время некоторые из них стали предусматриваться непосредственно в земельном законодательстве. В ст. 125 ЗК предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная или административная ответственность, а в ст. 126 предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанное с нарушением земельного законодательства. Хотя в ЗК ничего не говорится о дисциплинарной ответственности, она очевидна и применяется в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности за земельные правонарушения ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматриваются прямо в земельном законодательстве. Это — специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой. Она предусматривает в отличие от традиционных мер специальные земельно-правовые меры (например, по ЗК — лишение права землепользования, изъятие земельного участка).
Земельно-правовая ответственность является дополнительным, специальным видом ответственности за земельные правонарушения. Таково соотношение и сочетание всех видов и форм ответственности за земельные правонарушения в законодательстве. Но поскольку они предусмотрены в земельном законодательстве, постольку можно и говорить об ответственности по земельному законодательству, хотя меры ответственности предусматриваются разными отраслями законодательства.
Большое практическое значение имеет вопрос о правильном разграничении земельных правонарушений. Преступление — это уголовно наказуемое деяние (бездействие). Преступление — общественно опасное деяние, и этим оно отличается от остальных правонарушений. Только общественно опасные деяния (преступления) «попадают» в УК. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания. Так, например, порча земли — уголовное преступление и одновременно административный проступок (ст. 254 УК и ст. 125 ЗК). При привлечении к ответственности конкретно решается вопрос о том, к какой ответственности привлечь виновного: к уголовной или административной. В зависимости от тяжести, общественной опасности, общественного вреда может наступать уголовная или административная ответственность. Одновременно за то же правонарушение виновный не может быть привлечен к двум видам ответственности. Иначе решается вопрос о гражданско-правовой ответственности за имущественный ущерб.
Она может быть самостоятельной или же к ней можно привлечь и виновного, привлекаемого к уголовной, дисциплинарной, административной ответственности. То есть гражданско-правовая ответственность может сопровождаться указанными видами ответственности. Гражданско-правовая ответственность — это имущественная ответственность за причинение имущественного ущерба. Поэтому, если нет такого ущерба, нет и имущественной ответственности. Административный проступок — это деяние, как правило, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. Поэтому за такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами — государственными инспекторами, административными комиссиями.
Дисциплинарный проступок — деяние, совершенное при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) налагаются руководителем предприятия, организации на подчиненных работников, совершивших дисциплинарный проступок (например, руководитель сельхозпредприятия может наложить взыскание на рядового работника или бригадира за загрязнение земельного участка или неправильное применение химических удобрений, приведшее к ухудшению земель). Каждое земельное правонарушение отличается четырьмя характерными элементами: это объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона правонарушения и субъективная сторона правонарушения. Ответственность может наступать только при наличии всех 4 элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Объектом земельного правонарушения является земельный строй, установленный ЗК, другими земельными законами.
В качестве конкретного объекта выступают: земля, конкретный земельный участок; земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли; нормы рационального пользования, требования к организациям и лицам о соблюдении земельного законодательства. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, составляющие суть и содержание правонарушения, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, то же уничтожение межевых знаков, самовольный захват и т.д.). Субъекты правонарушения в области земельного законодательства — это конкретные лица, физические или юридические, которые совершают правонарушения законодательства о земле. Причем это могут быть как граждане Российской Федерации, других государств, так и предприятия иностранных фирм, объединений и др. Причем они должны обладать юридической правоспособностью и дееспособностью, т.е. способностью обладать правами и нести обязанности и самостоятельно осуществлять своими действиями эти права и обязанности.
Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т.е. как он относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности.
Таков элементный состав земельного правонарушения. При решении вопроса о привлечении к ответственности это надо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается. При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные основания условия ответственности. Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления. Условия ответственности установлены законодательством, они делают возможным привлечение к ответственности, и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным привлечение к ответственности. Такими условиями являются: 1) противоправное поведение; 2) наличие вреда; 3) наличие причинной связи между вредом и деянием; 4) вина нарушителя. Без них не может быть привлечения к ответственности. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (бездействие) являются противоправными, т.е. если они нарушают закон. Если деяние не противоправное, т.е. если в законе не предусмотрена ответственность за такое правонарушение, он не может быть привлечен к ответственности.
Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть экономическим или экологическим. Экономический ущерб возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора (загрязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет и др.). Экологический вред — вред земле как природному объекту. Причинная связь между правонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине, а не по другой. Иногда прямая такая связь может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это прямо предусмотрено законом), тогда виновный также может привлекаться к ответственности. Но если это совсем не связано с действиями лица, оно не может привлекаться к ответственности (стихийное бедствие и др.). Вина правонарушителя — обязательное условие привлечения его к ответственности. Без вины нет ответственности. Вина может быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халатной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказания или взыскания. Указанные требования являются обязательными для всех видов ответственности. Коллективы (предприятия, организации), их органы не могут быть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности, так как эта ответственность строго индивидуальна. К гражданско-правовой имущественной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица — причинители вреда. Ущерб, взысканный с предприятий и организаций, может быть затем взыскан по суду с должностных лиц и других работников этих предприятий, конкретных виновников причинения ущерба.
Что касается административной ответственности, то до принятия нового ЗК штрафы за земельные правонарушения могли налагаться только на граждан, но не на предприятия и организации. Сейчас ЗК предусмотрены административные штрафы и для предприятий и организаций, что связано с рыночной экономикой (об этом говорится дальше). Завершая общую характеристику ответственности за земельные правонарушения, следует подчеркнуть, что эта ответственность важный фактор укрепления законности в земельных отношениях и правопорядка, укрепления земельного строя страны. Важный, но не главный и не единственный.
Главным методом является убеждение, добровольное применение и исполнение законодательства, организаторская и культурно-воспитательная работа, правовая пропаганда, разъяснение народу законодательства (на это и направлено настоящее пособие), правовое воспитание людей, повышение их правосознания, чтобы уважение к закону было их личным убеждением. И только в тех случаях, когда эти методы «не срабатывают», применяется ответственность за правонарушения. Нет полных данных о применении этих мер, они еще не обобщались и не изучались. Но поступают сигналы о том, что порой они не применяются и не полностью применяются; и, по существу, нарушители остаются безнаказанными, а законность и правопорядок от этого страдают. Это свидетельствует о низкой эффективности реализации законодательства.
Когда говорят об эффективности самого законодательства, то очень часто это сводится к утверждению о том, что законы плохие и поэтому они неэффективны. Вряд ли всегда это правильно. Очень часто условия эффективности находятся вне права, вне самого закона. Ухудшилась экологическая ситуация — виноват закон, он плохой? Нет. Его выполнение зависит от материальных и финансовых ресурсов, материально-технических средств, социально-экономических условий. Если бы они «приводились в действие» законы выполнялись бы, были бы эффективными. К этому надо стремиться. Земельные правонарушения и меры ответственности за них перечислены в ЗК, где имеется специальный раздел Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель. Это и есть ответственность за земельные правонарушения.
ЗАключение
По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:
В основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития земельного законодательства
Система правового регулирования земельных отношений основана на представлениях о земле, являющейся природным объектом, ресурсом природы и выполняющей определенные функции, и одновременно недвижимостью, объектом права собственности и иных прав. Рассматриваемый принцип имеет важное значение для уточнения сущности земельных отношений, которые определяются в п.1 ст.3 ЗК; установления объектов земельных отношений (п.1 ст.6 ЗК) и указания целей охраны земель.
Первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества. Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)
2. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 448 с.
3. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: «Юриспруденция», 2003. – 168 с.
4. Комментарий к Земельному кодексу из книги «Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации». — М.: Юрайт-Издат, 2002.
5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // Крассов О.И. — Юристъ, 2002