Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 6
1.1. Основные положения законодательства о защите прав потребителей….. 6
1.2. Характеристика основных прав потребителей в торговом
Обслуживании.. 24
1.3. Права потребителей при покупке товаров.. 35
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 45
2.1. Государственная и общественная защита прав потребителей.. 45
2.2. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом.. 58
2.3. Судебная защита прав потребителей… 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 89
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.
Современный мир наполнен множеством вещей и приборов, которые мы можем купить в магазинах. Покупая различные приборы и вещи рядовой потребитель рискует столкнуться с такими неприятностями, как брак вещи, недостаток товара, существенный недостаток и многими другими. И поэтому потребитель, выходя в очередной раз из дома за покупками, должен знать и уметь защитить свои права, которые, возможно кто-то попытается нарушить.
Вначале хотелось бы дать информацию о состоянии дел в вопросе защиты прав потребителей. Анализ полученных обращений показал, что преобладающее количество звонков и обращений связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли — более 70%. В структуре устных обращений преобладающее количество нарушений связано с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества: наибольшее число обращений на качество сложно-технических товаров бытового назначения, по-прежнему для покупателей большой проблемой остается приобретение некачественной обуви. Обобщение результатов показывает, что в большинстве случаев требования, выдвигаемые потребителями в претензиях к продавцам законны и обоснованы.
Основные причины обращений — продажа товаров ненадлежащего качества, не предоставление продавцом информации о товаре, нарушение сроков выполнения услуг. Тематика обращений не меняется — претензии преобладают к технически сложным товарам бытового назначения. Технически сложные товары — самый конфликтный сегмент потребительского рынка.
Данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как большинство нарушений происходит в сфере торговли, в частности, это касается договора розничной купли-продажи, Мы должны знать свои права, потому что практически каждый день нам приходится сталкиваться с покупкой таких товаров, как продукты питания, одежда, обувь, иногда покупаем технически сложные товары- автомобили, телевизоры, компьютеры, фотоаппараты и так далее, еще реже покупаем квартиры, дачи, мебель и другое.
Цель работы — рассмотреть особенности определения прав потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
? рассмотреть качество товаров, работ, услуг как правовая категория;
? дать характеристику правовых основы категорий надлежащего и ненадлежащего качества;
? проанализировать особенности определения прав потребителей на товар надлежащего качества;
? раскрыть способы устранения недостатков товара, его замены и расчёты с покупателем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества;
? описать проблемы экспертизы качества товаров надлежащего и ненадлежащего качества в материалах судебной практики.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между потребителями, производителями и продавцами при реализации товара надлежащего и ненадлежащего качества.
Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.
Методы исследования. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный методы. Автором также используются специально-юридические методы исследования — сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.
При написании курсовой работы использовалась научные стать и публикации следующих авторов: Ашиткова, Т. Басовский, Л.Е., Богдан, В.В. Большаков, А. Востриков, Г. Г. Горина, И.Е. Гутников, О. Жилинский, С.Э. Корнилов, Э.Г. Леонова, Г. Прокш, М. Федько, В.П., Чайка, И.И. Швандар, В.А. Шубенкова, Е.В.
1.Теоретические основы правового регулирования института прав потребителей на надлежащее качество товаров
1.1.Качество товаров, работ, услуг как правовая категория
Проблема качества — предмет исследования многих наук: философской, экономической, товароведческой, технической и др. Задача юридической науки заключается в формировании эффективного правового механизма, обеспечивающего производство и поступление на рынок товаров (работ, услуг) требуемого качества. Однако для того, чтобы создать такой механизм, следует разобраться в основных правовых категориях и прежде всего выяснить сущность правовой категории «качество товаров (работ, услуг)».
Как философская категория качество отображает существенную определенность вещей. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств Под свойством в философии понимается то, что присуще какому-либо предмету, составляет его конкретное существование Свойство выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к нимТаким образом, качество — это прежде всего совокупность свойств. [8, С.107]…….
……тствии в продаже аналогичного товара и расторжении договора потребителем следует предусмотреть срок возврата потребителю уплаченной им за товар денежной суммы и ответственность продавца за нарушение этого срока.
4. Предлагается внести дополнение в Закон РФ «О защите прав потребителей», устанавливающее запрет на доставку товаров (работ, услуг) потребителю без их заказа последним, если при этом требуется их оплата. При получении не заказанных товаров (работ, услуг) потребителю предоставляется право на возмещение убытков в полном объеме.
5. Бремя доказывания момента и причин возникновения недостатков товаров (работ, услуг) должен нести контрагент потребителя независимо от того, установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок или нет.
6. Предусмотреть в Законе РФ «О защите прав потребителей» право потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного ведения торговли (на дому, на улице, на работе и т.п.). Под указанным договором предлагается понимать договор, при котором продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) реализует товары (работы, услуги) в месте нахождения потребителя, минуя торговую сеть.
7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона «О защите прав потребителей», дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.
8. Предлагается для решения проблем, существующих в современном российском законодательстве, путем создания информационной системы оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции; путем внесения изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей», касающихся введения обязательного порядка сообщения виновной организации о нарушенных ею правах и требованиях потребителя, и о необходимости изъятия из оборота товаров (работ, услуг), представляющих опасность для окружающей среды.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации офиц. текст. // Российская газета. -1993. — № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст.410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. — № 49. — Ст.4552.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ., принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст.4532.
6. О техническом регулировании, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства № 1, 2009
7. Ашиткова, Т. Защита прав потребителей / Т. Ашиткова,// Законность. — 2010. — № 9. — С.23.
8. Басовский, Л.Е., Протасьев В.Б., Управление качеством/ Л.Е. Басовский, М.: ИНФРА — М, 2007 — 500 с.
9. Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг / В.В. Богдан// Юрист. — 2009. — № 7. — С.15.
10. Большаков, А. Проверка качества товара / А. Большаков,// ЭЖ-Юрист. — 2011. — № 38. — С.5.
11. Востриков, Г. Г. Предпринимательское право. — / Г.Г. Востриков, М, 2007. — 453с.
12. Горина, И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов/ И.,Е. Горина, — // М., Юрайт-Издат. 2006. — 326 с.
13. Гутников, О. Комментарии к изменением в законодательстве о защите прав потребителей./ О. Гутников,// Хозяйство и право. — 2011. — № 10. — С.56.
14. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право/ С.Э. Жилинский- М.: НОРМА. — 2009. — 564с.
15. Корнилов, Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей / Э.Г. Корнилов// Хозяйство и право. — 2010. — № 11. — С.21.
16. Леонова, Г. Обязательные требования к качеству товара/ Г.Леонова // Хозяйство и право, 2009. — №11. — с.14 — 22
17. Прокш, М. Ответственность за нарушение прав потребителей / М. Прокш,// Законность. — 2010. — № 10. — С.21.
18. Федько, В.П., Альбеков А.У.Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. /В.П. Федько, — РостовН/Д.: Феникс, 2010.- 640 с.
19. Чайка, И.И.Конкурентоспособное качества отечественной продукции — ключевая проблема выхода России из экономического кризиса/ И.И. Чайка // Стандарты и качество, 2005, №8.
20. Швандар, В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. М.:ЮНИТИ-Дана, 2011. — 487 с.
21. Шубенкова, Е.В. Тотальное управление качеством/Под ред. Профессора Ю.Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2009, — 661 с.