Содержание
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение -3-
1.Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации-5-
1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию -11-
2.Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
2.1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую
репутацию-15-
2.2. Проблема возмещения морального вреда-25-
Из практики
Заключение-34-
Используемая литература-35-
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Для реализации этих положений важнейшее значение должно придаваться защите чести и достоинства гражданина. По правовой природе названные нематериальные блага входят в состав объектов гражданских прав. Конституционные основы регулирования защиты чести и достоинства гражданина составляют следующие правила: принцип охраны достоинства личности, состоящий в том, что достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (п.1 ст.21); каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п. 1 ст.23).
На протяжении жизни ряда поколений ни в юридической литературе, ни в правосознании людей не возникало никакого сомнения или разногласия по вопросу о том, могут ли честь, достоинство, деловая репутация в субъективном смысле быть объектом посягательства. В то же время каждый человек, живя и поступая честно, с присущим ему внутренним достоинством, может и вправе требовать, чтобы и другие уважали и признавали в нем это качество, чтобы с ним поступали, как с человеком честным, достойным, заслуживающим уважения.
В настоящее время, когда существует политическое и идеологичес¬кое многообразие, свобода слова и свобода массовой информации, осо¬бое значение приобретают гражданско-правовые средства защиты чести и достоинства граждан, а также деловой репу¬тации граждан и организаций. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г. провозгласила в числе важнейших прав человека право на неприкосновенность от произвольных посягательств на его честь и репутацию. Защита этих духовных ценностей в гражданско-правовом порядке предполагает обеспечение их восстановления пос¬ле допущенного нарушения. Реальность защиты нарушенных субъек¬тивных прав и интересов граждан и иных субъектов права в значитель¬ной мере обусловлены полным и правильным установлением в судебном заседании обстоятельств гражданских дел. Установление этих обстоятельств возможно глав¬ным образом с помощью судебного доказывания, которое осуществля¬ют субъекты доказывания, несущие в силу закона эту обязанность и обладающие таким правом, заинтересованные в материально-право¬вом исходе дела.
Таким образом, детальное исследование теории и практики защиты чести, достоинства и деловой репутации как объектов гражданских прав является в настоящее время в высшей степени актуальным.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалифицированной работы является комплексное исследование чести, достоинства и деловой репутации граждан как объектов гражданских прав.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) Рассмотреть понятие чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству РФ
2) Изучить правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации
3) Рассмотреть порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации
4) Проанализировать проблемные аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации по действующему гражданскому законодательству РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правовые категории честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав. Предметом исследования послужили нормы права, регламентирующие честь, достоинство и деловую репутацию, а также материалы практики применения данных норм.
Теоретическую основу настоящей работы составили труды дореволюционных российских цивилистов — Д.И. Мейера, И.А. Покровского, В.М. Хвостова, Г.Ф. Шершеневича, а также труды советских цивилистов и современных отечественных учёных: М.М. Агаркова, Анисимов А.Л., Власов А.А., Голубев К.И., Данилов Е.П., Иваненко Ю.Г., Ковалев Е.А., Костюк В.Д., Малеина М.Н., Романова О. Н., Трубников П.С., Эрделевский А.М. и других авторов.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация в Российском Гражданском праве
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству РФ
Каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу — деловая репутация. Честь — это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина и является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Человек, дорожащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью.
Достоинство — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения [12, с. 14-15].
Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица — оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений.
Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Следует отметить, что честь и достоинство — понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).
П?нятия и представления ? чести складывались и ф?рмир?вались в пр?цессе нравственн?й практики т?г? или ин?г? ?бщества, ?бщения людей между с?б?й, п?эт?му с?держание п?нятия «честь» является с?циальным. При эт?м ?бщественная ?ценка личн?сти не зависит ?т в?ли и желания сам?г? ?цениваем?г? лица, п?ск?льку вся ег? деятельн?сть пр?х?дит п?д к?нтр?лем ?бщества и именн? ?н? ф?рмирует ?ценку нравственных качеств кажд?г? к?нкретн?г? чел?века.
У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, однако их нельзя отождествлять. Как известно, сознание следует за чувством, но человек, как разумное существо, в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: один — воспринимает, другой — отвергает, исключает, подавляет.
При определении понятия «честь» различают два аспекта — объективный и субъективный. Та или иная оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как ?цен?чная катег?рия, направленная ?т ?бщества к личн?сти.
Чт? же касается субъективн?й, личн?й ст?р?ны п?нятия «честь», то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Субъективный аспект понятия «честь» всегда неразрывен с объективным, подчиняется и обусловливается последним и оказывает на него огромное воздействие [35, с. 33-34].
Существуют и другие точки зрения как среди отечественных ученых, так и зарубежных. Например, немецкий философ-идеалист конца XIX в. И. Экштейн в книге «Честь в философии и праве» рассматривает внешнюю честь как этическую оценку личности, из которой вытекает уважение, а внутреннюю честь — как духовное «я» человека, от «всего телесного освобожденное». При этом Экштейн считает, что обе формы чести не связаны одна с другой. Он, в частности, заключает, что «внешняя честь, что бы ни говорили, есть этическое благо, стремление к ней есть нравственное стремление, ибо честь удовлетворяет нравственным потребностям человека» [12, с. 17].
Человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, т. е. от общественного мнения. Можно сказать, что общественное мнение представляет собой специфическое явление духовной жизни общества, состояние общественного сознания. Его определяют по-разному: в явлениях духовной жизни общества, особой форме коллективной оценочно-познавательской деятельности, коллективных суждениях, высказываниях, представлениях и др.
Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о нем по-своему. Он не может воспротивиться этому, так как в соответствии с законами человеческой природы всякий человек, который видит те или иные поступки «своего ближнего», чувствует себя невольно призванным судить о них. Он не может в данном случае подчиняться началу свободного выбора, останавливать свое внимание на положительном, оставляя незамеченным и негативные проявления личности. Нельзя обойти и вопрос о том, как же относится какой-либо человек к факту оценки себя другими, поскольку честь есть известное нематериальное благо и ею дорожат даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения. В действительности мы видим, что с презрением к чести чаще всего относятся люди аморальные, не обладающие самостоятельным, волевым характером.
Честь прежде всего означает оценку личности с точки зрения социально-этической, и уважительное отношение к ней не возникает произвольно, а обусловлено как самой личностью, так и сущностью и соизмеримостью общественного отношения. Честь-это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство. В подобном определении усматривается оценочная категория, указывающая на связь человека как гражданина с определенной общностью людей. Таким образом, поскольку существует эта общность, постольку существует и категория чести, так как честь — это социальная оценка индивида. В этом контексте может возникнуть вопрос: всякое ли действие человека может быть объектом оценки со стороны общества? В философской литературе по данному вопросу нет единого мнения. Одни считают, что только при искусственном изолировании человека от окружающей среды можно вести речь о том, что его действия могут не иметь нравственного содержания и, следовательно, соответствующей оценки. Другие же полагают, что «лишь те действия могут быть оценены с точки зрения морали, в которых проявляются или формируются моральные отношения» [35, с. 35-36].
Как представляется, объективной является точка зрения тех, кто считает, что во всякой человеческой деятельности присутствует нравственный аспект, а потому любая такая деятельность может быть предметом моральной оценки. В то же время формирование правильной общественной оценки человека, суждение о нем должны основываться не на его единичных действиях и поступках, а на их совокупности. В частности, во внимание должны приниматься производственная деятельность того или иного лица, его поведение в общественных местах, быту, семье и т. п. При этом необходимо учитывать не только конечный результат его действий и поступков, но и мотивы, цели, побуждения, которыми он руководствуется при совершении каких либо поступков (или при бездействии) в определенных ситуациях. В свою очередь, мотивы поведения человека следует рассматривать в органической связи с общественными последствиями его поведения. Именно поэтому высокой общественной оценки заслуживает поведение, в котором налицо единство морально-целостного мотива и общественно-полезного результата.
Не требует доказательств то обстоятельство, что положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, в известном смысле придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызывать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других — усугубляет их. Поэтому общественная оценка человека должна быть объективной. Для формирования таковой необходимо достоверное знание самого объекта оценки, т. е. тех действий или бездействий, которые подвергаются оценке. Объективный характер чести проявляется главным образом в том, что она является объективным выражением отношений личности и общества [24, с. 21].
Необходимо отметить, что гражданин пользуется и внешней честью, исходящей от государства. Предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще. Вот почему перед суждением государства все граждане совершенно равны, никто не пользуется преимуществом из-за своих индивидуальных особенностей.
Вопрос о степени уважения, оказываемого государством гражданам, разрешается в основном законе — конституции. В каждом государстве, безусловно, степень эта различна, как и различна она в разные исторические периоды какого-нибудь государства. По этой степени уважения (наделения честью) гражданина можно составить себе понятие об отношении данного государства к людям, к своему народу в целом.
Как правило, государство интересуют поступки людей лишь постольку, поскольку ими затрагивается его право. Уважение со стороны государства к гражданам отличается от уважения людей друг к другу. В уважении одними людьми других существует множество различных вариантов и суждений; в уважении государства существует только одна гражданская честь, которая оказывается в равной мере каждому лицу и которой лишают в случае уголовного наказания. С этой точки зрения гражданская честь адекватна обыкновенной внешней чести.
В основе представления о чести лежит определенный нравственный критерий -в силу этого проявляется объективный характер категории чести. Объективный характер критерия нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем. Кроме того, нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного человека или группы людей. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественную его оценку с учетом существующей морали и правовых устоев в этом обществе. Под честью понимается в определенном смысле положительная репутация человека.
В органическом единстве с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства, которая является своеобразным отражением этой социальной оценки в сознании его носителя. Иными словами, достоинство — это самооценка личности, основанная на его оценке обществом, внутренних убеждениях и правосознании [35, с. 37-39].
Д?ст?инств? т?г? или ин?г? чел?века заключается в дух?вных и физических качествах, ценных, в частн?сти, с т?чки зрения п?требн?стей ?бщества. В св?ем ?рганическ?м единстве эти личные качества (д?ст?инства) и с?ставляют т?, чт? принят? называть личным д?ст?инств?м. Ег? с?циальный характер пр?является в т?м, чт? д?ст?инств?, как м?ральная ценн?сть и ?бщественн? значим?е качеств? личн?сти, ?пределяется существующими ?бщественными ?тн?шениями и в известн?й мере нередк? не зависит ?т чел?века. Н? данная катег?рия выступает еще и как с?знание и чувств? с?бственн?г? д?ст?инства. Эти субъективные ст?р?ны д?ст?инства представляют с?б?й ?смысление и переживание чел?век?м св?ей м?ральн?й ценн?сти и ?бщественн?й значим?сти, ?ни ?бусл?вливаются ?бщественными ?тн?шениями и зависят ?т них [12, с. 18].
В иерархии первостепенных целей общества, когда мы утверждаем, что «человек — цель, а не средство» [24, с. 24], мы предопределяем, что общество и государство должны заботиться об охране прав и свобод, в том числе о достоинстве личности. Разумеется, допустимы определенные ущемления интересов конкретного человека в рамках закона со стороны государства, если это делается во благо общества в целом. При этом разумные ограничения прав или свобод человека должны корреспондироваться с международно-правовыми стандартами таких ограничений, быть установленными в национальном законодательстве, проводиться в строго определенных критериях, когда другими методами невозможно решить ту или иную социальную задачу.
Следует подчеркнуть, что все граждане России как самоценные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, невмешательство в личную жизнь, на индивидуальную свободу и самовыражение и т. д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что не исключает, разумеется, признания больших заслуг одних перед другими.
Необходимо, по нашему мнению, признать в качестве критерия действенности права и государственного механизма обеспечение достоинства человека.
По содержанию Всеобщей декларации прав человека, других международно-правовых актов, конституций ряда развитых стран достоинство человека определяет суть личности. Оно не может быть разрушено, так как разрушается существо личности, которое присуще как живущим, так и ушедшим из жизни. Пройдя столетия сложного пути философско-религиозного и социально-правового осмысления, государственно- и международно-правового признания, достоинство человека в настоящее время все чаще становится предметом одного из неотъемлемых конституционных прав и основополагающих конституционных принципов общества и государства.
Таким образом, категория достоинства являет собой органическое единство социального и индивидуального. Человек, как совокупность определенных исторически обозначенных общественных отношений, только в обществе может осознать и проявить себя. «Жизнь общественная, — писал А.И. Герцен, — такое же естественное определение человека, как достоинство его личности» [12, с. 19-20].
О неразрывной связи чести и достоинства свидетельствует и то обстоятельство, что в их основе лежит единый определенный нравственный критерий. Вместе с тем, несмотря на неразрывную связь общественной оценки лица и его самооценки, между честью и достоинством существует и различие. Оно заключается в том, что честь, как уже отмечалось, это общественная оценка личности, а в достоинстве главное – субъективный момент, самооценка. Лицо само должно осознать свою общественную значимость и ценность. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада и в конечном итоге — от способности человека должным образом оценить мнение, сложившееся о нем у окружающих.
Можно утверждать, что в наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.
К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал: это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство». Здесь принимаются во внимание не только индивидуальная характеристика субъекта, но и черты, свойственные ему как представителю определенного коллектива, определенной общности.
Катег?рии «честь» и «д?ст?инств?» вытекают ?дна из друг?й. Они едины, н? не т?ждественны. Нельзя не с?гласиться с мнением, чт? «с?держание чести и д?ст?инства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности». В то же время эти различия в содержании их субъективного гражданского права на честь и достоинство зависят от степени развития индивида, в?спитания, ф?рмир?вания прав?с?знания, выраб?тки ?пределенн?й жизненн?й п?зиции, личн?стн?г? сам?утверждения, т. е. от прочности того фундамента, на котором базируются честь и достоинство .
В органической связи с честью и достоинством находится и такое понятие, как «репутация» (от лат. reputatio — обдумывание, размышление) [24, с. 25-28]. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Заметим, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении. В репутации личности в большей мере проявляются ее деловые качества, чем морально-этические. Не требует п?яснений и та истина, чт? репутация чел?века в известн?м смысле ф?рмируется на ?сн?ве ег? п?ведения и ?тн?шения к интересам других людей, ?бщества и г?сударства, складывается на ?сн?ве ег? п?ведения через посредство восприятия его облика другими людьми, что может являться источником существенной информации не только о вкусах и привычках, но и о внутренней сущности индивида.
Репутация может быть или положительной, или отрицательной и иметь подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Так, по словам М.Н. Малеиной, под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой ?бласти» [12, с. 22-24]. П?д дел?в?й репутацией следует п?нимать и те асс?циации, к?т?рые вызывает деятельн?сть ?тдельн?г? гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.
Во многих случаях нарушение деловой репутации юридического лица одновременно дискредитирует член?в ег? труд?в?г? к?ллектива и на?б?р?т, т. е. речь идет ? нарушении права на репутацию. Дел?вая репутация представляет с?б?й частный случай репутации в??бще и являет сл?жившееся мнение ? качествах (д?ст?инствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица, например, в сфере предпринимательства.
Западный социолог М. Вебер для обоснования построения иерархии социальных ценностей ввел понятие «статусная честь» («статусная репутация», «социальное уважение», «престиж») [32, с. 70-72]. Суть данного понятия выражается прежде всего в том, что от всех, кто предполагает следовать ему, ожидается особый образ жизни. Решающая роль такого «образа жизни» означает, что та или иная группа индивидов, претендующая на принадлежность к определенному обществу, вырабатывает «должный» стандарт поведения, в соответствии с которым выбирается круг людей для социального общения. При этом развивается осознание значимости своего положения, своеобразное «статусное самоуважение», и одновременно с ним возникает желание дистанцироваться от других слоев общества.
Деловая репутация, или социальный престиж, — это сравнительная оценка социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленная в общественном мнении. В этом контексте можно говорить, например, о частном предпринимательстве или организации (юридическом лице, если иметь в виду данное исследование): обладают или нет они деловой репутацией, «престижностью», т. е. способностью свидетельствовать, удостоверять деловую репутацию. Основанием, по которому индивид, группа людей или юридическое лицо наделяются деловой репутацией (престижем), является способ жизнедеятельности, поведения, потребления благ, выполнения обязательств, взаимоотношения с другими субъектами общественных отношений и др.
Престижная деятельность — это деятельность по достижению желаемого и удержанию имеющегося общественного почитания, т. е. деловой репутации. Индивид, юридическое лицо имеют определенный статус, отличный положительными деловыми качествами от других субъектов.
Часто престиж (деловую репутацию) отождествляют с авторитетом. Однако понятие «престиж» («деловая репутация») не имеет той «властной» окраски, которая характеризует понятие «авторитет». Авторитет является характеристикой положения, статуса личности или организации, наряду с престижем (деловой репутацией) соответствует ему, но не заменяет. Вопрос о соотношении престижа (деловой репутации) и авторитета достаточно сложен и тонок и является самостоятельной философской проблемой.
Честь и достоинство гражданина, а также деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, достоинство, деловая репутация являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите [24, с. 29-30].
1.2 Правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации
Вопрос о защите чести, достоинства и деловой репутации со стороны законодателя — это прежде всего вопрос о правах человека, их реальном обеспечении, о гарантированной государством возможности пользоваться этими правами.
Раскрывая понятие и содержание чести, достоинства и деловой репутации, мы определили, что эти категории в сфере общественных отношений выступают как социальные, этические блага. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага, охраняемые правом, а также юридические основания и способы их защиты.
В теоретическом и практичес…
**************************************************************