Содержание
Введение3
Глава 1. Законодательный процесс и его стадии4
§ 1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение4
§ 2. Стадии законодательного процесса11
Глава 2. Правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации20
§ 1. 3аконодательная инициатива и ее субъекты20
§ 2. Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации27
§ 3. Законодательный процесс в Совете Федерации38
Заключение47
Библиография49
Выдержка из текста работы
Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические , основы его существования и реального применения.
Вопросы законодательной деятельности, как важнейшие формы правотворчества, всегда вызывали живой интерес не только у ученых правоведов, политиков, но и у широкой общественности.
Взятый Россией курс на становление демократического правового государства с эффективной экономикой в сжатые (в историческом масштабе) сроки требует от законодателей объемной, сложной и напряженной работы.
В настоящее время законодатель в большей мере занимается не законодательной, а политической деятельностью, что несомненно сказывается на качестве законодательного процесса в целом, и на качестве принимаемых законов.
Недостатком являются то, что зачастую не соблюдаются требования, предъявляемые к законопроектам, хотя эти требования достаточно подробно разработаны в общей теории права, в их числе: точность и определенность формулировок, выражений отдельных терминов (понятий); ясность и доступность языка закона, система построения закона.
Законодательная власть ответственна за то, насколько полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах государства. Законы должны соответствовать потребностям общества.
Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан.
Список проблем присущих нашему законодательному процессу позволяет говорить об актуальности темы, избранной для исследования.
Глава 1. Законодательный процесс и его стадии
§ 1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение
Право в практической жизни людей — явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.
Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.
«Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано» . Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства…………………….
Заключение
Итак, в ходе изучения теоретических и практических вопросов, связанных с законодательным процессом в Российской Федерации, мы определили, что теоретическая база, которая может служить основой для усовершенствования законодательного процесса и общие положения, связанные с законодательной деятельностью в нашей стране основательно разработаны в российской юридической науке. Но, следует заметить, что высказано много точек зрения по вопросам: понятия самого законодательного процесса, определения количества и содержания его стадий и других его составляющих. Все эти точки зрения основаны на разных представлениях о сущности и содержании законодательного процесса, что естественно для науки, но не вполне приемлемо для практики. Так как законодательный процесс все же является процессом создания законов, причем нормативно закрепленный процесс, то есть для законодательного процесса характерна юридическая регламентация. В этом проявляется некоторая двойственность: с одной стороны четко урегулирована процедура принятия и рассмотрения законов, с другой неясное представление о количестве и внутреннем содержании стадий законодательной деятельности.
Для самого законодательного процесса в Российской Федерации характерны некоторые особенности: во-первых, наделение большого количества субъектов правом законодательной инициативы, что признается многими неоправданным и непродуманным шагом, и соответственно следовало бы сократить перечень субъектов законодательной инициативы в целях упорядочивания деятельности по принятию законов; во-вторых, отражение основных элементов законодательного процесса в Конституции (ввиду значимости законодательного процесса) и более подробная их регламентация в нормах внутренних актов палат Парламента (Регламентах); в-третьих, составляющими законодательный процесс стадиями, являются достаточно сложные и многоэтапные процедуры (причем, некоторые очень запутанные и сложные, как, например, порядок внесения законопроекта в Государственную Думу); в-четвертых, наиболее характерная для всех сфер жизнедеятельности нашей страны, особенность состоит во внутренней противоречивости законодательной базы процесса создания законов, недостаточно полной урегулированности этого процесса, которая и является первопричиной всех возникающих проблем, касающихся законодательного процесса.
Законодательный процесс пока далек от идеала, требует постоянного и целенаправленного совершенствования, в том числе и устранения пробелов в законодательстве.
Многие аспекты законодательного процесса нуждаются в дополнительном правовом регулировании; в более четкой регламентации, в частности: во-первых, следует урегулировать процесс внесения и принятия законов, а так же механизм взаимодействия в рамках этого процесса палат Федерального Собрания с другими участниками законодательной деятельности, причем урегулировать в законе. Кроме того, внутренние акты палат, регламентирующие процесс рассмотрения и принятия законов несогласованны, в результате чего возникают трудности в процессе осуществления законодательной деятельности. Во-вторых, в самих палатах существует ряд проблем, порожденных большим объемом законодательных работ и отсутствием четкой регламентации законодательных процедур как то: перегруженность Государственной Думы законопроектной работой; «затратность» законодательного процесса; недостаточная организация полного и оперативного информационного обеспечения законодательной деятельности. В-третьих, существует необходимость в привлечении к обязательному участию в разработке проектов законов представителей научных, учебных организаций, а также общественности, чтобы учесть мнение основных групп населения в принимаемых законах. Помимо этого, имеется пробел в вопросе отнесения законопроекта к числу обязательных для рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания. В ст.106 Конституции России содержится перечень вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Однако, ни Конституция, ни законодательство не содержит дополнительных по отношению к содержанию ст.106 Конституции критериев, которые позволили бы сделать вывод об отнесении принятого Государственной Думой федерального закона к числу таковых. В связи с этим, у субъектов законодательного процесса по этому вопросу могут возникнуть множество разногласий. Представляется, что регулирование этой процедуры должно быть произведено федеральным законом, в котором будет выражено мнение всех субъектов законодательной деятельности.
Считаем необходимым сказать о том, что зачастую принятие того или иного федерального закона носит чисто политический характер, без учета экономических, социальных и иных факторов, которые имеют куда большее значение, чем политические интересы определенных кругов. Принятие некоторых социально значимых законов происходит как правило накануне очередных выборов депутатов Государственной Думы, а также Президента, что безусловно служит подтверждением их политического характера.
Таким образом, можно констатировать, что процесс становления парламентаризма в России затягивается, что, естественно, сказывается и на эффективности законодательного процесса и соответственно на системе российского законодательства, которое многими признается несовершенным, неполным и неэффективным. Однако, справедливости ради, следует отметить и положительные стороны. Самое главное заключается в том, что у российской общественности есть возможность влиять на ход законодательного процесса. Эта возможность гарантирована действующей Конституцией Российской Федерации. Граждане России могут участвовать в законодательном процессе как самостоятельно (через депутатов), так и путем объединения в общественные организации, политические движения, партии.
Библиография
Раздел I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. 1993
2. Федеральный закон. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 14 июня 1994г., № 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №8 Ст. 801.
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 22 октября 1999г., №185-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 199. №43. Ст5124.
4. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г., №2-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №43. Ст.745.
5. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября1991. №1807-1 //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1900. №21.
6. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №16. Ст. 1174.
7. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7. Ст. 801
8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7. Ст.801
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №16. Ст. 1828.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №26. Ст.3048.
11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №30. Ст.3699.
12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №44. Ст.5441.
13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №52. Ст.6348.
14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №17. Ст.2111.
15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №39. Ст.4588.
16. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №43. Ст.5176.
17. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №49. Ст.5965.
18. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №50. Ст.6099.
19. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №4. Ст.355.
20. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
Раздел II. Литература
21. Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы. // Журнал российского права. 2000. №3.
22. Большой юридический словарь. / Под ред. А..Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е, Крутских. М. 1999.
23. Бессарабов В. Парламент и законотворчество. //Законность.1999.№4.
24. Бессарабов В. Итоги работы второй Госдумы и прокуратура. //Законность. 2000. №3.
25. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации. // Государство и право.1995. №11.
26. Бурков А.Л. Благодарим за ценные замечания. // Журнал российского права. 1999. №11.
27. Высшие представительные органы в СССР. М. 1969.
28. В интересах совершенствования законодательного процесса. //Журнал российского права. 199. №3/4.
29. В совете судей РФ. // Российская юстиция. 2000. №4.
30. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики. // Государство и право.1998.№9.
31. Исаков В.Б. Чем занято Правовое Управление Госдумы. // Журнал российского права. 1999.№3/4.
32. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития.// Журнал российского права. 2000. №3.
33. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества в социалистическом государстве. М., 1997.
34. Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М., 1966.
35. Конституция, закон, подзаконный акт. //Под ред. Ю.А. Тихоирова. М., 1994.
36. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.
37. Котелевская И.В. Современный парламент. // Государство и право. 1990. №9.
38. Котелевская И.В. Современный парламент. // Государство и право. 1997. №3.
39. Котенков А.А. Президент – парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья первая). // Государство и право. 1998.№9.
40. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе (статья вторая) //Государство и право.1998.№10.
41. Котенков А.А. Проблемы «финансовоёмких» законопроектов в законодательной процедуре. // Государство и право. 1998. №11.