Содержание
Введение3
1. Задачи арбитражных судов: компетенция, подведомственность и подсудность как правоустанавливающая терминология АПК РФ5
2. Полномочия арбитражных судов10
Заключение12
Список литературы и источников14
Выдержка из текста работы
Происходящие в России преобразования в экономике и социальной сфере, другие изменения в жизни государства вызывают закономерный интерес теоретиков и практиков в области права к организации деятельности различных институтов власти, в том числе судебных органов.
Необходимость построения цивилизованного правового общества и государства, создания эффективных юридических механизмов защиты прав граждан и организаций показала, что общество нуждается в независимом суде, свободном от политического и социального давления. Обеспечить это условие возможно только в условиях действительного разделения государственной власти на независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Конституция Российской Федерации, установившая систему органов правосудия, отводит арбитражным судам функции судебного органа по разрешению экономических споров, поэтому арбитражные суды в правовой литературе называют специальными по отношению к судам общей юрисдикции.
Характер дел, рассматриваемых арбитражными судами, особенности споров, возникающих в предпринимательской деятельности, значимость быстрого и правосудного разрешения сложных конфликтов в сфере экономики обусловили существование арбитражных судов наряду с судами общей юрисдикции, а также особенности их процессуальной деятельности. Конституционное закрепление принципа равенства и самостоятельности ветвей государственной власти, а также прав каждого гражданина на предпринимательскую деятельность обусловили создание арбитражных судов в качестве специализированных судебных органов.
Одной из актуальнейших проблем создания системы арбитражных судов было изменение инстанционности, т.е. выяснение вопроса о соотношении арбитражных судов всех четырех инстанций (первой, апелляционной, кассационной, надзорной), как достичь эффективности построения инстанционности. В результате судебной реформы компетенция арбитражных судов распространяется на все сферы экономической жизни общества, позволяя юридическим лицам и гражданам-предпринимателям защищать в суде права и свободы, предусмотренные российским законодательством. Экономические споры, в которых участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, рассматривают 81 арбитражный суд в субъектах РФ, 20 окружных федеральных апелляционных арбитражных судов, 10 федеральных кассационных и Высший Арбитражный Суд РФ, образующие систему арбитражных судов России. Вместе с тем расширение сфер судебной защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение российского законодательства в соответствие с современными международными стандартами являются неотложными задачами судебно-правовой реформы.
Актуальность курсовой работы данной проблемы обусловлена огромной ролью арбитражного суда, как органа, разрешающего споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимостью теоретического обоснования задач и основных полномочий арбитражных судов.
Объектом изучения в курсовой работе является задачи и основные полномочия арбитражных судов, как органа, осуществляющего правосудие по экономическим и иным делам, отнесенных к его ведению.
Цель курсовой работы заключается в выявлении и анализе особенностей полномочий и задач арбитражных судов в РФ.
Достижение поставленной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
— проанализировать основные задачи арбитражного судопроизводства в Российской Федерации ;
— выявить проблемы реализации задач арбитражного судопроизводства на современном этапе развития законодательства;
— проанализировать систему арбитражных судов в РФ;
— описать полномочия всех звеньев системы арбитражных судов в России.
Нормативная основа курсовой работы включает Конституцию РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, ФКЗ «Об Арбитражных судах в РФ», другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
Теоретическая база настоящей работы включает труды следующих российских ученых: Яркова В.В., Валеева Д.Х., Треушникова М.К., Карабановой К.И., Ефимовой В.В Архипова И.В., Малышева К.И. и др..
В процессе выполнения курсовой работы использовались диалектический метод познания, а также ряд частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-логический и системно-структурный методы исследования.
1. Задачи арбитражного судопроизводства в России
1.1.Анализ основных задач арбитражного судопроизводства в РФ
Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о «желании: водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных». Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.
Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст.2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Рассмотрим каждый пункт ст. 2 АПК РФ отдельно. Одной из важнейших задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Под лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в первую очередь следует понимать организации, являющиеся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законом, организации, не имеющие статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Вторую категорию лиц, права и законные интересы которых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности защищаются в арбитражном суде, составляют Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица.
Основная первостепенная задача судопроизводства в арбитражных судах — обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательских и иных экономических отношений. Этим она отличается от задач гражданского судопроизводства, определяемых как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ). То, что в ст. 2 АПК РФ является задачей судопроизводства, в ст. 2 ГПК РФ определяется как цель гражданского судопроизводства.
Вторая задача судопроизводства в арбитражном суде — обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта задача тесно связана со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод, предоставляющей каждому право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Кроме того, на осуществление этой задачи направлены предписания ст. 4 АПК РФ о праве на обращение в арбитражный суд заинтересованных лиц за защитой прав, ст. 8 АПК РФ о равноправии сторон, ст. 12АПК РФ об обеспечении лицам, не владеющим русским языком, права знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.
Третья задача — справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом. Справедливое судебное разбирательство основано на принципах независимости судей арбитражных судов, на гласности судебного разбирательства. Она обеспечивается также правом лиц, участвующих в деле, заявлять отводы судье, арбитражному заседателю, помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику. Основания для отвода предусмотрены ст. 21-23 АПК РФ.
Публичное судебное разбирательство означает рассмотрение дела в открытом судебном заседании в присутствии посторонних лиц, не имеющих отношения к делу. Актуальное значение имеет рассмотрение дела в установленный АПК РФ срок. Так, в соответствии с ч. 1ст. 127 АПК РФ вопрос о принятии искового заявления в арбитражный суд решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если АПК РФ не установлен иной срок. Разбирательство дела в установленный законом срок является одним из условий справедливого судебного разбирательства.
Независимость судей арбитражных судов при осуществлении правосудия как условие справедливого судебного разбирательства гарантируется Конституцией РФ и другими федеральными законами, в том числе Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Четвертая задача судопроизводства в арбитражном суде — укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность означает, с одной стороны, соответствие норм федеральных законов Конституции РФ и предписаний подзаконных нормативных актов положениям федеральных законов. С другой стороны, арбитражные суды, защищая охраняемые законом права и интересы граждан и организаций, путем правильного и единообразного применения законодательства содействуют правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях. Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными, мотивированными.
Пятая задача судопроизводства в арбитражных судах заключается в формировании уважительного отношения к закону и суду. Условиями формирования уважительного отношения к закону и суду являются объективное публичное судебное разбирательство дел в установленные сроки в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права.
Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Правовыми средствами содействия, в частности, являются установление для определенной категории споров претензионного или иного досудебного порядка их урегулирования, разъяснение о возможности передачи спора, возникшего из гражданских правоотношений, по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда (ст. 4 АПК РФ), установление примирительной процедуры (гл. 15 АПК РФ) и др.
Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст.5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст.2 АПК ., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несоверше……..
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2002 г. (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конст. закон Рос. Федерации от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) // Собр. Законодательства Рос. Федерации 01.05.1995. № 18. Ст.1586
4. О судебной системе в Российской Федерации: федер. конст. закон Рос. Федерации от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собр. Законодательства Рос. Федерации 06.01.1997. № 1. Ст.1
5. О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 июня 2002 г. (в ред. от 30. 07. 2010) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3013
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
6. Арбитражный процесс. Учебник: 3-е изд./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2007. 668 с.
7. Арбитражный процесс. Учебник/Под ред. Я.Ф. Фархшдинова. СПб., 2003. 587 с.
8. Арбитражный процесс. Учебник: 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2006. 875 с.
9. Арбитражный процесс. Учебник: 4-е изд. перераб. и доп./ Под ред. В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 880 с.
10. Арбитражный процесс. Учебник; отв. Ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010. 760 с.
11. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 634 с..
12. Ефимова В.В. Арбитражное процессуальное право. М.: Дашков и Ко, 2009. 478 с.
13. Карабанова К.И. Курс лекций по арбитражному процессу. М., 2002. 396 с.
14. Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. М., 1879. 872 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
15. Носенко М.С. «Проблемы реализации задач арбитражного судопроизводства на современном этапе развития законодательства»// Бюллетень Владикавказского института управления. 2011. №39. С. 33-35.
Источники статистических данных и электронные ресурсы:
16.
17.
18. 19.