Выдержка из текста работы
Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда. По всей видимости, именно это событие дало толчок к развитию оперативного планирования производства, поскольку наличие специализации в производстве подразумевает наличие кооперации, то есть формы организации труда, основанной на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса [1].
В конце XIX века развитие массового производства и ситуация, когда спрос значительно превышал предложение, обусловили повышенное внимание к организации производства, направленной на увеличение объема выпускаемой продукции с наименьшими затратами. Развитие производственного планирования в данный период связывают с именами Ф. Тейло-ра, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбертов и Г. Форда, работавших в области научной организации труда и заложивших основы современного оперативного планирования производства. В то же время в исследованиях американского ученого Г. Эмерсона появляется понятие диспетчирования, как одного из факторов достижения максимальной эффективности производства [2].
К середине тридцатых годов эпоха массового производства сменилась эпохой массового сбыта, что предопределило смену фокуса интересов ученых с вопросов увеличения объемов производства на вопросы сближения производства и потребителя.
В 1939 г. вышла работа Л. В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства», положив начало научным методам в планировании и организации производства. В 1947 г. Дж. Б. Данциг пришел к аналогичным результатам идеи численного решения задач оптимизации, позже названного симплекс-методом.
По мнению Р. Чейза, Вторая мировая война, с ее сложнейшими проблемами управления материально-техническим снабжением и создания систем вооружений, дала мощный импульс для развития обобщающих, ориентированных на математику, областей исследований операций [3]. Получили признание теория вероятности и математическая статистика. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании. К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менедж-мент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.
Большинство из названных дисциплин получило развитие благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин. В 1942 г. американские ученые Дж. Атанасов и К. Берри создали первый электронный цифровой компьютер. Это позволило проводить анализ производственных проблем в количественном выражении с тем, чтобы стало возможным достигнуть оптимального решения, выраженного в математическом виде.
Широкое применение в оперативном планировании производства получил раздел дискретной математики под названием теория графов. Для планирования взаимосвязанных работ стали применяться сетевые графики, основанные на использовании графа, и метод его оптимизации – CPM (Critical Path Method). В то же время был создан метод анализа и оценки программ PERT, применение которого позволяло руководству точно знать, какую работу необходимо выполнить в каждый момент времени, и какой исполнитель ответственен за это, а также определить вероятность своевременного завершения отдельных операций на процессах проекта. Также стоит отметить разработку эффективного метода решения целочисленных задач (Р. Гомори), метода ветвей и границ (А. Лэнд и др.), метода динамического программирования (Р. Беллман) и т.д., оказавших значительное влияние на повышение точности и обоснованности оперативных планов производства.
В 1960-х гг. в связи с переходом к постиндустриальной экономике и развитием теории систем ученые начали заниматься непосредственно задачами операционного менеджмента. Автор данной работы считает, что возникновение операционного менеджмента заложило фундамент интеграции процессов производства, снабжения и сбыта готовой продукции и привело к появлению интегрированного оперативного планирования производства.
В начале 1960-х гг. в США начались работы по автоматизации управления запасами. В конце 1960-х гг. О. Уайт в своих работах предлагал рассматривать в комплексе производственные, сбытовые и снабженческие операции. В его публикациях в соавторстве с Дж. Орлики были сформулированы алгоритмы планирования, известные сегодня как MRP – планирование потребности в материалах. С целью повышения эффективности в конце 1970-х гг. О. Уайтом и Дж. Плослом в MRP-системах была реализована идея замкнутого цикла. Усо-вершенствование данной системы привело ее к трансформации в MRP II – планирование производственных ресурсов.
В 1980-х гг. возникла концепция компьютеризированного интегрированного производства (CIM), подразумевавшая объединение всех подсистем планирования и управления в единую информационную среду, и концепция поддержки непрерывного жизненного цикла продукции (CALS).
C середины 90-х гг. в связи с глобализацией бизнеса организационная структура крупных компаний значительно усложнилась. Это обусловило необходимость разработки методики, позволяющей сократить управленческие издержки и затраты на поддержание усложнившихся логистических структур поставок продукции. Такая методика получила название ERP — планирование потребности в ресурсах.
Для оптимизации управления логистическими цепочками была создана концепция SCM — управление цепями поставок), позволяющая существенно снизить транспортные и операционные расходы, путем оптимального структурирования логистических схем поставок.
APS-системы, появившиеся на рынке в середине 90-х годов, являются уже непосредственным инструментом планирования работ на предприятии, позволяя планировать все работ во времени с учетом загрузки мощностей. Еще одним современным инструментом оперативного планирования производства являются системы MES — интегрированные информационно-вычислительные системы, объединяющие инструменты и методы управления производством в режиме ре-ального времени.
Одной из последних тенденций в бизнес-планировании стало обращение усиленного внимания на качество обслуживания конечных потребителей продукции. В качестве инструмента интеграции покупателя с ключевыми бизнес-процессами организации была разработана концепция CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Используя принцип CSRP, дистрибьютер продукции способен записать спе-цифические требования к продукту, зафиксировать цену и автоматически послать эту информацию в головную организацию, где информация о требованиях к продукту динамически превращается в детальные инструкции по производству и планированию.
Весь процесс исторического развития оперативного планирования производства происходил на фоне ускорения происходящих во внешней среде изменений, что предъявляло требования к повышению точности планирования сроков и объемов операций по снабжению, производству и реализации готовой продукции. Поэтому, по мнению автора данной статьи, развитие оперативного планирования производства следует рассматривать как реакцию на усложнение и повышение подвижности внешней среды.
Список литературы
1. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Экономика, 1997. – 672 с.
2. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. – Производствен-ный и операционный менеджмент — СПб.: Спецлитература, 2003.
3. Чейз, Ричард, Б., Эквилайн, Николас, Дж., Якобс, Роберт, Ф. Про-изводственный и операционный менеджмент. М.: Изд. дом «Вильямс», 2001. – 704 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ekportal.ru/