Содержание
Введение3
1. Понятие юридической ответственности5
2. Юридическая ответственность – вид социальной ответственности13
3. Роль юридической ответственности в укреплении законности22
Заключение26
Список использованных источников28
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Политические, социально-экономические изменения, которые произошли в России, заставили по-новому оценить понятие государства и лица, их соотношение и взаимосвязь, пределы действия государственной власти и наконец возродить концепцию правового государства не только как теоретическую проблему, но и как практическую цель.
Вопросы повышения эффективности деятельности всех звеньев государственного механизма всегда были одним из основных условий успешного социального развития любой страны, в первую очередь, когда речь шла о оптимальную организацию и деятельность новейшей государства прогрессивного, действительно демократического общества.
Объектом исследования является процесс формирования правового государства.
Предметом исследования курсовой работы является факторы и особенности процесса формирования правового государства.
Вопросы и проблемы правового государства уже неоднократно рассматривались и исследовались в литературе такими учеными, как В.П. Сальников, А.В. Аграновська, О.А. Лукашева, В.В. Бархатный, О.Ф. Скакун, П.М. Рабинович и другие. Правовое государство в контексте демократии рассматривается К. Ясперсом, Р. Ароном, Р. Далем, В. Меркель, А. Круассан, Е. -В. Бекенферде, Дж. Сартори. именно исследования этих ученых и легли в основу написания курсовой работы.
Цель исследования курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на достижения правоведения и философии по проблемам правового государства, определить выяснения многоаспектной сущности правового государства.
В соответствии с поставленной целью в исследовании сосредоточено внимание на выполнении следующих задач:
— выяснить общие понятия формирования идеи правового государства;
провести комплексный анализ принципов и признаков, которые являются необходимым условием возникновения и становления правового государства;
— обусловить значение гражданского общества в формировании и функционировании правового государства.
Методологической основой данной работы стали такие методы как сравнительно-правовой, структурный, комплексный, метод исторического анализа и другие.
Структурно курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, которые в свою очередь имеют подразделения, заключения и библиографии.
Глава 1. Возникновение и развитие идей правового государства
правовое государство формирование
С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-то форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общения и «общий правопорядок» Общая теория государства и права / под ред. В.В. Копейчикова. — К.: Юринком Интер, 2000. — 97 с.. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период разложения феодализма идеи правовой государственности выложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли сделал попытку набросать контуры идеального государства, которое наилучшим образом соответствует потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. СпИноза, Томас Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
Основой причиной возникновения теории правового государства стала борьба народов против произвола правителей и притязаний государства на всеобъемлющую регламентацию поведения личности. Прообраз идеи правового государства возник как реакция на деспотизм, тиранию со времени возникновения государства и права. И до сих пор человечество ищет оптимальные формы межличностных взаимоотношений.
Термин «правовое государство» (Rechtstaat) в научный оборот вошел в начале XIX века. Впервые он был употреблен в трудах К. Т. Велькера (1813 г.) и Г. фон Моля (1833 г.) Марченко Н.М., Дерябина Е.М. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. — 2-изд. / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина — Москва: Проспект, 2012. — 213 с., что открыло путь для широко использования данного термина в философской и политико-правовой мысли. Однако, не смотря на довольно позднюю его появление, зачатки соответствующей теории в виде отдельных идей и принципов существовали издавна. Еще в античные мыслители Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве, высказав идею о верховенстве закона.
Неотъемлемым элементом теории правового государства является также разработана Же.-Же. Руссо концепция народного суверенитета, основана на идее, согласно которой государство возникает в результате общественного договора, а, следовательно, находится на службе у общества Заяц А.П. Правовое государство в контексте новейшего украинского опыта. — К.: Парламентское изд-во, 1999. — 111 с..
С глубоким философским обоснованием либеральной теории правового государства в конце XVIII в. выступил И. Кант. «Государство, — отмечал он, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Благо государства за Кантом, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми, принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив. Этот категорический императив разума в сфере права выступает в виде требования общего закона, что говорит: «веди себя внешне так, чтобы свободное проявление твоей произвола был совместим с волей каждого, согласной с общим законом». Содержание требований категорического императива в сфере государственности появляется у Канта как необходимость правовой организации государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей Кант различает и противопоставляет две формы правления: республику (это и есть собственно говоря правовое государство) и деспотию.
Характеризуя различные власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, что исходила из идеи народного суверенитета, предоставляется разграничению законодательной и исполнительной власти. «Республиканизм — писал он, — является государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм — принцип самовластного выполнения государственных законов, данных им самим; стало быть, публичная воля выступает как частная воля правителя». Применительно к законодателя Кант формулирует следующий ограничительный принцип его деятельности: то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа Жильцов С.В. О соотношении обычая кровной мести и смертной казни как уголовного наказания в древнерусском праве // Юриспруденция. Межвузовский научный сборник. — №1. — Тольятти, 1995. — 46 с..
Правовое государство (республика) выступает в трактовке Канта не как эмпирическая реальность, а как и идеально-теоретическая конструкция (модель), которой следует руководствоваться как требованием ума и целью наших усилий в практической организации общественной и государственно-правовой жизни.
Одним из вариантов теории правового государства считают концепцию господства права, которая разрабатывалась и реализовывалась в странах англосаксонской политико-правовой традиции. В отличие от своего континентального аналога, в котором отмечается прежде всего на обеспечении правопорядка, в данной концепции внимание сосредотачивается на идеях ограничения власти государства, обеспечения развития свободного правового общества, становление и функционирование сильного и независимого суда, что стоит между личностью и властью.
Общеизвестно, что теория, если она претендует на решение наиболее актуальных проблем общественной жизни, должен опираться на исторические национальные традиции, их наличие в значительной мере обусловливает успех реализации такой теории. Относительно правового государства можно констатировать, что в России такие традиции существуют. В развитие учения о правовом государстве в конце XIX — начале XX века внесли свой вклад и украинские философы и юристы. Постановке вопроса о необходимости развития государственного строя России в соответствии с принципом правового государства способствовало осознание обществом мысли о необходимости отстаивания основных прав и свобод человека, подчинения государства праву и т.д. Так, Г. Драгоманов в своем проекте «Свободный союз — свободная союз» отмечал на идеях о приоритетное значение прав и свобод человека, на критике централизма и отстаивании идеи о развитии местного самоуправления. Отстаивал он и мысль о том, что между естественным правом как морально-ценностным регулятором и действующим правом — «гражданскими законами», должно быть «родство», а обретения государственности неразрывно связано с соблюдением прав человека. Ткаченко С.В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2006. — 9 с. Обоснование взаимосвязи между общественными и естественными правами и свободами человека, которое совершил М. Драгоманов, стало существенным обновлением западных либеральных учений. Он, в частности, доказал, что человек не может чувствовать себя по-настоящему свободным тогда, когда подавляется весь народ. Без удовлетворения национальных прав человека не может быть и речи о свободе и развитие человеческой личности. Отмечал Г. Драгоманов и на необходимости разделения власти в государстве, подчеркивая, что надлежащую защиту прав и свобод человека может обеспечить только независимая судебная власть, уравновешенная с законодательной и исполнительной.
В юридической литературе выделяют, как правило, 4 этапы в развитии учения о правовом государстве.
К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических высказываниях еще не указывалась идея о правовой организации публичной власти. Мыслители античности подчеркивали значение закона, его верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения (Платон «Законы», «Государство», «Политик», Аристотеля — «Политика», «Этика» и другие.) Марченко Н.М., Дерябина Е.М. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. — 2-изд. / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина — Москва: Проспект, 2012. — 203 с.
На втором этапе концепцию правового государства разработали представители естественно-правовой теории — Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк и другие.
Классическим выразителем идеи правового государства в эпоху буржуазного строя считается англ.. мыслитель XVIII в. Д. Локк. Он определил понятие правового закона, его цель — сохранить и расширить свободу людей, рассматривал принцип разделения власти как гарантии против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу действовать по собственному желанию всегда и во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не может зависеть от воли другого лица.
Основателем теории разделения властей принято считать франц. юриста XVIII ст. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он считал, что именно распределение власти, когда власть находится в разных руках сможет обеспечить должную свободу. Учение Локка, Монтескье подействовали на первые буржуазные концепции в т.ч. на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Заяц А.П. Правовое государство в контексте новейшего украинского опыта. — К.: Парламентское изд-во, 1999. — 128 с..
Третий этап в создании правового государства связан с именами немецких ученых Канта и Г.Гегеля.
Автором термина «правовое государство» считается нем. ученый-либерал К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный круг и дал ему юридический анализ его единомышленник Г. фон Моль.
Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к ХХ ст., в него внесли свой вклад многие ученые разных стран.
Марксистка теория относилась к теории правового государства неудовлетворительно, характеризуя и государство и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отклонял идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е гг.) началась разработка теории социалистического правового государства.
Итак, проанализировав становления идеи правового государства, необходимо отметить, что понятие правового государства, своеобразие ее категорийного выражения видоизменяются в зависимости от правовых традиций и правовых ориентаций, существующих в различных правовых системах. Сегодня понятие правового государства очень активно используется во многих странах, однако, как и века назад, было бы преувеличением говорить о единстве во взглядах на это понятие и сущность правового государства. В Германии и Франции, Англии и Голландии, России и Венгрии указанные понятия хотя и имеют много общих признаков, однако не совпадают не только на практику функционирования государства, но и своеобразное восприятие этих категорий. Правовое государство должно органический виток по культуре народа, общественных традиций, условий политического развития.
Глава 2. Понятие, принципы и признаки правового государства
2.1 Понятие и значение правового государства
Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обменных благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственная за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, потому что духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и тому подобное.
Правовое государство — это организация политической власти, деятельность которой основана на признании и реальном обеспечении прав и свобод человека, верховенстве права и взаимной ответственности личности и государства Актуальные проблемы теории государства и права: учеб.пособие / отв. ред. Р.В. Шагиевой. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 117 с..
В наше время признание государства правовой, как правило, связывается с системой субъективных прав и свобод граждан, защищаемых государством, действующим законодательством, всей правовой системой. Такой подход к этому сложному вопросу вообще является правильным, поскольку он базируется на том, что наибольшей ценностью в обществе является человек, защита его прав и свобод. Вместе с тем следует подчеркнуть, что правовое государство с позиций сегодняшнего дня — это не только государство, которое должно обеспечить существующий статус-кво, а государство, постепенно, без какого — либо насилия, совершенствует условия жизни людей на основе принципов демократии и прогресса. Ведь такая тенденция наблюдается и в практике государственного строительства современных развитых демократических стран. Уместно заметить, что не правовых государств не бывает вообще. Устройство и деятельность любого государства, даже фашистской, регулируется правом, действующим законодательством Большая Советская Энциклопедия. — Т. 28. — Под редакцией Б.А. Введенского. — 2-ое изд. — М., 1954. — 107 с.. Однако, если для правового государства верховенство права является безоговорочным, то для тоталитарной отступление от закона по мотивам целесообразности является правилом, ведь здесь государство само выступает источником права. Несмотря на сказанное для правового государства в ее демократическом понимании главной ценностью является суверенность народа, как единственного источника власти, свободная личность наделена реальными правами и свободами. Именно благодаря этому в таком государстве имеет место действительное подчинение государства обществу, приоритет права, разделение властей, на чем основываются и развиваются как правовые, так и социальные основы государственности. В достижении истинной свободы человека и гражданина следует изменить ориентиры: осуществить решительно переориентации сознания от негативного восприятия свободы, которое связано с кризисами, перестройками, насильственной сменой институтов, что противоречит мировым демократическим стандартам, к ее позитивного восприятия и осознания. Такой подход означает новую стадию развития правового государства, связанный прежде всего с защитой прав и свобод конкретного человека. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб.пособие / отв. ред. Р.В. Шагиевой. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 198 с.
Не менее важным условием становления и развития правового государства является наличие высокопрофессиональной национальной политической элиты общества. Политическая элита совместно с гражданским обществом должно быть главным распространителем демократических идей и правовых основ в обществе, инициатором принятия демократических по своему содержанию законодательных актов. Она должна также проповедовать и закреплять демократические принципы, прежде всего в политической жизни общества, воспитывать и формировать среди широких народных масс демократическую по своему направлению правовое сознание, выступать хранителем демократических достижений в обществе.
2.2 Признаки правового государства
Правовое государство независимо от специфики страны характеризуется наличием признаков, степень реализации которых является показателем успешного продвижения общества по пути приближения к идеалу, содержащий теория правового государства.
Признаки правового государства:
1) наличие развитого гражданского общества, то есть общества равных, свободных работников-собственников;
2) ограничение сферы деятельности государственной охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности и ответственности каждого за собственное благосостояние;
3) правовое равенство всех граждан;
4) всеобщность права;
5) суверенитет народа;
6) принцип разделения властей;
7) права и свободы других людей;
8) приоритет в государственном регулировании общественных отношений метода запрета над методом вседозволенности.
Итак, до главных признаков правового государства относятся:
I. Социально-содержательные:
1. Закрепление в законодательстве основных прав человека.
2. Господство в общественной и государственной жизни законов, которые выражают волю большинства или всего населения, обеспечивая и гарантируя незыблемость прав меньшинства или отдельного индивида, воплощая, при этом, общечеловеческие ценности и идеалы.
3. Урегулирование отношений между лицом и государством на основе общеразрешенного принципа — лицу разрешено все, что прямо не запрещено законом; и регулирование деятельности государственных органов на основе общеразрешенного принципа — разрешено только то, что прямо предусмотрено законом.
4. Наличие взаимной ответственности между лицом и государством, которая включает в себя возможность для гражданина не только обжаловать неправомерные действия государственного органа или служащего, но и получить возмещение за нанесенный ущерб.
5. Присущие всем гражданам высокой правовой культуры, которая включает в себя знание актуального действующего законодательства и умение и навыки его использования.
II. Формальные:
1. Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и наличие эффективного механизма их взаимодействия и взаимоконтроля.
2. Юридическая защищенность личности, то есть наличие развитых и эффективных процедурно-юридических средств (механизмов) для свободного осуществления, охраны и защиты основных прав человека.
3. Высокозначительное положение в общественной и государственной жизни судебных органов, как решающей, наиболее надежной юридической гарантии прав человека.
4. Неуклонное и повсеместное выполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми участниками общественной жизни, включая государственные органы, общественные организации и граждан.
В то же время правовое государство как и всякое государство имеет общие черты, которые сводятся к следующим:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Она представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Имеет в своем распоряжении специальный государственный механизм.
4. Имеет определенную административно-территориальную организацию на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Имеет государственный суверенитет.
2.3 Основные принципы правового государства
К основным принципам правового государства относятся:
1. Безусловное признание, законодательное закрепление, реальное осуществление и гарантирование государством неотъемлемых прав и свобод человека. Этот принцип предполагает признание каждого человека высшей социальной ценностью. Благодаря интегрующей функции права личности на жизнь, свободу и достоинство все категории прав человека находятся в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти права создают своеобразное ядро неизменных и нерушимых прав, вокруг которого формируются производные от них категории прав (политические, социально-экономические, культурные и т.д.). Каждая из категорий прав конкретизирует определенный аспект содержания этого ядра, способствует его защиты. Обратная связь заключается в том, что именно благодаря признанию государством незыблемости жизни, свободы и достоинства человека расценивается как неприкосновенные и неотчуждаемые все другие права и свободы Агафонов А.В. К вопросу о происхождении древнерусского права (IX-XIII вв.) // Законы России: опыт, анализ, практика. — М.: Буквоед. — 2006. — №1..
2. Принцип верховенства (господства) права. Право, по отношению к государству, является первичным. Государство не создает право, а лишь дает юридическое завершены формулировка, в которых закрепляются представления о справедливости, объективно сложившиеся в обществе и нуждаются в государственной защите. Итак, с помощью законов, судебных прецедентов и т.д. государство лишь предоставляет праву формальной определенности. В реальной деятельности она должна право воплощать в жизнь.
В целом верховенство права означает, что не только граждане, но и прежде всего само государство, его органы и государственные служащие должны действовать исключительно в рамках права. С помощью права и через правовые законы правовое государство само ограничивает себя. В правовом государстве должны управлять не отдельные лица, а правовой закон. В ней не допускается административное своеволие, а потому до тех пор, пока государство не будет реально ограничена правом, правовым законом, она не может считаться правовой. Связанность всех субъектов правоотношений правом противостоит любым формам произвола, анархии, правонарушений. По этому поводу В.В. Лазарев отмечал: «Теоретическое господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформулированной правосознанием индивидов, с которыми государство находится в публично-правовых отношениях» Рассказов О. Л. Юридические лица в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности в Российском государстве: теоретический и историко-правовой анализ. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар, 2008. — 7 с..
Принцип верховенства права требует, чтобы как цель деятельности государства, так и сама эта деятельность определялись правовыми решениями законодателей. Его реализация обеспечивает независимость государственного аппарата от смены правящих политических сил, а также относительную непрерывность развития государства в условиях постоянных изменений, происходящих в жизни общества и даже становятся предпосылкой таких изменений. Ценность права заключается в его способности сдерживать этатизацию общественной и частной жизни, произвол государственных институтов, гарантировать идеологический и политический плюрализм, защита прав человека посредством целой совокупности юридических механизмов Большая Советская Энциклопедия. — Т. 28. — Под редакцией Б.А. Введенского. — 2-ое изд. — М., 1954. — 212 с..
В целом верховенство права означает, что не только граждане, но и прежде всего само государство, его органы и государственные служащие должны действовать исключительно в рамках права. С помощью права и через правовые законы правовое государство само ограничивает себя. В правовом государстве должны управлять не отдельные лица, а правовой закон. В ней не допускается административное своеволие, а потому до тех пор, пока государство не будет реально ограничена правом, правовым законом, она не может считаться правовой. Связанность всех субъектов правоотношений правом противостоит любым формам произвола, анархии, правонарушений. По этому поводу В.В. Лазарев отмечал: «Теоретическое господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформулированной правосознанием индивидов, с которыми государство находится в публично-правовых отношениях» Актуальные проблемы теории государства и права: учеб.пособие / отв. ред. Р.В. Шагиевой. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 212 с..
3. Принцип разделения власти. Этот принцип, впервые сформулировал Ш. Монтескье, традиционно считается обязательным признаком современного конституционного строя. Современный подход к раскрытию содержания принципа разделения властей предполагает освещение двух аспектов. Это, во-первых, независимость и самостоятельность каждой из ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной (при этом необходимо исходить из того, что такая независимость и самостоятельность имеют относительный характер, поскольку, например, парламент, как правило, принимает участие в формировании высшего органа исполнительной власти и органов судебной власти), а во-вторых, существование и эффективное функционирование конституционного механизма взаимных сдержек и противовесов. Система «сдержек и противовесов» была основана в США. Она представляет собой совокупность правовых ограничений одной ветви власти со стороны других ветвей Агафонов А.В. К вопросу о происхождении древнерусского права (IX-XIII вв.) // Законы России: опыт, анализ, практика. — М.: Буквоед. — 2006. — №1..
Традиционно к таким ограничениям относятся:
осуществляемое с помощью принципов права, норм конституции и законов регламентирования нормотворческой деятельности, в частности издание законов исключительно парламентом, ограничения подзаконной и делегированного нормотворчества;
— четкое определение полномочий высших органов государственной власти, сроков их выполнения и случаев их прекращения;
осуществления правосудия исключительно судом, признание судом неконституционными нормативно-правовых актов и т.д.
Вместе с тем система «сдержек и противовесов» может приобретать специфических признаков, что обусловлено существующей в стране формой правления.
Принцип разделения властей в организационно-правовом плане предусматривает закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти. В системе противовесов важную роль призван сыграть глава государства, который имеет право применить отлагательное вето, а при необходимости назначать досрочные выборы.
4. Принцип взаимной ответственности личности и государства. Защищенность интересов государства и индивида в правовом государстве должны находиться на одном уровне. Это, в частности, предполагает ответственное отношение государства к человеку, ее прав и свобод, а также их охрану всеми предусмотренными законом средствами. Это требование вытекает из конституционных положений, которые признают человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью Лисицын Н.В. Обычаи российского права. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2010. — 10 с.. Именно права и свободы человека, их гарантии должны определять содержание и направленность деятельности государства, составлять основу демократической государственности.
Основными показателями взаимоотношений личности и правового государства является правовая защищенность человека и гражданина; постоянное расширение их прав и свобод; гармоничное сочетание интересов государства и личности; повышение социальной активности личности, ее ответственности, самодисциплины при исполнении обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что обеспечение правовой защищенности человека и гражданина должно иметь первоочередной и комплексный характер. Его комплексность заключается в том, что этот принцип лежит в основе всех взаимосвязей человека как с государством, ее органами, так и с другими индивидами и их общественными объединениями в пределах правовых отношений. Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это — правовое равенство сторон и взаимная ответственность всех субъектов права; особый режим правового регулирования; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его незыблемости.
5. В правовом государстве на должном уровне находится правосознание и правовая культура как отдельного индивида, должностного лица, так и общества в целом. Это, в частности, предусматривает наличие достаточно высокого уровня правовых знаний, знание основных принципов права, стойких убеждений в необходимости выполнения законов и т.д. Достичь такого уровня правосознания, который необходим как для правотворчества, так и для реализации права, очень трудно. Для введения системы правового обучения и воспитания требуется длительное время. Государственная программа правового обучения уже создана и сейчас совершенствуется государственными юридическими учреждениями Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве. — Х.: Консум, 2004. — 200 с..
Итак, подводя итоги, следует указать, что правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизации политической жизни.
Государство как таковое характеризуется ее всевластием, правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от нее правовое государство ограничена правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственное перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Глава 3. Гражданское общество и его значение в формировании правового государства
3.1 Современные теории правового государства
Современные западные теории права и правового государства объединены идеей легитимации государства и права. Главной задачей теории легитимации испокон веков было обоснование и ограничения государства и права какой-то высшим принципом: природой, волей Бога, традиции, умом, справедливостью и т.д. Фундаментальный критерий легитимации сегодня видится в справедливости, ее главному (свобода) и посредственных (права человека) принципам. Поэтому легитимной или правовым государством является не любое государство, а только государство справедливая: государство и право должны основываться на справедливости и находить в ней свое оправдание.
Фундаментальным понятием теории легитимации является договор как основная форма реализации права. Договор встает обоснованием публичной государственно-правовой власти и ее обязанности подчинения.
3 общественного договора, который состоит из согласия на свободу и согласия на властвования, вытекает ответ на основной вопрос государственно-правовой легитимации. Человек обязан повиноваться не любой публичной власти, а только той, которая стоит на службе договора свободы. Тем самым общественный договор выступает как принцип, что легитимирует и одновременно лимитирует, ограничивает государство; он задает нормативно-критический масштаб для вынесения суждений о правовом характере и о пределы публичной власти.
В чистом виде договорная теория справедливости представлена О. Хеффе, Д. Ролсом и Л. Фуллером, ее разновидностями являются: коммуникативная или делиберативная легитимация (Ю. Хабермас, П. Рикер, Т. Оноре), критически-конвенциональная легитимация (К. Поппер), легитимация путем процедуры (Н. Луман), теория «минимального государства» (Р. Нозик), теория свободного плюрализма (М. Новак).
Современные западные теории справедливости объединены одной проблемой, а именно осмыслением новой реальности, которая утвердилась на Западе в течение последних тридцати лет. Прежде всего, речь идет о «новое открытие гражданского общества». Институциональное ядро гражданского общества одинаково составляют негосударственные и неэкономические союзы на добровольной основе, куда относятся культуры и церковно-религиозные, профессиональные, спортивные и другие объединения, а также политические партии и профсоюзы в рамках которых формируются мысли, идеи, ценности, мотивы, ориентации. Именно такие объединения способны сформировать гражданское общество нового типа, общество действительное плюральное и ответственное. Котюк В.А. Основы государства и права: учебное пособие для абитуриентов,студентов, учащихся средних школ и лицеев. — К.: Вентури, 1997. — 112 с.
Итак, если ранее имело место разграничение гражданского общества и государства, при которой гражданское общество трактовалось как относительно гомогенная (однородная) частная сфера, то дальнейшее историческое развитие, особенно современный, показал, что неформальные отношения семьи, соседства, общинной религиозности, неформальных группировок сплелись с общественной жизнью, с государственным регулированием.
Изменении этого статуса способствовало и широкое распространение электронных средств массовой информации и такие сопутствующие явления, как реклама, коммерциализация, стремительное распространение информации. Отныне необходимо считаться с «новой категорией влияния» — общественностью, одновременно структурированную и управляемую в основном средствами массовой информации.
По сути возникла новая сфера жизни, новая сфера политической и любой другой взаимодействия, при которой общественность критически формирует собственное мнение, приобретает и осмысливает информацию, словом, формирует плюралистское, а не унифицированное поле мнений и суждений.
Теперь демократизация может заключаться только в установлении нового «разделения властей» — не между ветвями государственной власти, но между различными негосударственными группировками общественности, которые в совместной жизнедеятельности создают те или иные формы (обычное право, договорное право, судебное право) упорядочение общества. Эти общественные формы должны утвердить себя в противовес тому регулированию отношений в обществе, которое осуществляется официальными административно-властными учреждениями (государственное законодательное право) Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. — 115 с. .
Новый «разделение властей», в свою очередь, приводит к изменению природы властвования. Отныне властвования, не является, как это предусмотрено доктриной юридического позитивизма, некоторым односторонним отношением, за которым повиновение обеспечивается исключительно силовой преимуществом власти. Властвования является двусторонним отношениям, где обе стороны (государство и граждане) имеют права и обязанности, связанные отношениями взаимности Кравчук М.В. Теория государства и права (опорные конспекты). — Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. завед. / Авт. — сост. Кравчук М.В. — К.: Атака, 2003 — 102 с. .
Главная идея, которую выдвигают современные западные юристы заключается в том, чтобы в самом понятии права отразить отношение взаимности, которыми связаны государство и граждане.
3.2 Соотношение гражданского общества и правового государства
Правовое государство зарождается и функционирует в условиях гражданского общества. Вопрос относительно гражданского общества, как и относительно правового социального государства, был поставлен историей как вопрос о наиболее разумный и целесообразный устройство человеческого бытия. Процесс их развития хотя и был разноскоростным, но шел параллельно и сопровождался согласованию между собой этих институтов. Поэтому, когда под гражданским обществом понимают совокупность негосударственных и неполитических отношений, которые образуют сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений, то это отнюдь не означает его абсолютной обособленности от государства. Наоборот, они всегда были довольно тесно связаны между собой, во-первых, генетическое (в европейской истории гражданское общество и государство взаимно создавали друг друга), а во-вторых — корректируя друг друга Общая теория права: учебник для вузов / С. С. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 145 с..
Следовательно, гражданское общество развивается в диалектическом единстве, противоречии с социальным правовым государством
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаємодіюче с ней. Это общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, которое творит вместе с государством развитые правовые отношения.
Гражданское общество — это совокупность всех граждан, их свободных объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, которые характеризуются высоким уровнем общественного сознания, политической культуры, которые находятся за пределами регулирования государства, но охраняются и гарантируют ней.
Гражданское общество отличается от общества тем, что привлекает граждан к коллективным действиям в общественной сфере для выражения своих интересов, идей, обмена информацией, достижения общей цели, выдвижение требований к государству и призывов к ответственности официальных лиц. Оно выступает посредником между частной сферой жизни людей и государством, объединяет огромное разнообразие формальных и неформальных отношений.
То, что отношения в гражданском обществе не урегулированы государством непосредственно с помощью права (например, отношения между членами политической партии не урегулированные правом, для этого существуют корпоративные нормы), не означает, что гражданское общество взаимодействует с государством. Наоборот, в условиях развитого гражданского общества государство:
1. подчиняет свою деятельность служению этому обществу;
2. обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости;
3. не вмешивается в личную жизнь человека;
4. регулирует общественные отношения в рамках действующего законодательства;
5. наделяет члена общества экономической свободой.
В гражданском обществе свободно развивается ассоциативное жизни, сфера массовых движений, партий, группировок по убеждениям и другим признакам. Оно добивается децентрализации власти государства путем передачи его самоуправлению, осуществляет взаимодействие большинства и меньшинства на основе бесконфликтного, по возможности, согласования их позиций Прозорова Н. Робеспьер против Монтескье, или снова о разделе власти // Вече. — 1995. — № 2 — С. 12-15.
Личность, индивиду гражданском обществе — это тип человека, ориентированной на создание, гражданские отношения и высокие морально-духовные качества. Основаниями выделения индивида из общей массы является самостоятельность человека, освобожденного от опеки, способность и желание рассчитывать на собственные силы, состязательность, а следовательно, и новое, более независимое, отношение к обществу. Условием и результатом такого развития является более полное, более органическое преобразования общества в гражданское единство, а государства — в правовую и политическую целостность.
Особой проблемой в концепции гражданского общества являются отношения между ним и государством, или, точнее, той частью общества, которая профессионально занимается политикой и творит аппарат государства.
Целостный политико-правовой механизм, обеспечивающий эффективное влияние гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны, составляет, по сути, содержание понятия демократизма.
Государству противостоит гражданское общество как альтернатива, контрагент государственного управления с присущими последнему формализмом, иерархией и централизованной директивностью. Сущность, главный признак гражданского общества заключается в обособленности от государственной машины как аппарата общественного администрирования. Гражданское общество — это предел государственной власти, обстоятельство, которое сдерживает ее неустанное стремление к абсолюту, авторитаризма. Она не является структурной единицей, а прежде всего способом жизни людей в стиле приватности, сферой человеческой свободы, это — жизнедеятельность личностей вне официальной регламентацией, свойственна каждому человеку доля неказенного, гражданского в ее жизни Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. — 187 с. .
Итак, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что принципами современной западной демократического правового государства являются: принцип общественного договора, субсидиарного суверенитета или субсидиарной легитимации государства, делиберативной демократии и нового типа «общественности», нового «разделения властей» легитимации путем процедуры, разности юрисдикций и правовых систем, автономности и трансцендентности права от государства и преимущества над ней, безусловности коммуникативных регулятивов (право на свободу, собственность, справедливость, безопасность, сопротивление угнетению и т.п.), глобализации коммуникаций и демократического гражданства.
Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развито гражданское общество, тем менее заметна роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества приводит чрезмерное усиление государства, которая поглощает общество. Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем демократичнее государство. Правовая государственность — это одновременно и результат развития гражданского общества и условие его развития.
Заключение
Исследовав тему курсовой работы и рассмотрев вопрос понятие, принципов правового государства, историческое развитие концепций идеи правового государства, проблемы и условия, пути формирования правового государства в России, можно сделать выводы о следующем.
При исследовании развития идеи правового государства было определено, что течение истории содержание идеи о правовом государстве в различных мыслителей, политических и общественных деятелей значительно разнились. Поскольку в одних идея такого государства связывалась с частной собственностью, эксплуатацией чужого труда и привилегированным положением в обществе определенных классов и слоев, другие понимали ее совсем иначе.
Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и как личность. Хотя словосочетание «правовое государство» в его трудах не употреблялось (оно звучит у него как «правовой государственный строй»). Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, покорении ее правовым законам.
Впервые термин «правовое государство» было употреблено немецкими учеными К.Т. Велькером (1813), И.Х. Фрайхер фон Аретином (1824). Создание юридическое завершенного понятие «правовое государство» связывают с именем Г. Моля, который ввел его в общий государственно-правового и политического обихода. В 1829 г. он привел определение правового государства как конституционной государства, что должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, обеспечении судебной защиты лица.
Итак, исторически правовое государство — это конституционное государство. Она возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.
Проведя анализ признаков и принципов возникновения и становления правового государства, следует указать, что правовое государство — это новый этап развития государственности. Ее нельзя провозгласить — она должна сложиться как результат реформы экономических, политических, государственных и правовых институтов, реального изменения характера взаимоотношений между обществом, государством и личностью. При этом взаимоотношения правового государства и гражданского общества характеризуются тем, что в гражданском обществе именно общество выступает как основа и содержание государства; последняя является формой его организации. А такое «партнерство» возникает на той степени развития, когда его граждане и государство выступают как свободные и равноправные партнеры.
К числу особых признаков правового государства как минимум относятся: признание и защита прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов.
Обобщая положения различных концепций правового государства, можно выделить следующие принципы ее формирования: недопущение государством анархии в общественных отношениях, произвола со стороны государства и преимущество в ее деятельности методов нормативного регулирования общественных отношений; обязательное оформление государственных мероприятий в правовую форму, путем осуществления деятельности государства на основе действующих законов, которые имеют, с точки зрения государства, высшее юридическое действие.
При рассмотрении вопроса о значении гражданского общества в формировании и функционировании правового государства, нужно отметить, что взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развито гражданское общество, тем менее заметна роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества приводит чрезмерное усиление государства, которая поглощает общество. Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем демократичнее государство. Правовая государственность — это одновременно и результат развития гражданского общества и условие его развития. Целостный политико-правовой механизм, обеспечивающий эффективное влияние гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны, составляет, по сути, содержание понятия демократизма.
Библиография
Диссертации
1. Лисицын Н.В. Обычаи российского права. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2010. — 45 с.
2. Рассказов О. Л. Юридические лица в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности в Российском государстве: теоретический и историко-правовой анализ. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар, 2008. — 30 с.
3. Ткаченко С.В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории. Специальность 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2006. — 28 с.
Монографии, статьи, учебники
4. Агафонов А.В. К вопросу о происхождении древнерусского права (IX-XIII вв.) // Законы России: опыт, анализ, практика. — М.: Буквоед. — 2006. — №1.
5. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / отв. ред. Р.В. Шагиевой. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 576 с.
6. Большая Советская Энциклопедия. — Т. 28. — Под редакцией Б.А. Введенского. — 2-ое изд. — М., 1954. — 800 с.
7. Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве. — Х.: Консум, 2004. — 500 с.
8. Жильцов С.В. О соотношении обычая кровной мести и смертной казни как уголовного наказания в древнерусском праве // Юриспруденция. Межвузовский научный сборник. — №1. — Тольятти, 1995. — 200 с.
9. Заяц А.П. Правовое государство в контексте новейшего украинского опыта. — К.: Парламентское изд-во, 1999. — 300 с.
10. Кельман М. С. Общая теория государства и права. — Л.: Новый Мир — 2000, 2003. — 300 с.
11. Котюк В.А. Основы государства и права: учебное пособие для абитуриентов,студентов, учащихся средних школ и лицеев. — К.: Вентури, 1997. — 350 с.
12. Кравчук М.В. Теория государства и права (опорные конспекты). — Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. завед. / Авт. — сост. Кравчук М.В. — К.: Атака, 2003 — 288с.
13. Марченко Н.М., Дерябина Е.М. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. — 2-изд. / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина — Москва: Проспект, 2012. — 720 с.
14. Общая теория права: учебник для вузов / С. С. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 576 с.
15. Общая теория государства и права / под ред. В.В. Копейчикова. — К.: Юринком Интер, 2000. — 400 с.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. — 384 с.
Материалы периодических изданий
17. Прозорова Н. Робеспьер против Монтескье, или снова о разделе власти // Вече. — 1995. — № 2 — С. 12-15
Размещено на