Содержание
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1.Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3.Определение и типы конфликта
1.4.Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5.Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. В нашей жизни каждый из нас может столкнуться с неоднозначной ситуацией, которая может перерасти в конфликтную. Изучение данной темы интересно и важно, так как предоставляет возможность предотвратить часть из конфликтов или уменьшить чувство тревожности.
Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
При возникновении конфликтных ситуаций человек ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Поскольку тревожность зачастую связана со стилем поведения, наша работа позволит выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности. Кроме того, будет рассмотрен гендерный аспект этой зависимости.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.
Предмет исследования – взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования предполагается, что тревожность у мужчин и женщин различна, а также чувство тревожности влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения тревожности.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтных ситуаций.
3. Теоретически обосновать особенности формирования чувства тревожности.
4. Выявить особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях.
5. Сопоставить особенности чувства тревожности и влияние на него стиля поведения в конфликте.
6. Проинтерпретировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, эмпирическое исследование, анализ рисунков, методы статического и качественного анализа результатов.
Методики исследования:
В работе использованы следующие диагностические методики:
1. Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».
2. Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»
3. «Несуществующее животное».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у людей разного пола.
Научная новизна состоит в исследовании взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у мужчин-военных и женщин.
База исследования: в качестве выборки выступали женщины-студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления в количестве 26 человек, а так же студенты Новосибирского высшего военного командного училища в количестве 26 человек.
Глава I. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности с социальными факторами
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе и причины ее возникновения
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. Согласно В.М. Астапову (1992) большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста……………………
Заключение
Каждый человек существо социальное. Ежедневно мы взаимодействует с различными людьми, попадаем в различные ситуации и каждый день учимся чему-то новому. В настоящее время любому человеку, будь то военный, психолог или менеджер просто необходимо знать свои индивидуальные особенности, свои слабые и сильные стороны. Чувство тревожности – это то, что непосредственно влияет на все, что происходит с человеком, а главное то, как он к этому относится. Так же знать индивидуальный стиль поведения в конфликте просто необходимо. Благодаря этому можно избежать множества ошибок, сохранить взаимоотношения и уберечь себя от психосоматических заболеваний.
В рамках данной работы и данной выборки не удалось рассмотреть явную взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликте. Можно лишь говорить о тенденции к различиям, судя по индивидуальным показателям тревожности и модели поведения в конфликтной ситуации. В настоящей работе с помощью проективной методики были раскрыты возможные причины тревожности и агрессивности.
В заключение из результатов проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. В исследовании были выявлены значимые отличия ситуативной тревожности у мужчин и женщин.
2. У студентов военного училища наблюдается низкая ситуативная тревожность.
3. Также были выявлены гендерные отличия личностной тревожности.
4. У студентов-девушек наблюдается высокий уровень личностной
тревожности.
Таким образом, гипотеза о том, что тревожность у мужчин и женщин различна, а также чувство тревожности влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации, подтверждена частично.
Список литературы:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Наука, 1994. — 304 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцулов, А.И. Шипилов. — М.: Пелитиздат, 1995. — 375 с.
3. Анцупов, А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии / А.Я. Анцупов, Н.И. Леонов. — Спб.: Миг, 1996. — 415 с.
4. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. -1992. — Т.13 — №5. — C.110-125.
5. Березовская, Р.А. Отношение менеджеров к здоровью / Р.А. Березовская // Вестник. – 1999. — №13. — С.61-70.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. Спб.: Еврознак, 2001. — 320 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1993. — 278 с.
8. Браун, Дж. Фрейд и постфрейдисты / Дж. Браун // Психологический журнал. -1993. — №12. — C.12-45.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.
10. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. / Г. Ш. Габдрева. — М.: Тонус, 2000. — № 5. — 213 с.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Климат, 2000. — 370 с.
12. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. — М.: Мир, 2005. – 464 с.
13. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / C.М. Емельянов. – Спб.: Миг, 2009. — 384 с.
14. Журавлев, А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта / Л.А. Журавлев // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – 2001. — №5. — С.357-372.
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — М.: АО Аспект пресс, 1994. — 260 с.
16. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – М.: Феникс, 1998. -480с
17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2006. — 544 с.
18. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. – М.: Мгновение, 2000. — 350 с.
19. Козер, Л.А. Завершение конфликта / Л.А. Козер // Психологический журнал. -1994. — 8. — C.48-90.
20. Левитов, Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги / Н.Д. Левитов. — М.: Слово, 2003. — 258 с.
21. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов / Е.Е. Миронова. – М.: Просвещение, 2005. — 354 с.
22. Мэй, Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. — М.: Глобус, 2001. — 256 с.
23. Мэш, Э. Тревожные расстройства / Э. Мэш. — Спб: Миг, 2003. — 368 с.
24. Петровский, А.В. Психология. Словарь. / А. В. Петровский, под ред. М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 370 с.
25. Петровский, А.В. Хрестоматия по психологии / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2003. — 528 с.
26. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2. — С.54-87.
27. Симонов, П. Познание неосознаваемого / П. Симонов // Вопросы психологии. – 2002. — №13. — С.90-134.
28. Скотт, Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления / Дж.Г. Скотт. – Киев: АДР, 1991. — 256 с.
29. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. — СПб.: Кругосвет, 1997. — с. 402.
30. Холмс, П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений / П. Холмс. М.: Прогресс, 1999. — 277с
31. Хорни, К. Собрание сочинений / К. Хорни. М.: Смысл, 1997. — 435 с.
32. Чуйкова, Ю.М. Взаимосвязь коммуникативных характеристик личности и эмоциональной устойчивости: дип.работа – Спб, фак. псих, 2001. — 156 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Количественное распределение по шкалам тревожности и стиля поведения в конфликте у мужчин
………..