Содержание
Введение- 3 —
Глава 1. Обзор источников литературы по изучению влияния детско-родительских отношений и общения детей раннего возраста на общение со сверстниками и воспитателем в группе детского сада- 5 —
1.1. Среда и свойства общения между детьми в игровой деятельности и проявления кризиса трех лет в общении между сверстниками- 5 —
1.2 Методология изучения коммуникаций и методы регистрации схем взаимодействий общения детей в возрасте 3-х лет со сверстниками и взрослыми- 22 —
Выводы по Главе 1- 29 —
Глава 2. Экспериментальная часть- 31 —
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования- 31 —
2.2. Методы и методики исследования- 32 —
2.3. Результаты исследования- 35 —
2.4. Обсуждение результатов50
Выводы по Главе 252
Заключение53
Литература58
Приложение 1. Диагностика психического развития детей 3 лет61
Приложение 2. ВРР Родители63
Приложение 3. ВРР Воспитатели65
Приложение 4. Родительские ограничения66
Выдержка из текста работы
Детско-родительские отношения — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.
Анализ особенностей отношений родителя и ребенка позволяет выделить несколько причин их возникновения, но основной причиной является — особенности воспитания в семье. Семья — это та область развития личности ребенка, в которой одна из главных задач — это выполнение родителями воспитательной функции. Однако наличие противоречий в воспитании, сложностей в воспитательных действиях негативно отражается на личностном развитии ребенка, на его здоровье и благополучие и является балластом для выполнения данных задач [10].
Каждые семьи отличаются по своей структуре: по составу, по своему культурному и идеологическому стилю каждая семья особенная, что обусловливает индивидуальность процесса семейных взаимоотношений. Специальные исследования показали, что характеристики членов семьи не являются постоянными и изменяются во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. Меняется не только состав, но и возраст, и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на успешность семейных взаимодействий [12].
Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Именно поэтому детско-родительские отношения вызывают огромный интерес среди многих ученых на протяжении многих веков [10].
Анализ обозначенных проблем определил тему курсовой работы: «Изучение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ».
Целью курсовой работы является изучение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать стили и типы детско-родительских отношений.
3. Провести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Разработать коррекционную программу по развитию положительной среды в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Предмет исследования: межличностные отношения в семье.
Методы исследования:
— беседа с родителями;
— теоретические методы: анализ и синтез научно-теоретической и учебно-методической литературы;
— эмпирические методы:
а) тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
б) тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин);
в) рисуночный тест «Моя семья»;
— статистические методы: количественная и качественная обработка результатов исследования [15].
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что:
· выявлены данные об особенностях детско-родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ;
· разработан диагностический комплекс, позволяющий изучить детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ;
· проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ;
· получены характеристики особенностей отношений в диаде родитель-ребенок;
· предложены рекомендации по развитию положительной среды в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
· полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, врачей при оказании помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, в ПМС центрах;
База исследования: МБДОУ №98, МКДОУ №77, МБДОУ № 5.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Детско-родительские отношения как психолого-педагогическая проблема.
1.1. Постановка проблемы изучения детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
Проблема отношений между родителями и детьми является постоянной для отечественной и зарубежной психологии. В ходе изучения данного вопроса затрагивались такие сферы детско-родительских отношений:
· особенности воспитания ребенка и отношение родителей к нему,
· характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий,
· особенности личности родителей,
· характер супружеских отношений и т.д.
Вопросы семейного воспитания изучали многие психологи, педагоги, психотерапевты, например, А.Я. Варга, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурии, И.В. Дубровина, А.С. Макаренко, А. С. Спиваковская, а также зарубежные: Я.Корчак, К.Росс, В.Сатир, и другие [19].
В их работах отображены общие закономерности психического развития ребенка, закономерности развития личности ребенка в системе отношений со взрослыми. В психолого-педагогической литературе описана обширная сторона родительских отношений, стилей семейного воспитания и их следствий.
В отечественной психологии основным исследователем отношений детей и родителей был Л.С. Выготский. Он показал, что в силу моторной, физиологической и психической незрелости ребенка, его путь к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому. Взаимодействие мамы и малыша с первых дней накладывает отпечаток на отношение ребенка к внешнему миру [7].
Л.И. Божович в своей работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают новые психологические образования, которые определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с окружающим миром и отношение к самому себе [4].
Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин в программе «Периодизация психического развития» показали, что с возрастом меняется мировоззрение ребенка, его тип ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками и именно этот фактор влечет за собой изменение отношения родителей к нему [18].
И.В. Дубровина в своей работе «Семья и социализация ребенка» рассматривала семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основным механизмом является воспитание [9].
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
А.С. Макаренко пытался систематизировать представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом». Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета [12]:
· авторитет подавления,
· расстояния,
· педантизма,
· резонерства,
· подкупа.
При этом автор считает, что истинными являются авторитеты:
· любви,
· доброты,
· уважения.
Семейное воспитание, как заключает Варга А.Я, является образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих [5]:
· принятие или отвержение ребенка,
· межличностная дистанция с ребенком («симбиоз»),
· формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация)
· социальная желательность поведения.
Каждая образующая, в свою очередь, представляет собой сочетание различных эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмоциональная образующая родительского отношения занимает ведущее положение в структуре родительского отношения, в основном определяя особенности его проявлений.
Принятие — ребёнок нравится родителю таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение — родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
Кооперация — родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
Симбиоз — родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
Авторитарная гиперсоциализация — родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
Маленький неудачник — в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия[5].
Многие психологи уделяют большое внимание проблеме межличностных отношений, накладывающих отпечаток на стили воспитания в семье. А А.Н. Евсеева свою работу посвятила исследованию другой стороны семейного воспитания через изучение особенностей формирования личности. Она считала, что семейные отношения необходимо рассматривать через призму восприятия окружающего мира ребенком, т.к. поведение ребенка, его личностные характеристики определяются не столько реальными условиями семейной жизни, сколько их восприятием, степенью внутренней активности ребенка. Заметим, что эта, в высшей степени продуктивная идея была выдвинута и обоснована еще в работах Э.Берна, а затем нашла свое развитие в исследованиях транзактных аналитиков [3].
Родительская позиция, считает А.С. Спиваковская, — это целостное образование, направленность воспитательной деятельности родителей, которая возникает под силой воспитывающих мотивов. От соотношений между осознанными и неосознанными мотивами зависит, какая позиция родителя реализуется во взаимодействии с ребенком[15].
Также А.С. Спиваковская в своих работах выделяла основные характеристики родительской позиции, описывала типы родительской любви к ребенку и с помощью анализа неблагоприятных отношений в семье давала характеристику особенностям воспитания в семье в зависимости от типа семьи:
· внешне «спокойная» семья — семья, в которой не принято показывать друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько преобладает над спонтанностью отношений, что негативные чувства глубоко запрятаны. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки;
· вулканическая семья — коммуникации осуществляются с эмоциональной непосредственностью и спонтанностью. Дети испытывают постоянные эмоциональные перегрузки, так как ссоры между родителями они воспринимают как трагедию. Ребенок не ощущает чувство стабильности и постоянства, а лишь испытывает страх и недоверие.
· «семья-санаторий» — наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Один из членов семьи, постоянно испытывает повышенную тревожность перед окружающим миром и тем самым ограничивает жизнь других членов семьи, требуя любви и заботы;
· «семья-крепость» — в основе этого типа семейной дисгармонии лежат представления об угрозе, агрессивности и жесткости окружающего мира. Такая семья психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг, в ней возникает выраженное усиление чувства “мы”. Создаваемая видимость внутрисемейной солидарности на самом деле лишена естественной теплоты и душевности;
· «семья-театр» — такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет демонстративного, театрализованного образа жизни. Внешне родители демонстрируют посторонним людям искреннее участие и любовь к ребенку, хотя он может остро чувствовать, что родителям не до него. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формирует в детях эгоцентризм. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, постоянном внимании, поощрении, любовании, остро переживает дефицит любви;
· «семья-третий лишний» — в таких семьях «родительство» воспринимается как помеха супружеским отношениям. Как правило, это бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личнос……..
Список использованной литературы.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
3. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Божович Л.И. Избранные психологические труды. — М., 2002.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дисс. канд. психологических наук / А.Я. Варга. — М., 2005.
6. Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей- 2 издание — М.Дрофа 2008 г.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб: Лань, 2003.
8. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.:Издательский центр «Академия», 2007.
9. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2007.
10.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина, 2005.
11. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие.- Череповец: ЧГУ, 2002.
12. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 2005.
13. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 2006.
14. Психология и социология/8. Педагогическая психология. Панферова Е.В. /ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия: Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 12-36-01006а1))