Содержание
Введение3
Глава 1. Многодетная семья как фактор влияния на личностное развитие ребенка6
1.1. Многодетная семья как особый социальный институт6
1.2. Специфические личностные особенности детей из многодетной семьи10
Глава 2. Особенности взаимоотношений детей в многодетной семье19
2.1. Специфика взаимоотношения детей в многодетной семье19
2.2. Особенности соперничества и конкурентных отношений сиблингов27
Заключение38
Список литературы41
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Проблема взаимоотношения детей в многодетных семьях достаточно актуальна, тем более в современной России. Отношения детей в семье между друг другом и с родителями — один из сильнейших факторов, влияющих на развитие личности, формирование психологических особенностей. Я выбрала эту тему для курсовой работы, так как я считаю ее актуальной, достаточно интересно рассмотреть и уловить те различия во взаимоотношениях, которые царят в совершенно разных по структуре семьях и в дальнейшем влияют на коммуникационные способности личности.
Супружеским парам все тяжелее решить вопрос о том, сколько же детей должно быть в семье, чтобы семья была по – настоящему полной, полноценной и счастливой. Сложная социальная ситуация в стране, неуверенность в завтрашнем дне убеждает молодые семьи, что большое количество детей влечет за собой большие проблемы.
Ученые не имеют однозначного ответа на вопрос о развитии детей в многодетных семьях. Одни исследователи говорят, что нестабильность и материальные затруднения семьи негативно сказываются на развитие детей, в то время как другие делают акцент на взаимопомощь и поддержку в таких семьях.
Тема исследования – Особенности воспитания детей в многодетной семье.
Цель исследования – выявить особенности воспитания детей в многодетной семье.
Объект исследования – многодетный семьи.
Предмет исследования – особенности воспитания детей в многодетной семье.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование технологии проектного обучения в образовательном процессе будет эффективным, если учитываются педагогические условия применения данной технологии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику современной семьи и семейного воспитания.
2. Раскрыть проблемы многодетных семей.
3. провести эмпирическое исследований особенностей воспитания и развития детей в многодетных семьях.
4. Разработать рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в многодетных семьях.
Методы исследования – теоретический анализ педагогической и методической литературы, анкетирование учителей и старшеклассников, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлены педагогические условия применения технологии проектного обучения в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность педагогических условий использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе; разработаны методические рекомендации по применению технологии проектного обучения в образовательном процессе.
База исследования –5 многодетных семей в МКДОУДСОРВ №3 г. Орлова Кировской области.
В написании нашей работы по изучению особенностей развития детей в многодетных семьях мы опирались на исследования ученых психологов и социологов, педагогов, таких как Выготский Л.С, Антонюк Е В., Гозман Л.Я., Димитрашку Т.А , Навайтис Г. и многих других.
………….
1. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; [сост.: В. В. Бараташвили и др.]. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004 (ПИК ВИНИТИ). — 335 с.
2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: ИНФРА – М, 2008 г.
3. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487 – 1.//Консультант-плюс, 2008.
4. Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 годы (Проект) // >5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223 – ФЗ. //Консультант-плюс, 2008.
6. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. №431. //Консультант-плюс, 2008.
7.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. №124 – ФЗ. //Консультант-плюс, 2008.
8. Агильдиева, Е.Ф, Сенельников, А.Б. Многодетная семья в современной России// Семья в России. – 1994.- №2 — С.102 – 107.
9. Анализ социально-экономического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России», 2008. Источник: Демография.ру
10. Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Образ жизни многодетных семей в России (предварительный анализ Всероссийского анкетирования, 2007).// >11. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда// Воспитание школьников- 2008.- №10.
12. Бочарова, Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова.– М.: Изд. центр «Академия», 2001 208 с.
13. Введение в социальную педагогику. –Пенза: ИПК и ПРО. 1994 г. – 171 с.
14. Володина, М.В. Многообразие конфликтов между поколениями в семье/ М.В. Володина // СОТИС – социальные технологии, исследования -2005. -№ 6.- С 56-61.
15. Голод, С.И. Семья и брак. – СПб: Петролис, 1998.
16. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 202-217с.
17. Жеребин, В.М, Алексеева, О.А, Землянская, В.Н. Ресурсный потенциал стадии жизненного цикла семьи/ В.М. Жеребин, О.А. Алексеева, В.Н. Землянская// Вопросы статистики – 2005.- №8 — С. 33-44
18. Заяц, О.В. Положение семей группы риска как фактор социального сиротства и пути улучшения ситуации / О.В. Заяц // Семейная психология и семейная терапия -2005.- №1 -С.105-114.
19. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. — 2-е; стереотип. — М.: Академия, 2000. — 160 с.