Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика взаимодействия ОВД, налоговых и таможенных органов
1.1 Понятие и сущность взаимодействия…………………………………5
1.2 Основные цели взаимодействия ОВД, налоговых и таможенных органов……………………………………………………………………………..7
2. Организация взаимодействия ОВД и таможенной службы
2.1 Основные направления деятельности таможенной службы…………9
2.2 Сферы взаимодействия таможенной службы и ОВД………………13
3. Организация взаимодействия ОВД и налоговых органов
3.1 Основные направления деятельности налоговых органов…………15
3.2 Сферы совместной деятельности налоговых органов и ОВД………17
Заключение ………………………………………………….……………29
Список литературы ………………………………………….……………31
Выдержка из текста работы
Актуальность. В настоящее время бесспорным фактом является то, что таможенные органы Республики Казахстан играют стратегическую роль в экономическом развитии страны. Администрирование политики внешней торговли, применение фискальных мер и выполнение положений законов, регулирующих торговые отношения, являются основными задачами таможенных органов Республики Казахстан [1, с.26].
За прошедшие годы произошли большие изменения в связи с образованием Таможенного Союза, куда вошли Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. Удалось многое изменить в таможенном законодательстве Республики Казахстан. Был принят основополагающий для таможенного дела документ, как Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». Создана правовая основа для деятельности казахстанской таможенной службы в рамках Таможенного Союза. Возросла роль таможенных органов, активно участвующих в разработке внешней и внутренней политики Казахстана. На сегодняшний день таможенные органы также занимают значительное место в системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности нашего государства. Как мы знаем, таможенное дело (регулирование) появилось и существует потому, что через границы государства перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. И с возрастанием массы движимого имущества, которое обращается между разными странами, увеличиваются объем и значение таможенного дела. В процессе осуществления таможенного регулирования реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможенного регулирования связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела.
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных растений, окружающей природной среды, на защиту интересов казахстанских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и многого другого. Правоохранительный статус Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан закреплен Кодексом Республики Казахстан « О таможенном деле в Республике Казахстан», Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 06.01.2011г. Создание в системе Комитета таможенного контроля и укрепление в течение прошедшего периода специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.
Но, несмотря на это правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеются также немало практических проблем по осуществлению этой деятельности. Актуальность исследуемой проблемы определена необходимостью изучения взаимодействия правоохранительных органов с таможенными органами в борьбе с таможенными преступлениями, так как именно таможенные органы стоят на страже экономической безопасности нашей страны.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия правоохранительных органов была предметом многих исследований. Она рассматривалась в работах по уголовному, административному и таможенному праву. Вниманием не обошли и такие известные ученые как: Еримбетов С.С, Абдикеев М.Н., Омарова З.Н., Кожагапов Е., Сарсембаев М.А., Алибеков С.Т.
Цель — на основе изучения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела, анализирования законодательной базы о таможенном деле внести предложения по совершенствованию взаимодействия правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений, определить перспективы внедрения международного опыта правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы являются:
изучить организационно-правовую характеристику деятельности таможенных органов в системе органов государственного управления в Республике Казахстан;
рассмотреть порядок взаимодействия правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений;
исследовать правовые основы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с таможенными преступлениями;
предложить возможные пути совершенствования взаимодействия правоохранительных органов с таможенными органами в борьбе с таможенными преступлениями;
—отразить статистические данные о таможенных преступлениях по последним данным;
проанализировать возможность применения международного опыта правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений в Республике Казахстан.
Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения таможенных и правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе предупреждения таможенных преступлений между таможенными и иными правоохранительными органами.
Методологической основой послужили нормативно-правовые акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность таможенных органов Республики Казахстан в области борьбы с таможенными преступлениями, в том числе Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г., Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», Уголовный кодекс Республики Казахстан, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, Постановление Верховного Суда РК от 18.07.1997г., Договор «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и входящих в нее государств» от 2010 г., Соглашение «О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» от 2010 г., Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 4 декабря 2003 г. № 546, Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 19.12.2003 г. № 728, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 23.12.2003 г. № 220 «Об утверждении Правил взаимодействия таможенных органов, органов внутренних дел и национальной безопасности по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, предусмотренных ст. 209, 214, 250 Уголовным кодексом Республики Казахстан, о создании ведомственных комиссий и иные подзаконные акты. Также были исследованы материалы научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященные преступлениям в сфере таможенного дела, проанализированы материалы печатных изданий, содержащие информацию о результатах деятельности таможенных органов Республики Казахстан, использованы статистические данные, взятые с различных информационных источников.
Научная новизна заключается в представлении свежего взгляда и эффективного решения наболевшей, актуальной проблемы. Предложенный механизм в курсовой работе по развитию взаимодействия правоохранительных и таможенных органов является наиболее подходящей моделью, поскольку не раз рассматривался и выносился мною отдельным вопросом на научно-практической конференции, заседании круглого стола и были признан подходящим в решении данной проблемы. Результаты исследуемой нами проблемы могут восполнить имеющиеся пробелы в законодательной базе, углубить теоретический анализ проблемы взаимодействия правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в результате исследования выводы и предложения могут стать не только теоретической, но и практической основой, поскольку предложенные решения могут усовершенствовать существующий механизм работы таможенных и правоохранительных органов.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1Система, принципы и основные задачи деятельности таможенных органов
Таможенные органы Республики Казахстан (далее — таможенные органы) являются государственными органами, в пределах своей компетенции, осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Согласно ст.6 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» система таможенных органов Республики Казахстан представлена следующим образом:
)Уполномоченный орган в сфере таможенного дела;
)Территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столицам);
)Таможни;
)Таможенные посты;
)Контрольно-пропускные пункты на таможенной границе таможенного союза;
)Специализированные таможенные учреждения.
По решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенный информационно-вычислительный центр, таможенные лаборатории, кинологические, учебно-методические, научно-исследовательские и другие специализированные таможенные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, а также государственные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом [2,с.10].
Уполномоченный орган является юридическим лицом и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан.
Территориальные подразделения уполномоченного органа и таможни являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом.
Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом.
Структура и штатная численность таможенных органов утверждаются уполномоченным органом в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
Таможенные органы имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов.
Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Согласно ст.7 Кодекса РК «О таможенном деле в РК», деятельность таможенных органов строится на принципах:
)Законности;
)Обеспечения прав, свобод и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
)Равенства всех перед законом;
)Гласности [3, с.87].
На таможенные органы возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «регулирование отношений на части таможенной территории таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами». Согласно ст.8 Кодекса РК « О таможенном деле в РК» таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза, таможенного законодательства Республики Казахстан и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
) взимание таможенных платежей и налогов, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу таможенного союза;
) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу таможенного союза валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
) ведение таможенной статистики;
) участие в разработке и реализации таможенного регулирования в Республике Казахстан;
) обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;
) осуществление и совершенствование таможенного декларирования, таможенного контроля, а также создание условий, способствующих упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
) осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, а также принятие мер по взысканию задолженности;
) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела;
) участие в реализации единой бюджетной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов;
) проведение радиационного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
) проведение транспортного и санитарно-карантинного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
) координация деятельности органов ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
) сотрудничество с таможенными органами и иными органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
) выполнение иных задач, предусмотренных настоящим Кодексом [2, с. 11].
1.2Взаимоотношения таможенных органов с иными государственными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами в сфере таможенного дела
Согласно главе 3 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» взаимодействие таможенных органов с государственными органами происходит в следующем порядке:
Статья 18. Взаимодействие таможенных органов с государственными органами.
. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан, а также на основании совместных актов с соответствующими государственными органами или по согласованию с указанными органами.
. Запрещается вмешательство в деятельность таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 19. Взаимодействие таможенных органов и органов налоговой службы при проведении таможенного контроля.
Порядок взаимодействия таможенных органов и органов налоговой службы определяется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
Статья 20. Взаимодействие таможенных органов с другими лицами при проведении таможенного контроля на отдельных видах транспорта.
. В целях осуществления таможенного контроля таможенные органы осуществляют взаимодействие с национальной железнодорожной компанией, национальным перевозчиком в сфере железнодорожного транспорта, международными аэропортами, морскими и речными портами Республики Казахстан.
. Порядок взаимодействия таможенных органов и указанных юридических лиц определяется законодательными актами Республики Казахстан и совместными актами уполномоченного органа в сфере таможенного дела и уполномоченного государственного органа в области транспорта.
Статья 21. Взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами.
. В целях совершенствования таможенного регулирования в Республике Казахстан и внедрения эффективных методов таможенного администрирования участники внешнеэкономической деятельности, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, а также иные заинтересованные лица, в том числе общественные объединения и организации, участвуют в работе консультативных советов по вопросам таможенного дела.
. Консультативные советы по вопросам совершенствования таможенного дела создаются при уполномоченном органе в сфере таможенного дела, территориальных подразделениях уполномоченного органа в сфере таможенного дела и таможнях.
Типовое положение о консультативных советах по вопросам совершенствования таможенного дела утверждается уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
Члены консультативного совета по вопросам совершенствования таможенного дела вправе присутствовать при проведении таможенными органами квалификационных экзаменов, определенных пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса.
Статья 22. Сотрудничество таможенных органов с таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями.
Таможенные органы при осуществлении своих функций сотрудничают с таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с международными договорами Республики Казахстан [2, с.16].
таможенный орган преступление правоохранительный
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИя ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Обретение Казахстаном суверенитета и независимости, признание его полноправным членом международного сообщества ставит перед ним глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации и разрешения всех вопросов внутренней и внешней политики.
Согласно Конституции Республики Казахстан к составной части в государственном механизме власти необходимо отнести конституционный принцип разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви, их взаимодействие между собой с использованием системы сдержек и противовесов [11, с. 5].
Отношения в сфере таможенного дела имеют многоотраслевой характер, что позволяет относить его к комплексной отрасли права.
Все разделы таможенного кодекса « О таможенном деле в Республике Казахстан» взаимосвязаны между собой, составляющие их главы и статьи могут представлять совокупность норм других отраслей права либо их отдельные нормы.
Таможенное дело в Республике Казахстан представляет отдельную область специальных знаний и его можно отнести к распорядительной деятельности государства, в лице уполномоченных на то органов, по осуществлению своей политики как внешней, так и внутренней в таможенной сфере с использованием правовых и иных средств и соблюдением международных обязательств. Этот комплекс вопросов деятельности государства, являющейся его монополией, составляет предмет таможенного права.
Метод правового регулирования казахстанского таможенного права также является специфическим, в отличие от методов некомплексных отраслей права и представлен такими способами правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание [5, с. 124].
Влияние таможенного дела на таможенное право в целом можно выделить, если рассматривать его как совокупность правовых норм (таможенное законодательство) и институтов (таможенных и иных учреждений), регулирующих определенные отношения в этой сфере.
С учетом предмета и метода правового регулирования, источников, системы таможенное право как самостоятельная отрасль казахстанского права представляет собой совокупность общих и специфичных институтов и норм, регулирующих соответствующие отношения и оказывающих определенное влияние на сферу таможенного дела.
Таможенное право тесно связано также с уголовным и уголовно-процессуальным правом, особенно по таким разделам, как преступления в сфере таможенного дела, деятельность таможенных органов как органов дознания и органов, использующих оперативно-розыскную работу.
Несмотря на определенную специфику деятельности таможенных органов, трудовое законодательство тоже регулирует многие вопросы, касающиеся регулирования общих вопросов труда, пенсионного и иного социального разрешения их, в отношении должностных лиц и других работников.
Таможенное право по таким вопросам, как фискальная деятельность таможенных органов, таможенные платежи, включая определенные налоги, имеет соотношение с финансовым правом и в целом с налоговым законодательством.
Таможенное право — институты, наличие системы (общая и особенная части) и регулирующая роль — позволяет максимально приблизить его к таможенному делу в целом.
Общая часть таможенного права включает организацию таможенного дела, осуществление таможенной политики и экономической безопасности, деятельность таможенных органов и международное сотрудничество.
В Особенной части таможенного права, в первую очередь следует выделить правовое регулирование: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, помещение товаров под таможенные процедуры, уплата таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, таможенное декларирование, проведение таможенного контроля, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также рассмотрение понятий валютного, экспортного и радиационного контроля, предоставление таможенных льгот и преференций, ведение таможенной статистики, преступлений в сфере таможенного дела и оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, нарушений таможенных правил (НТП) и производства, рассмотрения дел по ним, применение административной ответственности, обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.
Источниками таможенного права являются нормативно — правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами, в которых содержатся нормы таможенного права. К ним необходимо отнести Конституцию Республики Казахстан, законы, указы Президента, постановления Правительства и распоряжения Премьер—министра, нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, а также международные договоры и соглашения, касающиеся таможенного дела, некоторые из которых приведены в настоящей работе.
Таким образом, таможенное регулирование и контроль внешнеэкономических связей смогут относительно успешно обеспечить экономическую безопасность страны только в тесной увязке с общей стратегией экономической реформы, с учетом реального состояния производства и рынка и иных приоритетных задач.
Таможенные преступления должны выявляться, прежде всего, таможенными органами, которые контролируют соблюдение таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности и с другими субъектами таможенных правоотношений.
Основные задачи, выполняемые таможенными органами, четко и предопределенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, обеспечение защиты прав граждан, государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействует с иными государственными органами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого надлежащих условий.
Правовую основу деятельности таможенных органов как органов дознания составляют Уголовный и Уголовно — процессуальный кодекс Республики Казахстан.
Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1995 г. и закреплено в ст. 242 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №426-I «О таможенном деле в Республике Казахстан».
На сегодняшний день таможенные органы в соответствии с п. 4 и п. 9 ст. 285 УПК РК правомочны вести дознание по следующим составам преступлений, предусмотренных УК РК:
статья 209 «Экономическая контрабанда»;
статья 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей»;
статья 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» [12, с. 127].
Таможенные органы, согласно ст.15 Кодекса Республики Казахстан « О таможенном деле в Республике Казахстан» являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении уплаты таможенных платежей, налогов, производство которых в соответствии с законодательством РК отнесено к ведению таможенных органов.
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших противоправное деяние, признаваемое УК РК преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с Законом РК « Об оперативно-розыскной деятельности» [6, стр. 75].
В борьбе с таможенными преступлениями существенная роль принадлежит таможенным органам, которые осуществляют взаимодействие с иными правоохранительными органами других государств, подразделениями, входящими в их структуру. Взаимодействие представляет собой особую форму процесса, реализующегося в результате взаимного воздействия друг на друга. Взаимодействие — это совместная, согласованная деятельность, направленная на достижение общих целей Правовой основой взаимодействия правоохранительных органов являются законы, подзаконные и межведомственные нормативные акты.
Непосредственной правовой нормой, предписывающих взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами является Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В правовых актах заложены достаточно объемные функции межведомственного взаимодействия правоохранительных органов. В целях пресечения предупреждения таможенных преступлений, устранения причин и условий, способствующих их совершению. Этим положением создана действенная правовая программа взаимодействия правоохранительных органов.
2.2 Проблемы и пути совершенствования взаимодействия правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений
Одной из действительных угроз национальной безопасности является нанесение ущерба экономической безопасности страны. Согласно действующему законодательству экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Сегодня выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений в сфере таможенного дела являются одними из приоритетнейших задач, поскольку от этого зависит экономическая безопасность нашей страны. И реализация поставленных задач возложена на органы финансовой полиции, внутренних дел, таможенные органы, которые взаимодействуют между собой, и в случаях необходимости — с органами национальной безопасности, Национальным Банком Республики Казахстан и другими [13,с. 182]. К сожалению, на сегодняшний день состояние взаимодействия вышеназванных органов по предупреждению и пресечению преступлений в сфере таможенного дела следует признать недостаточным. На наш взгляд основными причинами низкой эффективности взаимодействия таможенных и правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений являются:
—Отсутствие своевременного обмена информацией в сфере внешнеэкономической деятельности;
—Таможенными органами РК иногда передаются недостаточно проработанные материалы проверок, что снижает формирование доказательной базы и количество привлечений к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере таможенного дела;
—Взаимное слабое знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих совместную деятельность правоохранительных органов вследствие чего необоснованно допускаются значительные временные затраты при подготовке и проведении мероприятий, что снижает качество совместной работы, а значит и количество раскрываемых преступлений в сфере таможенного дела;
—Совместная деятельность, с учетом законодательного разграничения компетенции правоохранительных органов, еще не в полной мере сконцентрирована на выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений в сфере таможенного дела;
—Отсутствие должного взаимодействия правоохранительных и таможенных органов в значительной степени мотивируется недостатками и нарушениями в деятельности правоохранительных органов, упущениями в организации оперативно-следственной работы, отсутствием ведомственного контроля и разобщением действий оперативных работников правоохранительных органов [8, с. 216].
Мы досконально изучили причины, ставших камнем преткновения во взаимодействии правоохранительных и таможенных органов. И проанализировав их решили, что для целенаправленной и эффективной борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела необходимо совершенствовать ваимодействие правоохранительных и таможенных органов в следующих направлениях:
Более четкое распределение функций между правоохранительными органами на основе разделения подследственности;
Взаимный обмен информацией в сфере внешнеэкономической деятельности;
Повышение эффективности совместных оперативно-профилактических мероприятий в приграничных районах по выявлению и пресечению преступлений в сфере таможенного дела;
Осуществление сверок данных по ранее переданным материалам;
Мы предлагаем правоохранительным органам стран — участниц Таможенного союза отработать механизм конкретного взаимодействия, в том числе обмен информацией, проведение оперативно-розыскных мероприятий, оказанию правовой помощи по пресечению контрабанды и других нарушений таможенного законодательства. Также мы хотим создать общую электронную базу данных, в которой будет храниться информация о субъектах внешнеэкономической деятельности подпадающего в категорию риска [21, с. 83].
Координационная деятельность правоохранительных органов должна выражаться в повышении эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Борьбу с таможенными преступлениями невозможно вести только уголовно — правовыми методами. История цивилизации, развитие государства и права свидетельствуют, что посредством применения уголовно — правовых запретов и санкций, ни одному государству не удавалось решить ту или иную социальную проблему по борьбе с преступностью в целом, с экономической контрабандой в частности. В то же время, уголовно — правовые меры имеют свою дифференцированную и значимую позицию в системе необходимых мер специального государственного реагирования. Это связано с тем, что эта проблема регулируется также уголовно — процессуальными, международными, таможенными и государственно-правовыми нормами. Только в том случае, когда будет создана единая правовая база для взаимодействия этих норм, можно говорить об эффективной борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.
В настоящее время причины преступности следует искать, прежде всего, в экономических отношениях. Рыночные отношения, сопровождающиеся безработицей, имущественным и социальным расслоением, конкуренцией, стимулируют рост экономической преступности.
Формирование новой уголовной политики предполагает создание механизмов контроля за преступностью, в том числе за экономической контрабандой. Механизм такого контроля отводит уголовному и таможенному законодательству место последнего шанса, когда другие экономические, социальные и правовые меры для разрешения этой проблемы явно недостаточны.
Разработка и применение новых методов в практике работы государственных и правоохранительных органов имеют огромное значение в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, пресечении громадной части латентных таможенных преступлений, их профилактике, а также будет способствовать резкому увеличению поступления доходов в государственный бюджет Республики Казахстан.
Преступления, совершаемые на таможенной границе нашего государства, требуют к себе особого внимания со стороны законодательных и правоохранительных органов, так как характеризуется высокой латентностью и организованностью. Рост развития таможенных преступлений можно проанализировать согласно Рисунку №1.
Рисунок №1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ЗА 2011 и 2012 ГОДЫ
Всего за 7 месяцев 2012 года таможенными органами Республики Казахстан (УБК КТК МФ РК) возбуждено 689 уголовных дел, а по данным 2011 года — 773.
-по ст.209 наблюдается снижение на 9 дел или на 2,2%;
-по ст.214 — снижение на 47 дела или на 37,6%;
по прочим статьям снижение на 164 дел или на 57,5%.
С обвинительным заключением и протоколом обвинения в суд направлено — 180 уголовных дел, из которых судами рассмотрено — 153.
Сумма изъятых товаров и валюты по уголовным делам составила — 3 млрд.355,9 млн. тг.
Конфисковано товаров и транспортных средств на сумму — 551 млн.638,8тыс. тг
Установленная сумма уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов — 5 млрд. 046,9 млн.тг.
Возмещено причиненного ущерба государству на общую сумму — 11 млрд.872,6 млн. тг.
Для предупреждения роста преступлений, совершаемых на таможенной границе, необходим усиленный контроль за функционированием теневой экономики как внутри страны, так и за ее пределами. Все усилия государств бороться с одной из форм таможенных преступлений, как экономическая контрабанда оказываются тщетными. Более того, все меры часто дают прямо противоположный эффект. Ужесточая систему налогообложения, правительство тем самым расширяет возможности для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей нелегально ввозимыми более дешевыми товарами. За счет этого крепнет и расширяется сфера деятельности организованной преступности, а государства недополучают миллиарды долларов от скрытых от налогообложения товаров [14, с.20].
Не является исключением и Республика Казахстан. По неофициальным данным, до 80% товарооборота в РК составляет контрабанда. Только в результате нелегальных операций в сфере алкогольной продукции республиканский бюджет ежегодно теряет более 200 млн. долларов, 50 млн. долларов в год бюджет недополучает из сферы сигаретного бизнеса.
Как известно, контрабанда, как и любое общественное явление, имеет свои социально-экономические предпосылки. Одни называют причиной совершения контрабанды неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин. Как высокие налоги загоняют мелкий и средний бизнес в теневую экономику, так и высокие ставки таможенных пошлин превращают многих добросовестных импортеров в контрабандистов. Существует также мнение, что причинами являются низкий уровень налогового и таможенного контроля и коррумпированность правоохранительных и таможенных органов.
Другой проблемой, существенно затрудняющей работу таможенных органов, является несовершенство нормативно-правовой базы в области регулирования борьбы с таможенными преступлениями. Для решения указанной проблемы предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Республики Казахстан. В частности, необходимо отменить положение, зафиксированное в ст. 121 УПК о конфискации в качестве вещественных доказательств по уголовному делу изъятых товаров и транспортных средств. Вместо этого необходимо обязать владельцев изъятых товаров оформить товар в таможенном отношении, уплатить причитающиеся таможенные платежи и налоги и только после этого возвращать товар его владельцу. При отказе владельца товара произвести таможенное декларирование, изъятый товар должен перейти в собственность государства и быть реализован. Доходы от продажи товара поступают в государственный бюджет.
Другим дополнительным мероприятием, способным существенно повысить эффективность деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, в частности, контрабанды наркотиков и взрывчатых веществ, является развитие Кинологической службы в таможенных органах.
Необходимо отметить, что несомненным плюсом оперативно-розыскной деятельности являются небольшие затраты на ее введение. Для осуществления оперативно-розыскной деятельности из государственного бюджета будут выделяться денежные средства, которые главным образом будут использоваться для выплаты вознаграждения «агентам» за предоставленную информацию, а также для приобретения необходимых специальных технических средств и средств связи.
Важное значение приобретают налаживание и упрочение информационного и делового взаимодействия таможенных органов с другими государственными структурами, ответственными за эффективное функционирование нашей экономики и ее защиту от внешних и внутренних угроз.
Для уточнения и перепроверки добытой и полученной информации должны использоваться специальные технические устройства и криминалистические средства. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.
С правовой точки зрения, действия сотрудников оперативных подразделений таможенных органов должны основываться на нормах закона и, будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально отличаться от действий дознавателей-следователей тем, что они являются действиями «допроцессуальными», хотя и подчиненными изначально интересам соблюдения уголовно-процессуальных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности должен быть, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же, как и средства и способы, используемые им [15, c. 8].
Добытая оперативным путем информация должна закрепляться в оперативных документах, использоваться в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.
К оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены: Управление внутренней безопасности КТК МФ РК и соответствующие подразделения на местах; Управление по борьбе с контрабандой КТК МФ РК и соответствующие подразделения таможенных органов.
Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, в определенной дозировке и в основном разведывательно-поискового характера, неизбежно будут применяться и Управлением таможенной охраны и режима КТК МФ РК и соответствующими подразделениями местных таможенных органов — при решении ими задач обеспечения физической охраны таможенной инфраструктуры и должностных лиц, а также в целях выявления и перехвата нелегальных каналов перемещения товаров в обход таможенных постов. Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстана на постоянной основе предпринимает меры по противодействию коррупции в таможенных органах РК и основной акцент уделяется на профилактику коррупционных появлений в системе таможенных органов.
О результатах деятельности борьбы с коррупцией, осуществляемой подразделением внутренней безопасности таможенных органов РК по итогам 11 месяцев 2011 года.
Так, за 11 месяцев 2011 года в отношении должностных лиц таможенных органов возбуждено 88 уголовных дел, а в 2009 — 265. Из них собственными силами внутренней безопасности и во взаимодействии с другими правоохранительными органами возбуждено — 58 дел. Из них направлено в суд — 28.
Подразделением внутренней безопасности совместно с другими правоохранительными органами выявлено 7 фактов получения взятки должностными лицами таможенных органов.
В апреле 2012 года в результате совместных с ДКНБ г.Астана оперативно-розыскных мероприятий отделом внутренней безопасности ДТК по г.Астана при получении взятки были задержаны сотрудники Департамента Абаев Ж. и Жансугуров Д. В отношении последних возбуждено уголовное дело по ст.311 УК РК (получение взятки). По результатам рассмотрения уголовного дела районный суд №2 Сарыаркинского района г.Астана приговорил Жансугурова Д. и Абаева Ж. по ст.311 ч.4 п.б УК РК к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества, с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима.
С 1 июля 2012 года в отношении сотрудников таможенных органов было возбуждено 38 уголовных дел, из них собственными силами 20 дел или 54 %.
Выявлено 28 коррупционных правонарушений, из них собственными силами 25, или 90 %.
Произошедшие в апреле 2011 года события на таможенном посту «Коргас» повлияли на кадровую политику таможенных органов. В целях искоренения коррупции были освобождены от занимаемых должностей заместители председателя КТК МФ РК, и ряд руководителей основных подразделений центрального аппарата КТК МФ РК и ДТК по Алматинской области, курьирующий направления таможенного контроля и борьбы с контрабандой. Начальники таможенных постов на казахстанско-китайской границе: «Калжат», «Коргас», «Достык» были освобождены от должностей.
Но сравнительный анализ с аналогичным периодом 2012 года отмечает положительную тенденцию снижения количества уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц Таможенных органов Республики Казахстан и коррупционных правонарушений.
КТК МФ РК создана специальная рабочая группа, которая изучает и анализирует обстановку на внешней границе Таможенного союза, на основе результатов которого будут приниматься меры по локализации коррупционных схем по провозу контрабанды товаров и транспортных средств [10].
Проблемы совершенствования таможенного законодательства в целях эффективной борьбы с таможенными преступлениями будут актуальными всегда, так как изменения во внешней торговле, те или иные негативные тенденции в деятельности участников таможенных операций должны немедленно выявляться, эти и другие факторы следует постоянно «отслеживать» с тем, чтобы своевременно вносить изменения в закон.
В настоящее время вопрос совершенствования таможенного законодательства в целях борьбы с таможенными правонарушениями стоит весьма остро, в этой связи важен вопрос поиска путей обеспечения эффективной борьбы с таможенными преступлениями в условиях компьютеризации таможенной деятельности.
Борьба усиления с таможенными преступлениями может быть решена лишь совместными усилиями, взаимодействием всех контролирующих таможенную сферу правоохранительных органов. Контроль и надзор должны быть подняты на новый качественный уровень, следует использовать современную методику выявления преступлений.
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Современные характеристики деятельности по легализации теневых доходов показывают, что она относительно дифференцируется от преступных действий по извлечению нелегальных доходов. В связи с этим подобная деятельность может рассматриваться как самостоятельное основание ответственности, независимо от ответственности за правонарушение, являющееся средством извлечения незаконных доходов. Таким решением обеспечивается также превентивная роль мер борьбы с легализацией теневых доходов по отношению к преступлениям, являющимся источником незаконных доходов.
Международными конвенциями стран — участниц Совета Европы, решениями и документами комитетов Организации Объединенных Наций, другими соглашениями международного характера рекомендуется принятие и реализация на национальном уровне системы мер борьбы с легализацией доходов от преступной деятельности, включающей в себя меры по выявлению, изъятию и конфискации средств, полученных таким путем.
Многообразие и сложность отношений, связанных с легализацией доходов от преступной и иной незаконной деятельности, задача не только установления ответственности, но и предупреждения такого поведения обусловливают необходимость использования в борьбе с этим социально-негативным явлением комплекса мер, включающих в себя различные виды правовой ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой), меры финансового и административного контроля за действиями юридических и физических лиц, связанными с операциями и финансовыми средствами, имуществом, документами имущественного характера.
В рамках Таможенного союза достаточно остро встала проблема гармонизации законодательства госдарств—членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в области административной и уголовной ответственности за нарушения таможенного законодательства.
Эксперты считают, что условием его успешного функционирования является образование единого правоохранительного пространства на всей территории Таможенного союза. Для унификации уголовных и административных законодательств государств-членов Таможенного союза был проведен сравнительно-правовой анализ законодательств государств-членов ЕврАзЭС в соответствующей области. На основе полученных результатов постоянной комиссией Межпарламентской ассамблеи (МПА) ЕврАзЭСбыли подготовлены рекомендации по гармонизации законодательств государст-членов ЕврАзЭС. Они были одобрены на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС, которое прошло 27октября 2010 года в Санкт-Петербурге.Так, было установлено, что в настоящее время имеются существенные различия, начиная с кодексов, заканчивая процедуро обжалования. Эксперты пришли к выводу, что в связи с изменениями порядка государственного регулирования внешней торговли в странах Таможенного союза и взаимной торговли межлу нимим необходимо пересмотреть национальные законодательства, регламентирующие административную и уголовеую ответственность за совершенные таможенные преступления.