Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Язык экрана как центральное выразительное средство4
Глава 2. Выразительные средства экрана и профессия оператора16
Глава 3. Основы режиссуры прямого эфира24
Глава 4. Соотношение изображения и слова32
Глава 5. Сравнение выразительных средств разных программ (на примере информационных программ)34
Заключение41
Список литературы42
Введение
Актуальность настоящей работы. Телевидение явление, имеющее свою моду, тенденции, в том числе на выразительные средства. Так, в конце 80-х годов необыкновенно привлекательной казалась электронная графика в оформлении передач, сверхдинамичный монтаж. Это объясняется влиянием вошедших тогда в моду видеоклипов. Но, уже вскоре выяснилось, что зритель быстро устает от мелькания разнородных кадров, ему хочется всмотреться в поток жизни, совпадающей по скорости с его собственной, с возможностями человеческого восприятия. И во всем мире наблюдается теперь интерес профессионалов телевидения к казавшимся архаичными формам телевизионного вещания 5060-х годов. Многие журналисты заново открывают для себя то, что было уже найдено однажды первопроходцами телевизионного эфира. В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видеозаписью, также позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерностей в тележурналистике, о важности изучения традиций, восходящих к поискам и находкам программ «От всей души», «Эстафета новостей», «Подвиг» с их ведущими популярнейшими в стране личностями. Личностное воздействие с экрана не может заменить никакая, даже самая совершенная техника. К этой истине снова и снова возвращаются профессионалы экранной журналистики вместе со зрителями.
Цель настоящей работы — анализ выразительных средств экрана.
Задачи работы:
исследовать язык экрана как основное средство выразительности,
изучить технические средства выразительности на экране.
Глава 1. Язык экрана как центральное выразительное средство
Телевидение не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Было бы ошибкой сводить мастерство к технической стороне творчества, и все же от степени овладения средствами выражения во многом зависят выразительность, точность и глубина передачи авторской мысли.
Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим в основе своей языком. Необходимо определить, хотя бы в общих чертах, содержание этого понятия «язык экрана».
Известно, что язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» кинокамеры (как и телекамеры) ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 3:4 .
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром.
Экранные средства выражения кино и телевидение обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране.
Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры, иными словами в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира).
«Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива» .
Наиболее употребительное деление планов на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное на шесть видов:
1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),
2) общий план (человек во весь рост),
3) средний план (человек до колен),
4) поясной план (человек до пояса),
5) крупный план (голова человека),
6) макроплан (деталь, например глаз) .
Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.
Еще один важный элемент языка экрана ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Возник он в те времена, когда живопись переходила от плоскостного изображения к перспективному. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т. п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. При этом часть объекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Сегодня термин «ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе, тогда как на заре кино и телевидения ракурс предполагал только необычную точку зрения, при которой обнаруживалось перспективное искажение фигуры или предмета. Переосмысление понятия «ракурс» объясняется тем, что современная оптика передает объем фигуры или предмета, перспективно искажая линии даже при фронтальной съемке.
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий кадр, план и ракурс экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, т. е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Всеми этими признаками обладает и произведение живописи. Но существует одно весьма существенное различие между картиной или рисунком и изображениями на экране, последние не постоянны, они появляются и исчезают. Кроме того, изображения на экране движутся, а движение имеет протяженность в пространстве и во времени.
Фильм или телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров важнейшая особенность экрана. Значит, чрезвычайное значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т. е. последовательность их появления на экране.
Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в.
Каждый, видевший коротенькие фильмы братьев Люмьеров «Выход рабочих с завода», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и другие, помнит, что они состоят из одного кадра, т. е. сняты неподвижной камерой, с одной точки, одним планом, в одном ракурсе. В первые 1015 лет именно так и снималось огромное большинство фильмов неподвижной камерой, одним кадром и в одной крупности. Но очень скоро обнаружилось, что кинопленку целлулоидную ленту можно резать и склеивать. И вскоре появляются фильмы, склеенные из нескольких кадров. Уже в 1902 г. можно было увидеть, например, фильм «День из жизни пожарного», в котором кадры чередовались в таком порядке:
1. Рука нажимает на кнопку пожарного сигнала.
2. Пожарная машина выезжает из депо.
3. Горящий дом.
4. Пожарная машина мчится по улице.
5. Горящий дом.
6. Пожарная машина мчится по улице.
7. Женщина в окне дома, охваченного огнем, и т. п.
Во многих фильмах, снятых до 1914 г., можно обнаружить и планы различной крупности, и съемку с движения, и параллельный монтаж (подобный тому, что содержится в приведенном примере). Однако фильмы эти лишены художественной ценности, они представляют собой лишь механическую фиксацию действительности.
Основы образности кино были заложены американским режиссером и сценаристом Дэвидом Гриффитом. В фильмах «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919) и других Гриффит, опираясь на технические открытия своих предшественников, блестящ продемонстрировал возможности монтажа. Окончательное осмысление монтажа, превращение его в творческий процесс заслуга отечественных кинематографистов, прежде всего великого художника и мыслителя Сергея Эйзенштейна. Существенный вклад в развитие теории и практики монтажа внесли Л. Кулешов, Вс. Пудовкин, Д. Вертов, А. Довженко, С. Юткевич, М. Ромм выдающиеся мастера киноискусства.
Выдержка из текста работы
Энергосбережение — это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергетическая эффективность – определенный набор характеристик, отражающих отношение эффекта от использования энергоресурсов к затратам на сами энергоресурсы. Эффективность энергосбережения характеризуется в том числе классом энергетической эффективности, который отражает степень полезности того или иного продукта с точки зрения экономии энергии. Для определения энергоэффективности проводят специальные энергетические обследования.
На сегодняшний день энергосбережение характеризуется Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Сфера действия настоящего Федерального закона:
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.
4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В настоящее время органом местного самоуправления разработана и реализуется муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Балезинский район» на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования «Балезинский район» Удмуртской Республики от 14 августа 2014 г. № 1249.
Согласно данной программе ожидаются следующие конечные результаты:
— доля объема потребления электрической энергии, холодной и горячей воды, природного газа, расчеты за которые осуществляются по приборам учета, в общем объеме потребления данных энергетических ресурсов в муниципальном образовании 100 % с 2016 года;
— доля объема потребления тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются по приборам учета, в общем объеме потребления тепловой энергии в муниципальном образовании 54% к 2020 году;
— доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования – 28,7% к 2020 году;
— удельный расход энергетических ресурсов в муниципальном секторе – 42,3 кг.у.т./м2 к 2020 году;
— удельный расход энергетических ресурсов при производстве и передаче тепловой энергии – 155,28 кг.у.т./Гкал к 2020 году;
— средний удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде — 45 кг.у.т./м2 к 2020 году.
В этой курсовой работе я рассмотрю, как реализуется программа энергосбережения и энергетической эффективности в Балезинском районе и каковы результаты выполнения мероприятий программы.
………….
1. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ;
2. «ФБ» 2017 article/276616/energosberejenie—eto-chto-takoe-osnovnyie-napravleniya-i-sposobyi-energosberejeniya
3. Агентство по энергосбережению УР energosberezhenie/propaganda/sovetyi-i-terminyi/kollekcziya-energoeffektivnyix-sovetov-po-ekonomii-elektroenergii,-tepla,-vodyi-i-gaza-v-byitu.html
4. Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Балезинский район» на 2015-2020 годы»;
5. Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Балезинский район» на 2010 – 2014 годы и целевые установки до 2020 года»;
6. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 754 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации»;
7. Альтернативная энергия
8. «Учебное пособие для ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы», Москва 2013 Некоммерческое Партнерство «Корпоративный образовательный и научный центр Единой энергетической системы»;
9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электрических сетях, Лыкин А.В., 2013;
10. Электронный журнал по энергосбережению и энергоэффективности «ЭНЕРГОСОВЕТ».
11. Энергетический анализ хозяйственной деятельности: учебно-методическое издание /Я.М. Щелоков. Екатеринбург. 2010. 390 с.
12. Основы энергосбережения: учебник / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков; под ред. Н.И. Данилова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2010. 564 с.